Мастер-класс: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи
консультация

Ничипорчук Елена Викторовна

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи:

- научить педагогов использовать пособие «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.

- повысить эффективность образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы; показать значимость применение данного метода для речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_kolechki.pptx585.6 КБ
Файл master_-_klass_dlya_vospitateley.docx18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс « Волшебные колечки» как метод развития связной речи Подготовила : Воспитатель разновозрастнойгруппы Ничипорчук Елена Викторовна Канск 2021

Слайд 2

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов. Задачи. Обучающие: дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии; дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений. Развивающие: популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога; повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы; Воспитательные: активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Слайд 3

Тема нашей встречи “Волшебные колечки” - как метод развития связной речи. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в речевой работе с детьми. Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: “ О, как же ты красива !”

Слайд 4

Одним из методов развития связной речи у детей является использование мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. МНЕМОТЕХНИКА – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.

Слайд 5

Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”. Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример готовых колечек

Слайд 6

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия “Волшебные колечки”. 1 этап. Выбор стихотворения для заучивания. При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками. Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки . В нашем стихотворении – это существительные.

Слайд 7

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря Спать пора! Уснул бычок, Лёг в коробку на бочок. Сонный мишка лёг в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон, Он слонихе шлёт поклон.

Слайд 8

3 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз. На этом этапе происходит повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.

Слайд 9

5 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи «колечек». А кто из детей может рассказать стихотворение без «колечек»?

Слайд 10

Использование колечек при подготовке к обучению грамоте

Слайд 11

Итог. Таким образом, с помощью “Волшебных колечек” достигаем следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи.

Ничипорчук Елена Викторовна,

 воспитатель МБДОУ №11

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи.

- научить  педагогов  использовать  пособие «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.

- повысить эффективность образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы; показать значимость применение данного метода для речевого развития дошкольников.

Оборудование: пособия «Волшебные колечки.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор; внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Ход мастер–класса

1. Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Тема нашей встречи «Волшебные колечки» - как метод развития связной речи. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически сделать пособие которые,  я  начинаю использовать  в речевой работе с детьми средней группы.

На сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Не сформированность грамматического строя речи. Нарушение звукопроизношения. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из методов развития связной речи у детей с ЗПР является использование мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

МНЕМОТЕХНИКА- от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному. Напомню.

Суть мнемосхем  заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Василий Александрович Сухомлинский сказал, что: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». А учёный Владимир Михайлович Бехтерев говорил, что: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».

Поэтому я решила соединить эти два вида работы.

1.Основная часть.

Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.

Пример  готовых колечек представлен на (слайде №5).

Сегодня мы поэтапно  рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия. Заучивание может происходить как в индивидуальной,  так и групповой форме. Заучивание состоит из  5 этапов.

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания. (Слайд № 6). При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова. Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки. В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например:

( Слайд№ 7)

Спать пора! Уснул бычок,  
Лёг в коробку на бочок.  
Сонный мишка лёг в кровать,  
Только слон не хочет спать.  
Головой кивает слон,  
Он слонихе шлёт поклон.

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

3 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

Спать пора! - надеваем на мизинец «Ночь»

Уснул бычок, лёг в коробку на бочок  – надеваем на безымянный «Бычка»

Сонный мишка лёг в кровать – на средний «Мишку»

Только слон не хочет спать. -  на указательный «Слона»

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон. - на безымянный « Слониху»

4 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью «колечек».

5 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи «колечек».

Коллеги, а кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а вы продолжите. Обязательно нужно похвалить ребенка. Молодец! А теперь без моей помощи.

Стихотворения берем разнообразные, но подходящие по возрасту.

 (Слайд №9).

3.Заключительная часть.

Детям нравится работать с колечками. Использовать  их можно и на при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко «А». И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: астра, арбуз, автобус. (Слайд №10) при формировании и дифференцировании понятия «твердый - мягкий звук»: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук при дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуки. Например, Саша выбирает колечки с картинками, в которых есть звук «Х», а Юля колечки, в которых есть звук «К».

Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. «Жили у Бабуси»…Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов. Например, надеваем два колечка с гусями  на указательный и средний пальцы ведущей руки и предлагаем им прошагать, попрыгать с кочки на кочку.  

Таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:

- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;

- расширяется кругозор знаний об окружающем мире;

-  активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

- сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.

Рефлексия «Багаж знаний».

На доске прикрепляются картинки чемодана и мусорной корзины. Коллегам раздаются карточки. Если ответы - узнали что-то новое, то карточки прикрепляют на чемодан. Если нет – то к мусорной корзине.

 

Спасибо вам всем! Успехов в нашей не легкой, но творческой работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»

Поделиться педагогическим опытом в использовании волшебных колечек, в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, как метод развития связной речи....

МАСТЕР-КЛАСС «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР».

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:Обучающие: • дать рекомендации педагогам по использованию пособия &l...

Конспект мастер-класса для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи через продуктивную деятельность.

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....

Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Образовательные:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенн...

Мастер - класс для воспитателей "Волшебные колечки" как метод развития связной речи.

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Обучающие:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познаком...

Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"

ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов...

Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи

Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....