Мастер- класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворения И.З.Сурикова «Детство» с детьми старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Маляренко Елена Андреевна

Цель мастер класса: создание условий для знакомства педагогов с технологией «Мнемотехника», обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №43 «Теремок»

Мастер- класс

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворения И.З.Сурикова «Детство» с детьми старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель высшей

 квалификационной категории

Маляренко Елена Андреевна

п.Красногорняцкий, 2025 г.

Цель мастер класса: создание условий для знакомства педагогов с технологией «Мнемотехника», обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

1. Дать понятие «мнемотехника»; раскрыть актуальность использования данной технологии; познакомить с системой работы над заучиванием стихотворений с помощью мнемотехники.

2. Вовлечь педагогов в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса с помощью использования мнемотехники.

3. Создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

Форма проведения мастер-класса:

- с педагогами, без участия детей;

- беседа, практическая работа

Материалы и инструменты для практической работы:

Мнемотаблица для заучивания стихотворения, цветные карандаши или фломастеры, листы для составления мнемотабицы.

Структура мастер-класса:

Вступительная часть.

Теоретическо — демонстрационная часть.

Практическая часть.

Рефлексия участников мастер-класса.

Ход мастер-класса:

Вступительная часть.  Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми при заучивании стихотворений.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Одной из эффективных форм развития речи дошкольников является заучивание стихотворений. Благодаря стихотворениям:

  • Речь становится яркой, образной, эмоциональной.
  • Расширяется кругозор.
  • Развиваются психические процессы: память, мышление, внимание, воображение, речь.
  • Обогащается словарный запас.

При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как:

- Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.

- Длительность процесса заучивания (запоминания).

- Припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.

Монотонное  заучивание по принципу «Надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Я задала себе вопрос «Как процесс запоминания стихотворений сделать более простым, интересным, творческим, привлекательным и эффективным для детей?».

Изучив методическую литературу по данной проблеме, я нашла ответ в технологии «Мнемотехника». Сегодня я хочу поделиться с вами данной технологией, внедрение которой поможет вам облегчить процесс заучивания стихотворений и обеспечит эффективность в работе с детьми.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1 рисунком-символом), последовательно переходить к мнемодорожкам (вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию), и позже – к мнемотаблицам(таблица, в которую заложена определенная информация).  

Мнемотаблицы -это дидактический материал. Их можно использовать для :

- заучивания стихотворений, пословиц;

- обучения составлению рассказов;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;

- обогащения словарного запаса.

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. В качестве условных обозначений могут выступать символы разнообразного характера: предметные рисунки, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы), геометрические фигуры, условные обозначения, цифры, слова или первые буквы слов и т.д. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, елочка – зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. 

Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице.

- Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

- После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ:

1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

2. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ, РАЗБОР НОВЫХ СЛОВ.

3. РАССМАТРИВАНИЕ ГОТОВОЙ ТАБЛИЦЫ (СОЗДАННОЙ ВЗРОСЛЫМ).

4. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ВЗРОСЛЫМ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ.

5. РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ. САМИМИ ДЕТЬМИ С НЕБОЛЬШОЙ ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО.

6. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ДЕТЬМИ С ОПОРОЙ НА СХЕМУ.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ
СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ .

2. БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ, РАЗБОР НОВЫХ СЛОВ.

3. КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТА: НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ С ПОМОЩЬЮ  ВОСПИТАТЕЛЯ, ПОЗДНЕЕ – САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕТЬМИ.

4. ПРОГОВАРИВАНИЕ ТЕКСТА С ОПОРОЙ НА ТАБЛИЦУ

5. РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ БЕЗ ТАБЛИЦЫ 

Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более «цепкой», развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

  1. Чтение стихотворения «Детство» И.З.Сурикова.

Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

2. Беседа по прочитанному

- О каком времени года пишет поэт? Что вспоминает поэт?

