Мастер-класс для педагогов: «Заучивание стихотворений по денотативному плану»
методическая разработка

Окотэтто Венера Николаевна

Показать эффективный способ для заучивания стихотворений по картинкам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc47.5 КБ
Файл zauchivanie_stihotvoreniya_po_denotativnomu_planu1.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОПОРТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

                                                                                         Мастер-класс по о/о «Речевое развитие»

                                                                                      Раздел: «Художественная литература»

Мастер-класс для педагогов:

«Заучивание стихотворений по денотативному плану»

                                                          Подготовил воспитатель второй младшей группы

                                                Окотэтто Венера Николаевна

Февраль

2019 год

Мой мастер-класс называется: «Заучивание стихотворений и по денотативному плану»

Цель:

• Показать эффективный способ для заучивания стихотворений по картинкам.

Задачи:

  1. Формировать умение выразительно читать стихотворение;
  2. Совершенствовать умение заучивать стихи с помощью картинок;

     3. Развивать связную и диалогическую речь;

     4. Воспитывать интерес к художественной литературе.

В своей работе по заучиванию стихотворений опираюсь на высказывание великого японского ученого Масару Ибука: «Стихи должны воспитывать в ребёнке благородные чувства, были изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили».  (Слайд № 3)

Не секрет, что в наш век высоких технологий дети стали говорить хуже.

В каждой группе детского сада есть дети с нарушениями звукопроизношения, испытывают затруднения при заучивании стихотворений, плохо запоминают воспроизведение текста.
Существуют разные методы
заучивания стихотворений, самым эффективным является денотативный план, это метод заучивания стихотворений по картинкам который разработала Г.Е.Сычева.

 Яркие опорные картинки позволяют осмыслить стихотворение и путем ассоциативных связей запомнить его.

Заучивание стихов на основе денатотивного плана особенно актуальна для детей с речевым нарушением, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания. У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Прежде, чем начать заучивание, стихотворение нужно прочитать с выражением. Еще лучше, если знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные детям слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения рассказать ребенку, кто написал такое замечательное произведение. Такой подход приучает детей к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. 
      После показать ребенку иллюстрации, а пока он будет их рассматривать, пересказать стихотворение еще раз. Таким образом, у ребенка формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы нужно приступать непосредственно к заучиванию стихотворения по денотативному плану (по картинкам).

Как мы учим стихотворение А.Л. Барто по денативному плану, то есть по картинкам.

Читая стихотворение, каждая строчка сопровождается картинкой.

Я люблю свою лошадку.

        Причешу ей шерстку гладко,

          Гребешком приглажу хвостик

                                              И верхом поеду в гости.
Затем идет разбор стихотворения по вопросам. 
Воспитатель задает вопросы:
1. О чём это стихотворение?
2. Кто любил лошадку?
3. Чем приглаживал хвостик?
4. На чем поехал в гости?

А теперь предлагаю рассказать стихотворение с опорой на картинки.

Поэтому же плану мы заучиваем стихотворение А.Л. Барто «Зайка».

Используя денотативный план – картинки малыши младшего возраста быстро запоминают текст, им интересно, такое заучивание для них как игра. Игра которая приносит радость, а главное успех.

В старшем дошкольном возрасте заучивание стихов нужно не только для того, чтобы развить память, но и для того, чтобы развить навыки построения внутреннего связанного речевого замысла.

 Ведь стихи в старшем дошкольном возрасте сложнее по объёму и чтобы запомнить их последовательность используем денотатативный план, план – картинка.

Заучивание стихотворения Е.Благинина

                                        «Улетели, улетели журавли»

                                      Скоро белые метели

                                      Снег подымут от земли.

                                      Улетают, улетели,

                                     Улетели журавли.

                                     Не слыхать кукушки в роще,

                                     И скворечник опустел.

                                    Аист крыльями полощет -

                                    Улетает, улетел!

                                    Лист качается узорный

                                     В синей луже на воде.

                                     Ходит грач с грачихой чёрной

                                     В огороде, по гряде.

