Консультация для воспитателей "Методика проведения подвижных игр."
план-конспект занятия (младшая группа)

Осипова Екатерина Викторовна

Цель: развитие двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями. Совершенствование двигательных навыков и их использование в игровых ситуациях; развитие физических качеств; воспитание самостоятельности и активности. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Методика проведения подвижных игр»

Цель: развитие двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями. Совершенствование двигательных навыков и их использование в игровых ситуациях; развитие физических качеств; воспитание самостоятельности и активности. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Подвижная игра-одно из средств всестороннего развития детей дошкольного возраста. Она оказывает воздействие на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

В методике организации подвижных игр выделяют несколько этапов.

1. Выбор игры.

Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель.

Подвижные игры следует подбирать такие, которые воспитывают высокие моральные и волевые качества, укрепляют здоровье, содействуют правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений.

Перед тем как выбрать игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовку. При отборе игры надо учитывать форму проведения, а также, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному.

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступными и интересным. Основное требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр - соответствие содержания игровых действий и правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового. Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения детям. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила. Важное условие успешности игровой деятельности – понимание содержания и правил игры

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания, подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.).

Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы – веселые ребята» и др.). Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.

2. Сбор детей на игру.

Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе можно позвонить в колокольчик, или взять в руки красивую игрушку, привлекая внимание детей и тут же вовлечь их в игру.

С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут. Воспитатель может поручить своим помощникам - наиболее активным детям собрать всех для игры. при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть);Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее. Собирать детей надо быстро (1-2 мин., потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

После сбора детей на игру педагог сообщает название игры. Затем если игра новая объясняет правила игры,затем задает уточняющие вопросы:

3. Создание интереса к игре.

Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Приемы создания интереса тесно связаны с приемами сбора детей. Например,интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!» Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательнадевает маску-шапочку: «Смотрите дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть.»,или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик. Ловите его!»

4. Организация играющих, объяснение игры.

Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель ставит так, как это нужно для игры. все объяснения делаются в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать.

Старшую группу он может построить в шеренгу или собрать вокруг себя. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все.

Объяснение правил и содержания игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей,поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить постепенно их к этому надо. С другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять их.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли. И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего (можно при помощи считалки) и ставит остальных играющих на свои места.

В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч капитану», «Эстафета по кругу»).

Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих, Инвентарь, игрушки и атрибуты обычно раздают перед началом игры, но можно положить их на условленные места, и дети берут их по ходу игры.

5. Распределение ролей.

В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки на тему игры.

Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.

6. Проведение игры и руководство ею.

Для проведения подвижных игр необходимо создавать соответствующие гигиенические условия. Если подвижные игры проводятся в помещении, то комнату, зал нужно предварительно проветрить, а пол протереть влажной тряпкой. Температура воздуха в комнате не должна превышать +18-20° С. Одежда детей должна быть удобной, чтобы не ограничивать свободу движений. Обувь должна быть легкой и удобной.

При проведении игр на свежем воздухе площадку следует освободить от посторонних предметов, подмести и, если возникнет необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли. Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры - удар в барабан, погремушку и т. Д. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими - сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Но не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений - замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу - все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как лучше выполнять движение, ловить и увертываться, напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко. Следит за действиями детей и не допускает длительных поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге и т. д., вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Разрешение конфликтов между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.

Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 минут в младших группах, до 15 минут в старших.

7. Окончание игры и подведение итогов.

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

В старших группах подводятся итоги: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель также называет и тех, кто нарушал правила и мешал другим детям; анализирует, как удалось добиться успеха в игре.

Подведение итогов должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Задача современных дошкольных учреждений — обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре.

Справедливо народная мудрость утверждает, что «Человек познается в беде, а ребенок в игре». Как мы уже отмечали выше, в процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей, потому что в игре раскрепощаются сдерживающие центры, более естественно проявляются психические и физические умения.

Подвижные игры укрепляют, здоровье воспитывают людей, содействуют гармоничному развитию личности.

Пример подвижной игры «Жаворонок».

Цель: развивать выдержку, скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Сбор детей на игру: Кто не хочет скучать –

Все бегите к нам играть!

От души мы порезвимся,

Вместе все повеселимся!

Создание интереса: - Дети, я хочу с вами поиграть в подвижную игру, а как она называется вы узнаете если отгадаете загадку, послушайте ее.

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

(Жаворонок)

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

(Жаворонок)

Организация играющих,объяснение игры: - Ребята, а давайте представим, что мы тоже можем быть птичками.

Для этого мы должны взяться за руки в хоровод,ходить по кругу и проговаривать слова:

- В небе жаворонок пел

Колокольчиком звенел

Порезвился в вышине

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается внутри круга. С концом песни останавливается, и кладет колокольчик на пол, между 2 детьми, которые поворачиваются спинами друг к другу.

Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!».

После этих слов выбранные двое детей обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый возьмет колокольчик, становится «жаворонком».

Распределение ролей. А для этого мы должны выбрать при помощи считалки «Жаворонка».

Проведение игры и руководство ею. (воспитатель следит и оценивает действия и поведение детей).

Окончание игры и подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методика проведения подвижных игр"

Консультация для воспитателей на тему: "Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах"...

Консультация для родителей "Применение музыки при проведении подвижных игр с детьми"

Консультация для родителей "Применение музыки при проведении подвижных игр с детьми"...

Консультация на тему: "Методика проведения подвижных игр"

Консультация на тему: " Методика проведения подвижных игр"...

Консультация для воспитателей "Методика проведения подвижных игр в детском саду"

Игра - это жизнь. Особенно, если мы говорим о детских играх, призванных развлечь, сплотить, развить, развеселить, научить, показать - лишь бы было интересно, динамично и задорно....

Консультация для родителей на тему: «Организация и проведение подвижных игр в семье»

Главная роль в физическом развитии ребёнка принадлежит семье. Родители имеют возможность развивать ребёнка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые они знают лучше, чем кто-либо другой.В со...

Консультация для воспитателей «Проведение подвижных игр на участке летом»

Консультация для воспитателей«Проведение подвижных игр на участке летом»...