Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»
материал (младшая группа)

Яровая Олеся Игоревна

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи.

Образовательные:

дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;

дать рекомендации педагогам по использованию пособия «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.

Развивающие:

популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

Воспитательные:

активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: пособия «Волшебные колечки»: колечки с картинками, цифрами, счётным материалом, ИКТ-оборудование.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен

воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kolechki.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи.

Образовательные:

дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;

дать рекомендации педагогам по использованию пособия «Волшебные колечки» при заучивании стихотворений.

Развивающие:

популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

Воспитательные:

активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: пособия «Волшебные колечки»: колечки с картинками, цифрами, счётным материалом, ИКТ-оборудование.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен

воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, коллеги! Я приветствую вас на своём мастер-классе. Тема нашей встречи «Волшебные колечки» - как метод развития связной речи».

Сегодня я покажу и дам возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в речевой работе с детьми.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и

описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

* неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

* бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений;

* несформированность грамматического строя речи;

* нарушение звукопроизношения;

* бедность диалогической речи;

* трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

* отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

* отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;

* плохая дикция.

Поэтому перед нами стоит задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст обозначается схематично. Глядя на эти схемы-опоры, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»

«Волшебные колечки» можно использовать для разных видов работы по развитию речи:

* обогащения словарного запаса;

* при обучении составлению рассказов;

* при пересказах произведений художественной литературы;

* при отгадывании и загадывании загадок;

* при заучивании стихов.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным. Поэтому нам так важно использовать данную технологию в своей работе.

Основная часть

Представляю вашему вниманию пособие «Волшебные колечки». «Колечки» изготавливаются не сложно. Само кольцо представляет собой картонную основу (полоска бумаги) и приклеенную к ней картинку.

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия «Волшебные колечки».

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые изготавливаются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова–предметы, слова–действия или слова–признаки.

В наших стихотворениях – это существительные-птицы.

Улетают к югу птицы:

И грачи, и журавли,

Но останутся синицы,

Воробьи и снегири.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения дважды.

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

3 этап. Деление стихотворения на части. Выбор колечек для слов-опор. В данном случае каждая часть связана с какой-то птицей.

4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью

«колечек».

6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи «колечек». Стоит учесть, что это зависит от индивидуальных особенностей детей и может получиться только после многократных (5-7) повторений.

Звуковка и многое другое.

«Волшебные колечки» можно использовать не только для разучивания стихотворений, но и в коррекционном образовании, может быть, кому-то из вас придется работать в логопедической группе. Что вы можете использовать в коррекционный час.

• при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко «Л». И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: лапа, лама, лось. «ЛЬ» - лиса, лягушка, лев.

• при формировании и дифференцировании понятия «твердый - мягкий звук»: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук.

• при дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуки. Например, один ребенок выбирает колечки с картинками, в которых есть звук «З», а второй ребенок - колечки, в которых есть звук «С».

Если детям нравится работать с колечками, можно не останавливаться на использовании данного материала в речевом развитии детей и использовать их на занятиях по формированию математических представлений:

* соотнесение количества, чисел и цифр (колечки с цифрами);

* упражнения в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);

* при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);

* обучение порядковыми числительными (колечки с картинками);

* при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);

В перспективе можно использовать колечки при формировании представлений о форме, размере.

В образовательной деятельности:

Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов.

Например, надеваем два колечка с собачками из мультфильма «Щенячий патруль», на указательный и средний пальцы ведущей руки и предлагаем им прошагать по лабиринту, попрыгать с кочки на кочку.

Итог

Таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:

* у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;

* расширяется кругозор знаний об окружающем мире;

* активизируется словарный запас;

* дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.

Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»

Поделиться педагогическим опытом в использовании волшебных колечек, в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, как метод развития связной речи....

МАСТЕР-КЛАСС «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЕЧКИ» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР».

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:Обучающие: • дать рекомендации педагогам по использованию пособия &l...

Конспект мастер-класса для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи через продуктивную деятельность.

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....

Мастер - класс для воспитателей "Волшебные колечки" как метод развития связной речи.

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи.Обучающие:дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познаком...

Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"

ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов...

Мастер-класс: «Волшебные колечки» как метод развития связной речи

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- научить педагогов использовать пособие «Волше...

Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи

Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов....