«Профориентация детей дошкольного возраста»
статья

Ефремова Светлана Ростиславовна

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proforientatsiya_detey.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель С.Р. Ефремова, заведующий Т.В. Ненаездникова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» города Чебоксары Чувашской Республики

«Профориентация детей дошкольного возраста»

Аннотация

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.

Ключевые слова

Профориентация дошкольников; социально-коммуникативное развитие (4-5 лет); игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста; традиционные формы работы с воспитанниками; нетрадиционные формы работы с воспитанниками; формы работы с родителями; образовательные технологии.

Текст статьи

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Социально-коммуникативное развитие (4-5 лет), задачи:

•воспитывать уважение к  людям знакомых профессий, бережное отношение к результатам их труда;

•побуждать детей оказывать помощь взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения;

•расширять представления детей об известных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), об их трудовых действиях, инструментах, результатах труда

•продолжать воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей;

•знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивать значимость их труда;

•формировать интерес к профессиям родителей, ознакомление с  социальным миром;

•дать элементарные представления о  жизни и  особенностях труда в  городе и  в  сельской местности (с опорой на опыт детей);

•продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т.д.);

•расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда;

•учить интересоваться работой родителей (где и кем работают);

•продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, связанными с ними профессиями, правилами поведения;

•формировать первичные представления о сферах человеческой деятельности.

В  возрасте 3 - 4 лет ребенок постепенно выходит за  пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не  только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с  его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, определяет следующие  целевые ориентиры: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо); формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Постановление Минтруда РФ №1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» определяет: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо); формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Ученые и педагоги: Ушинский К.Д., Макаренко А.С.,  Веракса Н.Е. и Комарова Т.С., Бабаева Т.И. и Гигоберидзе А.Г. рекомендуют приобщать дошкольников к труду.

Ушинский К.Д. рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

Макаренко А.С. отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.  

Веракса Н.Е. и Комарова Т.С. рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Бабаева Т.И. и Гигоберидзе А.Г. рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Методы обучения и воспитания:

  1. словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  2. наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  3. практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  4. игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Традиционные формы работы с воспитанниками: беседа; нод (конструирование, аппликация, лепка, составление рассказов по картинкам; чтение художественных произведений; загадывание загадок; раскрашивание раскрасок; рассматривание картин по теме проекта; дидактические и словесные игры; сюжетно-ролевые игры; обыгрывание игровых ситуаций; просмотр мультфильмов; пальчиковая гимнастика.

Нетрадиционные формы работы с воспитанниками: творческое моделирование и проектирование; разработка и составление алгоритмов; просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии; виртуальные экскурсии; визуализация - (один из интересных вариантов – погружение в  виртуальную реальность с помощью VR-очков: так ребенок не только познакомится с профессией, но и очутится на рабочем месте специалиста); онлайн - выставка, все готовые творческие работы детей, для онлайн - выставки нужен так же аккаунт в соцсетях (под присмотром родителей).

Формы работы с родителями: подборка иллюстраций о профессиях; подборка стихотворений, загадок о профессиях; совместное оформление альбома «Профессии»; виртуальные экскурсии; онлайн-выставка.

Образовательные технологии:

1.Технология проектной деятельности  (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода,  М.Б. Зуйкова): «По реке времени – тогда и сейчас» (история страны через профессии); «Отечество прославили своим трудом» (знаменитые ученые, полководцы, художники, писатели, …); «Мой маршрут» (даем элементарные представление о карьерной лестнице, учебе, профессиональном росте, учимся планированию своей деятельности); «Современные профессии» (презентация профессии: контент-менеджер, копирайтер, мерчендайзер, тьютор, …)

2.Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова)

Опыты (экспериментирование): «Изучаем ткань», «Эксперименты с мукой», «Опыты с бумагой», «Секреты знакомых предметов», «Шипящая вода», «Растворение сахара», «Магниты», «Из чего сделан этот инструмент?», «Проращивание зерен в песке, земле, опилках», Камера-обскура, …

Коллекционирование: карточки «Профессии», куклы в профессиональной одежде, «Спасательная служба», «Фотоаппараты разных времен», фигурки «Профессии», «Мир часов», «Гербарий», «Ткани», «Бумага», «Веселая Пуговка», «Энергия камней» (горные породы и минералы), …

3.Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко)

Младший возраст (3–4 года): трудовые действия носят имитационный, подражательный характер (водитель управляет, продавец взвешивает, …).

