Доклад Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
материал (младшая группа)

Алисултанова Сальви Каримджоновна

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Формирование элементарных математических представлений у  дошкольников осуществляется  через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

Через познавательную деятельность  реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе.

Начиная работу во второй младшей группе, закладываю основу математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко использую игровые приёмы и дидактические игры, наглядные пособия. Использую игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться. Забочусь о прочном усвоении детьми знаний, самостоятельности, умения делать простейшие обобщения. Учу детей кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы. Содержания непосредственно образовательной деятельности по математике согласовываю с содержанием непосредственно образовательной деятельности по другим разделам обучения: по развитию речи, изобразительной деятельности, на физкультурных и музыкальных НОД. Стараюсь хвалить ребят за правильные действия и ответы, как в ходе, так и в конце непосредственно образовательной деятельности. Наглядность активизирует детей. Стараюсь учить детей находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Использую словесные игры, и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению: - «Скажи наоборот», - «Кто быстрее назовёт?», «Кто быстрее найдёт?». Учу детей внимательно слушать товарища, не повторять, дать оценку товарищу, овладеть умением контролировать себя. В конце непосредственно образовательной деятельности побуждаю детей давать отчёт о том, что узнали, чему научились. Это способствует развитию у детей самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Знания, полученные детьми, на непосредственно образовательной деятельности стараюсь использовать в повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний стараюсь заинтересовать детей работой разговор с детьми, дидактические игры. Сделала много дидактические игры: «Верни в свой дом», «Подбери ключ к замку», «Геометрическое лото», «Диктант», «Собери правильно» и другие. Перед детьми ставлю вопросы, требующие поиска. Повторение материала стараюсь провести в игровой форме: «Найдите ошибку Незнайки». Большое внимание уделяю на развитие операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей,  я стараюсь строить с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.  Суть освоения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаю групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека, подражая ему. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе.

Во второй младшей группе широко применяется образовательная деятельность, организованная в форме игр. В этом случае освоение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.    Я пользуюсь в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяю сюрпризные моменты, ввожу игровые образы, создаю игровые ситуации. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

Работая  в  детском  саду,  я  всегда   ставлю   перед   собой   такие педагогические  задачи:  развивать  у  детей  память,  внимание,   мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

С целью развития у  детей  мышления,  я  использую  различные  игры  и упражнения.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды  фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала  с  элементарных заданий  на  логическое  мышление  –  цепочки   закономерностей.   В   таких упражнениях идет  чередование  предметов  или  геометрических  фигур.  Детям предлагала продолжить ряд  или  найти  пропущенный  элемент.  

Кроме  того  давала  задания  такого  характера:  продолжить  цепочку, чередуя в определенной  последовательности  квадраты,  большие  и  маленькие круги желтого и красного цвета. После того,  как  дети  научились  выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить  задания,  в котором  необходимо  чередовать  предметы,  учитывать  одновременно  цвет  и величину. Такие  игры  помогают  развивать  у  детей  умение мыслить   логически,   сравнивать   сопоставлять    и    высказывать    свои умозаключения.

В настоящее время продолжаю обучение детей счету, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, знакомлю детей с образованием всех чисел, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагаю их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это я делаю для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на непосредственно образовательной деятельности, и в свободное время помогает детям усвоить программный материал.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений.

В дошкольном возрасте у детей  начинают  формироваться  элементы логического  мышления,  т.е.  формируется  умение  рассуждать,  делать свои умозаключения.  Существует  множество  дидактических  игр  и  упражнений,  которые влияют на развитие творческих способностей  у  детей,  так  как  они оказывают действие на воображение  и  способствуют  развитию  нестандартного мышления  у  детей.  Одна из таких игр «Найди лишнюю фигуру». Она направлена  на тренировку мышления при выполнении действий. При выполнении задания актуализирую умение считать до 3, развиваю мыслительные операции, коммуникативные качества, совершенствую представление о треугольнике. (Какие фигуры нарисованы на ваших карточках? Сколько треугольников на ваших карточках? Какой треугольник не такой, как остальные, лишний?). Проведение физкультминутки повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях детей ,развивает чувство ритма и формирует двигательные навыки.

Физкультурная пауза завлекает детей, дети с интересом выполняли упражнения.   Проговаривая стихотворный текст, у детей развивается память, развиваются познавательные, развивающие, коммуникативные способности.

В ходе непосредственно образовательной деятельности я привлекаю к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирую у детей навыки учебной деятельности, развиваю способность оценивать и контролировать свои действия. Учебную ситуацию использую для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге.

Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

  позволяют индивидуализировать работу на непосредственно образовательной деятельности, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.

  будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как игра доступна и понятна ребёнку.

  активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.  Делают сам процесс обучения эмоциональным,  позволяющим ребёнку получить собственный опыт.

При разработке непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП я  учитываю:

  • Психологические особенности и возможности детей этого возраста.
  • Необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий с элементами игр.
  • Необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объёма программного материала.
  • Возможность недостаточной подготовленности детей на момент начала обучения.

     При отборе дидактических игр и упражнений, прежде всего, преследую развивающие цели и учитываю особенности развития.

Я всегда в тесной связи с родителями. Рассказываю, как построить домашний режим ребёнка, знакомлю родителей с содержанием и организацией некоторых дидактических игр. Для проведения дидактических игр в семье можно использовать различные предметы повседневного обихода: одежду, природный материал, мелкие игрушки.

1.Начинайте демонстрировать устный счет ребенку. Например, кубики, ступеньки лестницы, по которой вы спускаетесь с ребенком из дома, количество съеденных ложек супа и т.д. Для этого вам всего лишь надо при каждом удобном случае считать вслух однородные предметы. Главное это делать часто (каждый день по несколько раз в процессе общения) и следить за тем, чтобы предметы, которые вы считаете, были однородными. Чтобы у ребенка не складывалось впечатление, что «один», «два» или «три» это названия конкретных предметов.

2. Сделайте  карточки с разным количеством крупных точек (кружочков одного цвета. Показывайте карточки с точками ребенку, называя вслух количество точек на ней. Начинайте с 1-й до 5-ти точек. После многократно демонстрации карточек, с озвученным вами количеством точек, попросите ребенка взять карточку с нужным количеством точек. Например: возьми карточку, где три точки, можете попросить его назвать количество точек на карточке. Продвигайтесь, таким образом, в сторону увеличения точек на карточке, но не забывайте, что сначала надо много раз показать карточки и назвать соответствующие числа, и только потом просить ребенка сделать это самому. Через 1 – 2 месяца предъявления карточек, комбинируйте это обучение с определением числа окружающих предметов. Например, просите ребенка определить на взгляд (не считая), сколько стульев в комнате (если они стоят вместе), сколько ножек у стола, сколько конфет вы положили перед ним.

3. Обучение цифрам и числам. Сделайте отдельные карточки с цифрами от 0 до 5 в двух экземплярах. Начинайте обучение: показывайте карточку с цифрой и называйте ее. В день по 2 новых цифры и повторение предыдущих. После демонстрации первых 5-ти цифр начинайте игровые упражнения на проверку. Назовите цифру и попросите ребенка взять карточку с этой цифрой, попросите его назвать цифры, написанные на карточках. Заниматься всеми этими упражнениями надо по 5 – 15 минут в день. В повседневной жизни не забывайте при каждом удобном случае просить ребенка посчитать что-нибудь, определить количество на взгляд, прочитать цифру.

4.Заучить с ребёнком стихотворение про цифры:

Цифра три вся в завитках,

Скользит по льду как на коньках.

Она за двойкою стоит,

О трёх предметах говорит!

5. «Найди цифру в окружающем».

6. Дидактические игры:

Цель упражнения: научить узнавать цифры.

Игра "Найди цифру" в таком виде: на геометрических фигурах написаны цифры: 1    2    3.

Важное место в обучении дошкольников отводится формированию элементарных математических представлений. В детском саду уже самые маленькие воспитанники знакомятся с величиной, формой, пространственными ориентирами. Естественно в этом возрасте малыши не способны понимать сложные математические вычисления, но это им и не нужно. Основной задачей является необходимость дать ребятам понимание важности этой науки и приобщение их к миру чисел.

Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по предматематической подготовке дошкольников.

Одним из средств формирования у дошкольников элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию, в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи, увлекает и развивает детей.

Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослыми.

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы детского сада, тема «Прогулка по лесу»

данный конспект может быть применен воспитателями для подготовки к НОД по ФЭМП в младшей группе...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы на тему «Круг, квадрат, треугольник».

В данной методической разработке представлен конспект ООД по познавательному развитию: формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе на тему:"Круг, квадрат, треу...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы на тему "Части суток"

В данной методической разработке представлен конспект ООД по познавательному развитию: формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе на тему:"Части суток" ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы Тема «Волшебный паровоз»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по формированию элементарных математических представлений  у детей второй младшей группы Тема «Волшебный паровоз»...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Цифра 6»

Цель занятия: сформировать представления о числе и цифре 6Цель занятия для ребенка: отработать умение считать до 6Задачи занятия:Обучающая:  формировать представления детей о цифре шесть, о том к...

Презентация к открытому занятию по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы на тему: « Один-много».

Эта презентация направлена продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него.Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение...

Выступление из опыта работы Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...