Во время прочтения стихотворения выставляются картинки. Затем педагог, показывая на изображения, читает строки стихотворения.

Затем предложить детям рассказать стихотворение по цепочке, подгруппам. Прослушать индивидуальное рассказывание нескольких детей, опираясь на план картинки.  

 Затем ребенок воспроизводит стихотворение без зрительного ориентира.

Сегодня мы свами выучим потешку. Я его прочитаю, а вы слушайте внимательно так как каждая строчка будет сопровождаться картинкой.

                         Потешка: «Кисонька-мурысенька»

Кисонька-мурысенька,

Где была?

На мельнице.

Кисонька-мурысенька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысенька.

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурысенька
С кем прянички ела?

Одна.

Не ешь одна, не ешь одна!

А теперь я вам буду задавать вопросы по содержанию потешки, а вы ответьте.

Куда ходила кисонька – мурысенка,

(На мельницу)

Что она там делала?

(Муку молола)

Что из муки пекла?

(Прянички)

С кем прянички ела?

(Ела одна)

Давайте мы ей пригрозим пальчиком и скажем не ешь одна, не ешь одна.

Теперь поиграем. Роль девочки будет играть Наталья Владимировна, роль кисоньки воспитатель Окотэтто М.Н.

Девочка (воспитатель) будет спрашивать кисоньку-мурысенку, а воспитатель который играет роль кисоньки отвечать на вопросы.

Уважаемые педагоги предлагаю вам разделиться на две команды. Подходите и берите кружочки зеленого и желтого цвета.

 Будем учить с вами стихотворение «Дед хотел уху сварить» и потешку «Плетень».

  1. Выбрать воспитателя.
  2. Сформулировать вопросы по потешке и стихотворению.
  3. Разучивание по опорным картинкам.

 

При регулярном использовании, эта методика работа по денативному плану дает очень хороший результат, помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.

 Дети, строя свои высказывания, учатся структурировать и выбирать то, о чем они хотят рассказать, и в какой последовательности.

У меня есть солнышко, у него нет лучиков, без лучиков солнышко не сможет приносить радость. Кому эта методика показалась интересной для заучивания стихотворений в младшем дошкольном возрасте, и вы ее хотите применить в своей работе, прикрепите свой лучик к солнышку.

Посмотрите на солнышко, как много лучиков, ведь художественная литература служит средством разностороннего воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс: «Заучивание стихотворения по денотативному плану» февраль 2019 год

Слайд 2

Цель: Показать эффективный способ для заучивания стихотворений по денотативному плану для детей младшего дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать умение интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение. 2. Совершенствовать умение рассказывать стихотворение по опорным картинкам. 3. Развивать диалогическую речь и связную речь . 4 . Воспитывать интерес к художественной литературе.

Слайд 3

«Стихи должны воспитывать в ребёнке благородные чувства, были изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили». Масару Ибука

Слайд 4

Метод денотативного плана

Слайд 5

А.Л. Барто «Лошадка»

Слайд 6

А.Л. Барто «Зайка»

Слайд 7

Е.Благинина «Улетели, улетели журавли»

Слайд 8

Потешка : «Кисонька- мурысенка »

Слайд 9

Успехов и творчества , уважаемые педагоги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ"

Обогащение активного и пассивного словаря, развитие речи  детей дошкольного возраста при помощи заучивания стихотворений...

Консультация для педагогов «Заучивание стихотворений и пересказ текстов с использованием денотативного плана»

Консультация дает представление о работе с денотативным планомпо методике Г.Е. Сычевой....

Мастер-класс "Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Заучивание стихотворений"....

Мастер-класс по развитию речи заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы

Загадки, беседа об овощах, заучивание стихотворения по таблице, инсценировка....

Мастер-класс: "Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс разработан для проведения с взрослыми, представлены  способы и приемы заучивания стихотворений - мнемотехника. В ходе масте - класса есть описание и примеры применения мнемоквадрата,...

Мастер-класс "Использование мнемотаблиц при заучивание стихотворений"

Ознакомление и  последующее применение родителями мнемотаблиц в    домашних условиях....

Мастер – класс «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом....