Нравственное воспитание дошкольников
статья

Наши общие задачи - это воспитывать гражданственность, уважение к правам и свободам человека, толерантность, любовь к Родине,окружающей природе, семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание дошкольников

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Существуют такие виды воспитания: трудовое, физическое правовое, патриотическое, половое и полоролевое, эстетическое, экологическое, умственное, нравственное. Мы рассматриваем нравственное воспитания дошкольников.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Нравственность – это сфера жизни общества и поведения людей, которая характеризует практическое воплощение в них идеалов человечности, духовности, справедливости, добра, порядочности, чести, совести, долга, ответственности и т. д.

Нравственное воспитание - целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведения воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Высказывания ученых по поводу нравственного воспитания, на чем оно основывается.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.

Наставления Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших

Сейчас мы рассмотрим задачи нравственного воспитания, которые стоят перед нами.

Задачи нравственного воспитания

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Формирование нравственности у детей дошкольного возраста происходит через ЗМИ, чтение художественной литературы, рассматривание картин, беседы, просмотр диафильмов.

Создание у детей практического общественного поведения.

• Метод приучения

• Упражнений

• Пример взрослых

• Игра

• Показ действия

• Организация деятельности

• Труд

Самый главный на мой взгляд, это пример взрослых.

Концепция нравственно- патриотического воспитания дошкольника

• Мой дом

• Моя улица

• Мой город

• Моя страна

• Моя малая родина

• Моя большая родина

• Моя планета

Нравственное воспитание в д/с

Первая младшая группа (от двух до трех лет)

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего сочувствие ему; формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; учить детей умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Продолжать учить детей здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице, выполнять просьбу взрослого.

Воспитывать внимательное отношение к родителям. Приучать детей не перебивать говорящего, уметь подождать, если взрослый занят.

Формировать бережное отношение к природе.

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать у них доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.

Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами.

Постепенно формировать образ Я. Помогать детям осознавать себя. Сообщать им разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты девочка, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п., в том числе о прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, умеешь рисовать, танцевать, знаешь вежливые слова).

Продолжать формировать интерес и любовь к природе.

Средняя группа (от четырех до пяти лет)

Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, рассказывая о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; пробуждать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, класть на место.

Воспитывать бережное отношение к животным, птицам.

Старшая группа (от пяти до шести лет)

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать у детей такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.). Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек в игру, на танец и т. д.

Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Примерные темы этических бесед.

• Зачем нужны правила?

• Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

• Зачем быть вежливым?

• Мамины руки…

• Что такое дружба….

• Как выбирать друзей?

• Добрый человек – это.

• Спешите делать добро.

• Правда или ложь. Рассматривание проблемных ситуаций.

• Что значит быть счастливым?

• Мир без улыбки. Какой он?

• Маленький, да удаленький.

• Человек и мир природы.

• Дружба с младшими братьями (животными) и человека.

• Мой родной дом…

• Лесные / морские/ горные прогулки.

• День победы.

• Я горжусь что….

Игры и игровые упражнения

Мама устала

Угадай настроение

Рисуем эмоции пальцами

Хорошо - плохо

Веселая смесь

Помоги другу

Волшебный стул

Собака – поводырь

Я знаю….

Россия это….

Советую провести игру «Собака-поводырь» В этой игре формируется доверие друг к другу.

Наши общие задачи, это воспитывать гражданственность, уважение к правам и свободам человека, толерантность, любовь к Родине, окружающей природе, семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...