Профориентация детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья

Поргунёва Алёна Викторовна

«Правильное воспитание — это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни».

А. С. Макаренко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поргунёва Алёна Викторовна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Благодаровская средняя общеобразовательная школа»

Оренбургская область; Бугурусланский район; с. Благодаровка , ул. Заречная 21.

Профориентация детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

«Правильное воспитание — это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни».

А. С. Макаренко.

Введение дошкольников в мир профессий – важный этап формирования их мировоззрения и подготовки к взрослой жизни[4]. В условиях детского сада этот процесс приобретает форму увлекательной игры и познавательной деятельности, позволяющей расширить кругозор и сформировать первичные представления о многообразии профессий,  профориентационная работа должна опираться на личный опыт ребенка и учитывать его возрастные особенности[1]. Эффективным инструментом в решении данной задачи являются кейс-технологии. И в своей работе мы решили попробовать внедрить этот метод, создали совместно с воспитателями и детьми кейс для разновозрастных  дошкольных групп от 2 до 7 лет «Мир увлекательных профессий».

Актуальность использования кейс-технологий в профориентации дошкольников

Традиционные методы обучения, такие как беседы и экскурсии, безусловно, важны, но их эффективность может быть значительно повышена за счет использования современных образовательных технологий.[3]  Кейс-технологии, представляющие собой анализ и решение конкретных ситуаций (кейсов), позволяют детям[2]:

  1. Развивать критическое мышление и навыки анализа информации:  Ребенок учится выделять ключевые факты, оценивать альтернативные решения и делать выводы.
  2. Совершенствовать коммуникативные навыки:  Обсуждение кейсов в группе стимулирует умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее и выслушивать мнения других.
  3. Приобретать опыт принятия решений:  Ребенок участвует в выборе оптимального варианта решения проблемы, осознавая ответственность за свой выбор.
  4. Формировать представление о профессиональных компетенциях:  Решая кейсы, связанные с разными профессиями, дети узнают о необходимых знаниях и умениях.

Кейсы для дошкольников должны быть понятными, наглядными и соответствовать их жизненному опыту.  Например, кейс "Больной зуб":  У зайчика заболел зуб.  Кто ему поможет? (Возможная профессия: стоматолог).

Этапы работы с кейсом:

-Создать кейс или использовать имеющийся

- Распределить детей по малым группам

- Познакомить с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, организацией работы в группах

- Организовать общую дискуссию

- Обобщить, проанализировать ситуацию, сделать выводы.

Стратегия  поведения педагога[1]:

  • Педагог создает мотивацию в форме дополнительных вопросов;
  • В определенных условиях педагог может сам дать ответ;
  • Педагог не влезает в процесс работы детьми над проблемой.

В своем кейсе мы составили алгоритм работы ознакомления с профессией:

  • название профессии;
  • место работы;
  • материал для труда;
  • форменная одежда;
  • орудия труда;
  • трудовые действия;
  • личностные качества;
  • результат труда;
  • польза труда для общества.

Так же каждый кейс-технологии имеет свой алгоритм решения:

  • Как называется профессия?
  • Как ты догадался?
  • Где работают люди данной профессии?
  • Какая у них форменная одежда?
  • В чём заключаются трудовые действия?
  • Какие орудия труда использует?
  • Какие личностные качества человека помогают в профессии?
  • Какой результат труда данной профессии?
  • В чём заключается польза труда для общества?
  • Что было бы, ели бы не было данной профессии?
  • Что было раньше, что сейчас?

Наше знакомство с кейсом начинается с предварительной  работы[2]: пополнение РППС, беседы о профессиях родителей, ознакомление с художественной литературой, пословицами и поговорками, сюжетно-ролевые и дидактические игры, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии.

        Продолжительность дидактических игр и занятий:

  • Группа раннего возраста (1-2(3) лет) - не более 10 мин.;
  • Первая младшая группа (2-3 года) –не более 10 мин.;
  • Вторая младшая группа (3-4 года) – не более 15 мин.;
  • Средняя группа (4-5 лет) – не более 20 мин.;
  • Старшая группа (5-6 лет) – не более 25 мин.;
  • Подготовительная группа (6-7 лет) – не более 30 мин.

Что входит в наш кейс «Мир увлекательных профессий»:

  • чемоданчик;
  • флеш-носитель (аудио-, видеофрагменты);
  • подборка иллюстративного материала (фото, рисунки, альбомы и т.д.);
  • загадки, стихи, пословицы и поговорки на тему «Профессии»;
  • мнемосхемы;
  • пазлы;
  • д/и-лото «Знаю все профессии»;
  • д/и «Волшебный мешочек»;
  • д/и «Профессии».

В своей работе по организации профориентационной работы с использованием кейс-технологий в ДОУ мы следовали некоторым рекомендациям [5]:

  1. Создание предметно-развивающей среды:  Обеспечение наличия атрибутов разных профессий (инструменты, одежда, материалы), игр, книг, иллюстраций.
  2. Взаимодействие с родителями:  Привлечение родителей к организации экскурсий на предприятия, проведению мастер-классов,  знакомству детей с их профессиями.
  3. Интеграция с другими видами деятельности:  Включение профориентационных элементов в игровую, познавательную, трудовую и творческую деятельность детей.
  4. Учет возрастных особенностей:  Подбор кейсов и методов работы, соответствующих возрасту детей.

Заключение:

Профориентация в дошкольном возрасте – это важный этап формирования личности ребенка, его готовности к выбору профессии в будущем[3]. Системная и целенаправленная работа в этом направлении позволит детям расширить кругозор, сформировать положительное отношение к труду и сделать осознанный выбор в будущем[4]. Использование кейс-технологий в профориентационной работе с дошкольниками позволяет сделать этот процесс более интересным, увлекательным и эффективным.[2]  

Список литературы:

1.Гризик, Т.И. Познаю мир: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2018.

2. Интернет ресурсы: edu.itmo.ru ; nsportal.ru

3. Комарова, Т.С. Детское творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.

4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.

5. Статьи из журналов "Дошкольное воспитание", "Ребенок в детском саду" по теме профориентации дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...

Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье говорится о технологии, которая  позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо...

Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Материал будет полезен воспитателям и другим педагогам дошкольного образовательного учреждения....

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами

В статье говорится об этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами...

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Мастер -класс «Профориентация детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Цель: систематизировать и обобщить знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию предпосылок профориентации через  инновационную Кейс-технологию.Задачи:-передать опыт работы над примен...