Методический блокнот для педагогов «Познавательно-речевые рифмовки для проведения индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста». (картотека)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Шевердина Ирина Владимировна

Большинство логопедов знают из практики, каким длительным и утомительным бывает процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Предложенные в статье логопедические рифмовки способствуют активизации ребенка, проведению индивидуальных занятий каждый раз по-новому, увлекательно побудить малыша к правильному произношению и повторению закрепляемых звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sayt.docx18.15 КБ
Файл kartoteka_rifmovki_-_sayt.docx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

В условиях гуманизации образования, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения,  привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей. Один из таких эффективных приемов обучения - использование стихотворных и рифмованных материалов на логопедических занятиях.

Во-первых, стихи, рифмовки - это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что, как уже сказано, в значительной степени содействует усвоению материала.

Во-вторых, аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур.

В-третьих, поэтические тексты и рифмовки являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствование произношения.

Рифмы-миниатюры - отличный материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико-грамматические конструкции, развивают память и связную речь.

Исследователями становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что дети имеют естественную потребность в стихосложении. Ведь весёлое смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть «словесная игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый), наречия (легко – глубоко). Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи наблюдается недостаточная сформированность ВПФ, дети испытывают сложности при запоминании стихотворений. Поэтому на начальном этапе работы рекомендуется активное использование зрительного анализатора.

1. На начальном этапе детям предлагается ряд заданий:

а) Подобрать рифму к слову, заданному логопедом, причём данный выбор следует осуществить из двух слов, с предъявлением соответствующих картинок и вербально озвученных педагогом (миска – киска).

При подборе лексического материала для каждого из детей следует учитывать нормативное произношение ребёнком используемых фонем и понимание значений слов.

б) Использование приёма исключения четвёртого лишнего слова, не являющегося рифмой: ножка – ложка, картошка, лукошко, мышка.

в) Увеличение количества слов в ряду, предъявляемых для нахождения рифм, что усложняет процесс выбора: ложка – пушка, гармошка, ромашка.

г) Частичное исключение опоры на слуховой анализатор – логопед не осуществляет нормативное озвучение картинок, представленных для выбора рифмы.

2. Второй этап не предполагает использование зрительного анализатора, т.е. ребёнок должен выбрать рифмы на слух, без опоры на картинки (слово-рифма является частью исходного слова и как бы спрятано в нём: барсук – сук, кусок – сок).

3.Третий этап работы отличается от предыдущих тем, что одной из рифмуемых единиц является слог: салат – лат, комар – мар. Это выводит работу на новый уровень сложности, так как исключается смысловой аспект.

Сколько нужно затратить труда, каким разнообразным должен быть речевой материал, чтобы увлечь детей, повысить интерес к логопедическим занятиям.

Предложенные в статье логопедические рифмовки способствуют активизации ребенка, проведению индивидуальных занятий каждый раз по-новому, увлекательно побудить малыша к правильному произношению и повторению закрепляемых звуков. В зависимости от содержания рифмовок, их можно применять по-разному:

- Учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются (Игра «Складные картинки).

Сошина И.В. Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. М.: Издательство ГНОМ, 2015.  

        - Ориентируясь на окончания глаголов и существительных, подбирать слова в рифму (Игра «Доскажи словечко»).

Нестеренко В. Д. Доскажи словечко. Советская Кубань. Краснодар, 1996. (см. Приложение).

- Формировать умение детей слушать, договаривать слова, подбирая отгадки в рифму (Игра «Отгадывание загадок).

Летом в болоте

Вы её найдёте,

Зелёная квакушка.

Кто это? … (лягушка)

- Учить создавать рифму и находить похожие по звучанию слова (Игра «Найди рифму»). Подбираем с детьми к одному слову похожие по звучанию слова: подушка – лягушка – кадушка и т.д.

- Вырабатывать чувство рифмы, развивать словарь (Игра «Загадки – присказки»).

Я маленькая птичка –

Зовут меня … (синичка).

Такие весёлые рифмовки детям очень нравятся. Рифмовки повышают настроение, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они оживляют занятия, помогают многим детям преодолеть психическое напряжение. Рифмовка создаёт у ребёнка ощущение уверенности в себе, развивает дыхание, дикцию, слух, темп, регуляцию силы голоса. Формируется выразительная и эмоциональная речь. Они не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены, что для детей с ОНР очень важно.

Источники:

1.Тихонова Е.С. Значение рифмовок для формирования лексико-грамматической системы языка // Дошкольное воспитание 2011, №9

2. Воронина Т.П. Играем в рифму с дошколятами. Грамотей, 2011.

3. Владимир Нестеренко. Доскажи словечко. Советская Кубань.Краснодар, 1996.

4. Сошина И.В. Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. М.: Издательство ГНОМ, 2015.  


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог подвижных игр и упражнений для индивидуальной работы c детьми старшего дошкольного возраста

Каталог подвижных игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста позволит педагогам проводить прогулки интересно и одновременно развивать физические качества детей с...

Презентация на тему "Значение индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста в развитии логического мышления"

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.Ребенок учится воспринимать,...

Презентация на тему "Значение индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста в развитии логического мышления"

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.Ребенок учится воспринимать,...

Электронный образовательный ресурс для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений

Электронный образовательный ресурс для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений....

Использование интерактивной доски в процессе индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Применение интерактивной доски является одним из эффетивных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона в совместной ...