«ОБРАЗЫ ГЕРОИЧЕСКИХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья (подготовительная группа)

Обращение к образам героических защитников Родины - путь решения задач духовно-нравственного воспитания дошкольников. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОБРАЗЫ ГЕРОИЧЕСКИХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В системе дошкольного воспитания и развития ребенка духовно-нравственное воспитание занимает ключевое положение. Это многоплановый целенаправленный процесс, способствующий усвоению норм и ценностей, принятых в обществе.

Педагог ненавязчиво, но постоянно проводит эту работу по содействию становления духовно-нравственной сферы ребенка.

Базовые национальные ценности, такие как патриотизм, гражданская позиция, семейные ценности, трудолюбие и творчество, сохранение культуры и природы, формируются у детей под прямым влиянием эталонов поведения людей, чью память мы благодарно несем через многие столетия.

Изучение жизни, подвигов, характеров необыкновенных личностей имеют огромное значение для подрастающего поколения. И в дошкольном возрасте, когда формируются эти ценности, важно не упустить возможность приобщиться к тому наследию, которым богата наша страна.

Вот почему так важно интересно, доходчиво рассказывать детям о знаменитых людях, особенно тех, чьи героические имена связаны с историей, культурой нашего города.

Наша Земля богата именами героических защитников - от былинных героев до современных. Это и знаменитые богатыри, и военноначальники, и герои Великой Отечественной войны, и герои современных военных событий.

Илья Муромец, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков, Михаил Родионов – небольшой список имен, с которыми наши дети – дошкольники – знакомятся на тематических досугах, занятиях, в свободное время.

У каждого народа есть свои герои, которые не должны быть забыты. Это люди – образец служения своему Отечеству и народу. Отечество у каждого человека свое, но в основном это Родина, Отчизна. Это место, где мы родились и живем, где жили наши предки, где будут жить наши дети и внуки. Каждый народ должен свято хранить память о своих героях, чтобы передавать эти знания своим потомкам.

Какими качествами должны обладать защитники Отечества – отвага, сила, мужество, самоотверженность, любовь к Родине, знание своего дела. Люди, обладающие этими качествами, являются настоящими патриотами своей Отчизны. Все это – благодатный материал для духовно-нравственного и патриотического воспитания, необходимого для становления настоящих граждан своей страны, для воспитания верных сынов и дочерей своей Родины.

Первый из тех, с кем мы начинаем знакомить наших воспитанников, является Илья Муромец. Он не только былинный герой, знаменитый своей необыкновенной физической силой. Но и замечательный пример преданности своему князю, своему слову, своему ратному делу. Несмотря на то, что он с детских лет был прикован к постели, и не мог двигаться, он не сдавался и не поддавался своему недугу, а тренировал свои руки, и стал необычайно силен. Когда, исцеленный старцами, Илья Муромец встал на защиту Родины от врагов, начались его ратные подвиги. Тут и победа над Соловьем-Разбойником, и разгром беспощадных половцев, и защита монастыря, в котором ему довелось оказаться в конце жизненных испытаний, и ратные подвиги дружины, в которую он вступил под предводительством князя.

Святого благоверного Александра Невского знаем все с детства, особенно мы – жители северной столицы, где покоятся его мощи в Александро-Невской лавре. Это великая историческая личность сыграла огромную роль в Русской истории. Под его предводительством русское войско одержало две грандиозные победы: в Невской битве и на Чудском озере.

Великий полководец, не проигравший ни одной битвы. Талантливый дипломат. Перед кончиной принявший монашество, святой Александр Невский спас и защитил Отечество и в духовном плане, оградив Святую Русь от посягательств иноземных врагов.

Особенно интересно узнавать детям, как рос юный Александр Невский. Быстро в те времена заканчивалось детство. 9-ти-летнего Александра Невского его отец оставил управлять княжеством в Великом Новгороде вместе с братом Федором. А в 17 лет он стал управлять княжеством самостоятельно. Князь очень полюбил город, а новгородцы – своего правителя.

Был он красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.

Однажды случился голод в Великом Новгороде. Люди ели мох, сосновую кору. Князь Александр открыл все княжьи амбары, бесплатно раздавал жителям провизию, хотя сам отказывал себе в куске хлеба.

Своё прозвище Невский князь Александр получил после победы над шведами в битве на Неве. И хотя шведов было намного больше, чем русичей, князь Александр обратился к своей дружине, произнеся знаменитые слова: «Не убоимся шведов. Не в силе Бог, но в правде».

Второе знаменитое сражение Александра Невского называется «Ледовое побоище». Талант князя Александра проявился в том, что он догадался хитростью заманить закованные в железные доспехи немецкое войско на лед Чудского озера. Начал лед ломаться под тяжелыми рыцарями, и пошли они ко дну вместе с конями.

Благодарностью наполнятся сердца потомков за смягчение татаро-монгольского ига, завоеванное князем. Отстояв православную веру и не поклонившись идолам в Орде, Александр Невский освободил русский народ от принудительного ига своим бесстрашием и готовностью пойти на верную смерть.

Образ благоверного князя – достойный пример для подрастающего поколения.

Обращаясь к таким великим примерам стойкости, мужества, преданности своим идеалам, можно решать задачи:

  • воспитания духовно-нравственной личности ребенка;
  • содействовать обретению им нравственно востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского народа;
  • становления патриотически настроенного гражданина своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Сказки в системе духовно-нравственного развития младших дошкольников

Сказки в системе духовно-нравственного развития младших дошкольников.1 слайдСказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Детский сад – планета открытий и становления духовно-нравственных ценностей современного дошкольника в системе приобщения к культурным традициям и любви к малой родине»

Духовно-нравственное воспитание ребенка занимает особое место в работе детского сада. Материал статьи содержит опыт дошкольного учреждения по организации деятельности по  приобщению дошкольников...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...