Консультация "Организация и проведение подвижных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
консультация по физкультуре (старшая группа)

Лукьянова Татьяна Георгиевна

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего вос­питания детей дошкольного возраста. Большое количество движений активизирует дыхание, кро­вообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает координацию, формирует быстроту, силу, выносливость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsul_dlya_vospit_podv_igry_st_gr_.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация и проведение подвижных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает координацию, формирует быстроту, силу, выносливость. Игры с текстом, пополняют словарный запас и обогащают речь детей. Подвижные игры учат действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формируют честность, справедливость, дисциплинированность, учат дружить, сопереживать друг другу, способствуют овладению пространственной терминологией.

 Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Существуют следующие классификации подвижных игр: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

Выбор игры зависит от возраста детей, задач, условий, сезона, погоды.

       Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как «птички», взмахивают руками, как «стрекозы», и т.д. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации, большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.

        На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Классификация подвижных игр.

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте. Бессюжетные подвижные игры («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их  незначительна.

Классификация подвижных игр по возрастам.

Игры с бегом

Игры с метанием

Игры с прыжками

Игры с лазанием

Старшая группа

Мышеловка

Ловишки

Карусель

Мы весёлые ребята

Караси и щука

Перебежки

Хитрая лиса

Гуси – лебеди

Охотники и зайцы

Брось до флажка

Попади в обруч

Серсо

Сбей мяч

Не оставайся на полу

Кто лучше прыгает

Удочка

Медведь и пчёлы

Пожарные на учениях

Подготов. группа

Быстро возьми

Быстро положи

Перемени предмет

Ловишки

Совушка

Горелки

Догони свою пару

Не намочи ног

Кого назвали, тот ловит мяч

Стоп

Охотники и зайцы

Серсо

Лягушки и цапля

Не попадись

Волк во рву

Перелёт птиц

Ловля обезьян

Классификация русских народных подвижных игр.

По характеру использования фольклорного подкрепления

По способу распределения на роль

С преимущественным проявлением двигательных качеств

С преимущественным проявлением психических качеств

Народные игры с речевым сопровождением.

Народные игры без речевого сопровождения.

Игры с выбором водящего при помощи считалок.

Игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок.

Игры на развитие ловкости и точности движений.

Игры на развитие быстроты реакции.

Игры на развитие меткости, глазомера.

Игры на развитие ритмичности и пластики движений.

Игры на ориентировку в пространстве.

Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.

Игры на развитие слуховой, зрительной, моторной памяти.

Игры на развитие творческого воображения.

Игры на развитие наглядно-образного мышления.

Игры на развитие связной речи.

Организация и методики обучения подвижным играм.

Характеристика игры

Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование. При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Используются игры-эстафеты, спортивные игры. Количество ролей увеличивается до 3-4. Роли распределяются между всеми детьми.

Предварительная работа

Изготовление атрибутов к игре, знакомство с содержанием игры, игровыми действиями персонажей, чтение литературы, показ видео фильмов, рассматривание картин, иллюстраций, проведение бесед.

Объяснение игры

Назвать игру и её замысел. Кратко изложить содержание игры, подчеркнуть правила, напомнить движения. Распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.

Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения, нужно вспомнить отдельные важные моменты.

Если игра сложная, то не нужно давать сразу подробное объяснение, а лучше объяснить сразу главное, а затем по ходу игры объяснить детали.

Распределение ролей и выбор ведущего

Во время распределения ролей случаются разные конфликты. Выбор на главную роль, дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребёнок выполняет важнее поручение. Выбор воспитателя обязательно должен быть мотивирован. Часто используются считалки (считают сами дети). На кого выпало последнее слово, тот и будет водить. За рукой считающего следят все дети, поэтому нельзя делить слова на части.

Руководство ходом игры

Воспитатель руководит ходом игры, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре  если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечание нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подаёт сигналы, помогает сменить ведущих, поощряет детей. Следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояния на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Подведение итогов игры

Воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушил правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов должно проводиться в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведённой игры привлекают всех детей. Это приучит к анализу своих поступков, вызовет  более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Методические приёмы варьирования степени

физической нагрузки в подвижной игре.

Снижение нагрузки

Повышение нагрузки

Уменьшение продолжительности игры.

Увеличение продолжительности игр.

Уменьшение числа повторений одной и той же игры.

Увеличение числа повторений игры.

Уменьшение сложности сюжета игры.

Увеличение сложности игры.

Более частое включение пауз для отдыха и дыхательных упражнений.

Более редкое включение пауз для отдыха и дыхательных упражнений.

Уменьшение темпа и амплитуды движений в игре.

Увеличение темпа и амплитуды движений в игре.

Перевод утомившихся и возбудившихся детей на менее активные роли в игре.

Предоставление возможности проявлять активность, инициативу большему числу участников игры.

Более мягкий, негромкий тон ведущего, без командных интонаций, скорее повествовательный.

Наряду с обычным допустим и командный тон ведущего.

Величина нагрузки на организм ребенка зависит:

- от точности выполнения условий игры;

- от эмоциональной окраски, создаваемой взрослым, ведущим игру;

- от роли ребенка в групповых играх;

- от характера самого ребенка, степени его возбудимости.

Классификация подвижных игр по использованию пособий и снарядов:

 - игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры);

 - игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, кубы, гимнастическая лестница, доски, длинные рейки).

Классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических качеств:

 - игры на формирование ловкости; игры на формирование быстроты;

 - игры на формирование выносливости; игры на формирование силы.

Классификация подвижных игр по двигательному содержанию:

 - игры с ходьбой;

 - игры с бегом;

 - игры с лазанием;

 - игры с прыжками;

 - игры с метанием.

Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки:

Игры большой подвижности

Игры средней подвижности

Игры малой подвижности

Одновременно участвует вся группа детей, построены в основном на таких движениях, как бег и прыжки

Активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами

Движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на внимание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема проведения познавательно – исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе цикла лексических тем весенней тематике «Как весна приходит к нам»

Целью разработки тематического плана познавательно – исследовательской работы развитие познавательно - коммуникативных навыков и личностной активности детей с нарушением зрения.Данная методическая раз...

Каталог подвижных игр и упражнений для индивидуальной работы c детьми старшего дошкольного возраста

Каталог подвижных игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста позволит педагогам проводить прогулки интересно и одновременно развивать физические качества детей с...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подвижная  игра является     прекрасным средством    развития    и         совершенствования...

Дидактические подвижные игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происх...

Методический блокнот для педагогов «Познавательно-речевые рифмовки для проведения индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста». (картотека)

Большинство логопедов знают из практики, каким длительным и утомительным бывает процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи.Предложенные в статье логопеди...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...