Мастер-класс для педагогов: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»
методическая разработка (подготовительная группа)

Окотэтто Мария Николаевна

Поделиться педагогическим опытом в использовании волшебных колечек, в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, как метод развития связной речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Новопортовский детский сад «Теремок»

Мастер-класс для педагогов

«Волшебные колечки» как метод развития связной речи»

              Выполнила Окотэтто М.Н.

                                                       (воспитатель подготовительной к школе группы)

С. Новый Порт

декабрь 2019 г.


Цель мастер-класса: Поделиться педагогическим опытом в использовании волшебных колечек, в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, как метод развития связной речи. Слайд 2

Исходя из цели поставила следующие задачи:

  • Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности мнемотехники, познакомить с особенностями этой технологии.
  • Дать рекомендации педагогам по использованию пособия «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.
  • Повышение эффективности образовательного процесса, путем использования инновационных методов работы.
  • Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: пособия “Волшебные колечки”: колечки с картинками, цифрами, счётным материалом

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор;
  • внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Ход мастер–класса

1. Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Тема нашей встречи “Волшебные колечки” - как метод развития связной речи”.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива, 
и ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Несформированность грамматического строя речи
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из методов развития связной речи у детей с ЗПР является использование мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному. Напомню.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Основная часть

Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия “Волшебные колечки”.

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,

Раз, два, три, четыре, Пять!

 Буду листья собирать.
Лист берёзы, лист рябины.

Листик дуба и осины!!

3 этап. Деление стихотворения на части.

4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.

А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.

Молодец! А теперь без моей помощи.

6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.

А кто из Вас может рассказать стихотворение без колечек.

Итог.

Таким образом, с помощью “Волшебных колечек” достигаем следующих результатов:

  • у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
  • активизируется словарный запас;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.

Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.

В своей работе использую данную литературу

  1. Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
  3. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985 — с.92
  5. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  6. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  7. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
  8. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
  9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

Картинки по запросу лист рябина

Картинки по запросу лист осиныПохожее изображение

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок» М А С Т Е Р-К Л А С С «Волшебные колечки» как метод развития связной речи Окотэтто М.Н.

Слайд 2

Цель: Поделиться педагогическим опытом в использовании волшебных колечек, в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, как метод развития связной речи. Задачи: Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности мнемотехники, познакомить с особенностями этой технологии. Дать рекомендации педагогам по использованию пособия «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений. Повышение эффективности образовательного процесса, путем использования инновационных методов работы. Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Слайд 3

В речи детей существуют множество проблем, как например: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить предложение; - бедный словарный запас; нарушение звукопроизношения; трудности в построении сюжетного или описательного рассказа.

Слайд 4

«Мнемотехника» - искусство запоминания

Слайд 5

«Волшебные колечки»

Слайд 6

1 этап - Выбор стихотворения для заучивания. 2 этап - Выразительное чтение стихотворения. 3 этап - Деление стихотворения на части. 4 этап - Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка”. 5 этап - Повтор и рассказывание стихотворения ребёнком с помощью “колечек”. 6 этап - Заключительный этап – рассказывание стихотворения без помощи “колечек”. Этапы заучивания стихотворения

Слайд 7

ЗАДАНИЕ « У лисы в лесу глухом Есть нора – уютный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Спит в берлоге косолапый , До весны сосёт он лапу. Есть у каждого свой дом , Всем тепло, уютно в нём » . Подбери «волшебные колечки» ЗАДАНИЕ

Слайд 8

Использование «колечек» Обучение грамоте

Слайд 9

Пальчиковые игры

Слайд 10

Развитие математических представлений – решение примеров

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР».

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:Обучающие: • дать рекомендации педагогам по использованию пособия &l...

Конспект мастер-класса для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи через продуктивную деятельность.

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....

Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Образовательные:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенн...

Мастер - класс для воспитателей "Волшебные колечки" как метод развития связной речи.

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Обучающие:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познаком...

Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"

ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов...

Мастер-класс: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- научить педагогов использовать пособие «Волше...

Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи

Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....