Профориентация детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья
«Правильное воспитание — это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни».
А. С. Макаренко.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Поргунёва Алёна Викторовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Благодаровская средняя общеобразовательная школа»
Оренбургская область; Бугурусланский район; с. Благодаровка , ул. Заречная 21.
Профориентация детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
«Правильное воспитание — это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни».
А. С. Макаренко.
Введение дошкольников в мир профессий – важный этап формирования их мировоззрения и подготовки к взрослой жизни[4]. В условиях детского сада этот процесс приобретает форму увлекательной игры и познавательной деятельности, позволяющей расширить кругозор и сформировать первичные представления о многообразии профессий, профориентационная работа должна опираться на личный опыт ребенка и учитывать его возрастные особенности[1]. Эффективным инструментом в решении данной задачи являются кейс-технологии. И в своей работе мы решили попробовать внедрить этот метод, создали совместно с воспитателями и детьми кейс для разновозрастных дошкольных групп от 2 до 7 лет «Мир увлекательных профессий».
Актуальность использования кейс-технологий в профориентации дошкольников
Традиционные методы обучения, такие как беседы и экскурсии, безусловно, важны, но их эффективность может быть значительно повышена за счет использования современных образовательных технологий.[3] Кейс-технологии, представляющие собой анализ и решение конкретных ситуаций (кейсов), позволяют детям[2]:
- Развивать критическое мышление и навыки анализа информации: Ребенок учится выделять ключевые факты, оценивать альтернативные решения и делать выводы.
- Совершенствовать коммуникативные навыки: Обсуждение кейсов в группе стимулирует умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее и выслушивать мнения других.
- Приобретать опыт принятия решений: Ребенок участвует в выборе оптимального варианта решения проблемы, осознавая ответственность за свой выбор.
- Формировать представление о профессиональных компетенциях: Решая кейсы, связанные с разными профессиями, дети узнают о необходимых знаниях и умениях.
Кейсы для дошкольников должны быть понятными, наглядными и соответствовать их жизненному опыту. Например, кейс "Больной зуб": У зайчика заболел зуб. Кто ему поможет? (Возможная профессия: стоматолог).
Этапы работы с кейсом:
-Создать кейс или использовать имеющийся
- Распределить детей по малым группам
- Познакомить с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, организацией работы в группах
- Организовать общую дискуссию
- Обобщить, проанализировать ситуацию, сделать выводы.
Стратегия поведения педагога[1]:
- Педагог создает мотивацию в форме дополнительных вопросов;
- В определенных условиях педагог может сам дать ответ;
- Педагог не влезает в процесс работы детьми над проблемой.
В своем кейсе мы составили алгоритм работы ознакомления с профессией:
- название профессии;
- место работы;
- материал для труда;
- форменная одежда;
- орудия труда;
- трудовые действия;
- личностные качества;
- результат труда;
- польза труда для общества.
Так же каждый кейс-технологии имеет свой алгоритм решения:
- Как называется профессия?
- Как ты догадался?
- Где работают люди данной профессии?
- Какая у них форменная одежда?
- В чём заключаются трудовые действия?
- Какие орудия труда использует?
- Какие личностные качества человека помогают в профессии?
- Какой результат труда данной профессии?
- В чём заключается польза труда для общества?
- Что было бы, ели бы не было данной профессии?
- Что было раньше, что сейчас?
Наше знакомство с кейсом начинается с предварительной работы[2]: пополнение РППС, беседы о профессиях родителей, ознакомление с художественной литературой, пословицами и поговорками, сюжетно-ролевые и дидактические игры, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии.
Продолжительность дидактических игр и занятий:
- Группа раннего возраста (1-2(3) лет) - не более 10 мин.;
- Первая младшая группа (2-3 года) –не более 10 мин.;
- Вторая младшая группа (3-4 года) – не более 15 мин.;
- Средняя группа (4-5 лет) – не более 20 мин.;
- Старшая группа (5-6 лет) – не более 25 мин.;
- Подготовительная группа (6-7 лет) – не более 30 мин.
Что входит в наш кейс «Мир увлекательных профессий»:
- чемоданчик;
- флеш-носитель (аудио-, видеофрагменты);
- подборка иллюстративного материала (фото, рисунки, альбомы и т.д.);
- загадки, стихи, пословицы и поговорки на тему «Профессии»;
- мнемосхемы;
- пазлы;
- д/и-лото «Знаю все профессии»;
- д/и «Волшебный мешочек»;
- д/и «Профессии».
В своей работе по организации профориентационной работы с использованием кейс-технологий в ДОУ мы следовали некоторым рекомендациям [5]:
- Создание предметно-развивающей среды: Обеспечение наличия атрибутов разных профессий (инструменты, одежда, материалы), игр, книг, иллюстраций.
- Взаимодействие с родителями: Привлечение родителей к организации экскурсий на предприятия, проведению мастер-классов, знакомству детей с их профессиями.
- Интеграция с другими видами деятельности: Включение профориентационных элементов в игровую, познавательную, трудовую и творческую деятельность детей.
- Учет возрастных особенностей: Подбор кейсов и методов работы, соответствующих возрасту детей.
Заключение:
Профориентация в дошкольном возрасте – это важный этап формирования личности ребенка, его готовности к выбору профессии в будущем[3]. Системная и целенаправленная работа в этом направлении позволит детям расширить кругозор, сформировать положительное отношение к труду и сделать осознанный выбор в будущем[4]. Использование кейс-технологий в профориентационной работе с дошкольниками позволяет сделать этот процесс более интересным, увлекательным и эффективным.[2]
Список литературы:
1.Гризик, Т.И. Познаю мир: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2018.
2. Интернет ресурсы: edu.itmo.ru ; nsportal.ru
3. Комарова, Т.С. Детское творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.
4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
5. Статьи из журналов "Дошкольное воспитание", "Ребенок в детском саду" по теме профориентации дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Возможности закаливания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения"
закаливание детей дошкольного возраста...

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...

Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
В статье говорится о технологии, которая позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо...

Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Материал будет полезен воспитателям и другим педагогам дошкольного образовательного учреждения....

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами
В статье говорится об этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами...

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Мастер -класс «Профориентация детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Цель: систематизировать и обобщить знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию предпосылок профориентации через инновационную Кейс-технологию.Задачи:-передать опыт работы над примен...