- Как пишет поэт про гору?- Какая она? (крутая, высокая, обрывистая)

- Как вы понимаете слова «кубарем качусь я под гору в сугроб» (перевертываясь, быстро)

- Как вы думаете, кто главный персонаж стихотворения?

- Почему упал мальчик? (санки наклонились)

3. Кодирование текста с помощью мнемотаблицы для разучивания стихотворения

Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Итак, вот моя деревня... Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.

4. Чтение стихотворения с помощью мнемотаблицы

А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение

5. Рассказывание стихотворения без таблицы

Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

- Сегодня я узнала...

- Было интересно...

- Теперь я могу...

- Я приобрела...

- У меня получилось...

- Я смогла...

- Я научилась...

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми Подготовил воспитатель ВКК Маляренко Елена Андреевна

Слайд 2

Цель : ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений. Задачи : - популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога; - повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы; -дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

Слайд 3

При заучивании с детьми стихотворений, мы, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как: Потеря, искажение смысла стихотворения; Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму; Длительность процесса заучивания(запоминания); Припоминание, в результате которого, теряется интонационная выразительность; Всё это снижает интерес у детей.

Слайд 4

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем ,таких как : - ограниченный словарный запас, - грамматически неправильное построение фразы, - фонематическое несовершенство, - отсутствие навыков культуры речи. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Почему это происходит?

Слайд 5

Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят мнемотаблицы

Слайд 6

Структура мнемотехники

Слайд 7

Рекомендуется следующие размеры таблиц: для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки , на 9 клеток ; для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток , на 16 клеток; для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 клеток, на 25 клеток.

Слайд 8

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы

Слайд 9

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ: 1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ. 2. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ, РАЗБОР НОВЫХ СЛОВ. 3. РАССМАТРИВАНИЕ ГОТОВОЙ ТАБЛИЦЫ (СОЗДАННОЙ ВЗРОСЛЫМ). 4. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ВЗРОСЛЫМ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ. 5. РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ. САМИМИ ДЕТЬМИ С НЕБОЛЬШОЙ ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО. 6. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ДЕТЬМИ С ОПОРОЙ НА СХЕМУ.

Слайд 10

Дед Мороз А. Шибаев К нам на елку – ой-ой-ой! Дед Мороз идет живой. Ну и дедушка Мороз!.. Что за щеки, что за нос!.. Борода-то, борода!.. А на шапке-то звезда! На носу-то крапины! А глаза-то… папины! Снежинки Галина Новицкая - Кто снежинки Делал эти? За работу Кто в ответе? - Я! - ответил Дед Мороз И схватил меня За нос!

Слайд 11

Детям старшего возраста предлагаются монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений

Слайд 12

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ 1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ . 2. БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ, РАЗБОР НОВЫХ СЛОВ. 3. КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТА: НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ, ПОЗДНЕЕ – САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕТЬМИ. 4. ПРОГОВАРИВАНИЕ ТЕКСТА С ОПОРОЙ НА ТАБЛИЦУ 5. РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ БЕЗ ТАБЛИЦЫ

Слайд 15

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс разработан для проведения с взрослыми, представлены  способы и приемы заучивания стихотворений - мнемотехника. В ходе масте - класса есть описание и примеры применения мнемоквадрата,...

СЦЕНАРИЙ детско-взрослого мероприятия по техническому моделированию с использованием системно-деятельностного подхода, Смарт - доски «Сказка- это детство!» с детьми старшего дошкольного возраста

Продолжать развивать умение детей конструировать по наглядным схемам, используя конструктор по образовательной робототехнике «FUN&BOT»...

Презентация Мастер-класс «Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»

Хочу поделиться с вами, как я использую камешки Марблс в своей работе. На мой взгляд, они являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушен...

Мастер- класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворения И.З.Сурикова «Детство» с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер класса: создание условий для знакомства педагогов с технологией «Мнемотехника», обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Задачи:1. ...

Мастер-класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»К . Д. Ушинский...