МАСТЕР-КЛАСС «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР».
материал по развитию речи (старшая группа)

Лукьянчикова Елена Михайловна

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи:

Обучающие: • дать рекомендации педагогам по использованию пособия «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.

Развивающие: • популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога; • повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.

Воспитательные: • активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: пособия «Волшебные колечки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс:  «Волшебные колечки»

как метод развития связной речи у детей с ТНР.

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи.

Обучающие:

•        дать рекомендации педагогам по использованию пособия «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.

Развивающие:

•        популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

•        повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.

Воспитательные:

•        активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: пособия «Волшебные колечки».

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса: 

  • получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор;
  • внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Ход мастер-класса

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МАСТЕРА.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе «Волшебные колечки» - как метод развития связной речи у детей с ТНР.

 На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Несформированность грамматического строя речи.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным.

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»

Поэтому я решила соединить эти два вида работы.

II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОТОВЫХ «ВОЛШЕБНЫХ КОЛЕЧЕК».

Представляю вашему вниманию готовые пособия «Волшебные колечки».

Пример развёрнутых заготовок колечек представлен в рисунке.

C:\Users\Владимир\Desktop\hello_html_m64d5995c.jpg C:\Users\Владимир\Desktop\2.jpg

III. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОЛШЕБНЫХ КОЛЕЧЕК».

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия «Волшебные колечки».

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот
автобус, вот машина,
Едет
самосвал большой.
Вот идёт
трамвай с дугой,
По реке плывёт «
Ракета» -
Это транспорт, транспорт это!

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Трамвай с дугой (Что это за дуга?).

Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.

«Ракета» (Как может ракета плыть?)  «Ракета» - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета.

3 этап. Деление стихотворения на части.

В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.

4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот
автобус, - на мизинец колечко «Автобус».
Вот машина – на безымянный колечко «Машина».
Едет самосвал большой. – на средний колечко «Самосвал».
Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко «Трамвай».
По реке плывёт «
Ракета» - на большой колечко «Ракета».
Это транспорт, транспорт это! –
общий обобщающий жест.

5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения с помощью «колечек».

А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.

Молодец! А теперь без моей помощи.

6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи «колечек».

А кто из Вас может рассказать стихотворение без колечек.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Уважаемые, воспитатели! Давайте с вами разделимся на три команды и попробуем вместе сделать «волшебные колечки» и заучить стихотворение.

Для этого команде нужно выбрать из предложенных любое стихотворение для заучивания, выделить главные ключевые слова, выразительно его прочитать, разбить  стихотворение на части и нарисовать на готовых шаблонах «колечки».

Участники мастер-класса самостоятельно продумывают и изготовляют «волшебные колечки». Затем знакомят со своим стихотворением с помощью «волшебных колечек».

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР – КЛАССА.

Таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:

  • у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
  • активизируется словарный запас;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.

Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

РЕФЛЕКСИЯ «ПОПАДИ В ЯБЛОЧКО»

Мастер предлагает участникам мастер-класс шпажки – «стрелы» и три яблока:

– красное – педагоги считают полученную информацию актуальной, полезной, новой;

– жёлтое – информация раскрыта недостаточно;

– зелёное – материал был не раскрыт, не понят педагогом.

Педагогам предлагается вколоть «стрелу» в определённое яблоко и рассказать почему «стрела» именно в этом яблоке, что дал мастер-класс для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»

Поделиться педагогическим опытом в использовании волшебных колечек, в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, как метод развития связной речи....

Конспект мастер-класса для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи через продуктивную деятельность.

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....

Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Образовательные:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенн...

Мастер - класс для воспитателей "Волшебные колечки" как метод развития связной речи.

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Обучающие:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познаком...

Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"

ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов...

Мастер-класс: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- научить педагогов использовать пособие «Волше...

Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи

Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....