Средний возраст (4–5 лет): сюжет усложняется, увеличивается количество изображаемых трудовых действий (построение дома, лечение детей, …)

Старший возраст (5–7 лет): игра отражает отдельные профессии (актер, летчик, врач), воспроизводятся взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.

Информационно - коммуникационные технологии: мультимедийные презентации (наглядность, дающая педагогу выстроить объяснение с использование фото- и видеофрагментов): «Делай, как я!»: совместно с родителями изучаем какое-либо интересное дело и презентуем его (от  замеса теста до шитья, мелкого ремонта книг и т.д.), фоторепортаж с работы родителя;

виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий которых знакомят дошкольников): на хлебозавод или кондитерскую фабрику, в магазин, на почту, в ателье, на работу к родителям.

Профессии будущего: как подготовиться уже сегодня? Мир профессий постоянно изменяется, и если раньше дети мечтали получить престижные профессии учителя, врача или космонавта, то сегодня среди востребованных специальностей - программисты, веб-дизайнеры и аналитики больших объёмов данных. С каждым годом выбор профессии становится всё труднее, но одновременно всё интересней.

О каких профессиях стоит рассказывать? О самых разных. Когда ребёнок познакомится с базовыми профессиями, можно переходить к более сложным - библиотекарь, художник, швея, парикмахер, строитель. А затем знакомить и с теми, которые на первый взгляд не заметны глазу: автомеханик, технолог, контролёр качества, археолог, химик... Чем больше профессий ребёнок знает, тем шире его выбор. Знакомство с профессиями - это попытка нащупать собственный путь в жизни, отыскать свои интересы.

Считается, что в ближайшем будущем востребованными профессиональными сферами станут космос и виртуальная реальность. Соответственно, понадобятся специалисты, которые разбираются в робототехнике, биотехнологиях, наноинженерии и анализе данных, работают над искусственным интеллектом и нейронными сетями.

Профессии будущего не ограничатся одним или двумя ключевыми навыками, а потребуют освоения большого числа компетенций.

Гибкие навыки - это "нетехнические" навыки, которые нужны для работы в команде, личной эффективности и профессионального развития. Примеры soft skills - критическое мышление, лидерские качества, тайм-менеджмент, навыки коммуникации (убеждение, проведение презентаций, умение вести переговоры и т.п.). Гибкие навыки полезны в любой профессии не только взрослым, но даже школьникам. Полезно уже с детства прививать их ребёнку наравне с уважением к труду, упорством и аккуратностью.

Можно сколько угодно рассказывать о профессиях, но пока вы не предложите ребёнку "примерить" на себя тот или иной труд, он не поймёт, нравится ему это занятие или нет. Важно, чтобы в рамках знакомства с профессиями ребёнок самостоятельно выполнял задания, работал над проектами (пусть даже в форме игры) и видел результат своего труда.

Таким образом, задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Литература

  1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы / Н. В.  Алешина. - М: Элизе Трэйдинг, Москва, 2004. – 112 с.
  2. Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. В.  Дыбина – М: Мозайка – Синтез, 2005.
  3. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников /  Н. Н. Захаров - М., 1988 -  269 с.
  4. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004 – 59 с.
  5. Савина, И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. – 2012. -  № 3
  6. Шорыгина, Т.А. Профессии, какие они? / Т. А. Шорыгина - Издательство ГНОМ и Д, 2011 – 93 с.
  7. [Электронный ресурс]: https://oysterkit.ru/znakomstvo-detey-s-professiyami
  8. Постановление Минтруда РФ №1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» - [Электронный ресурс]:https://base.garant.ru/136694/
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155. [Электронный ресурс] : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

Родительское собрание «Кем быть: профориентация детей дошкольного возраста.»

Мотивация родителей   к решению проблемы профориентации детей дошкольного возраста, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей....

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30"  "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре  для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Детям о профессиях лесного хозяйства»

Проект по ранней профориентации   «Детям о профессиях лесного хозяйства»  предназначен для работы с детьми....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....