Методическая разработка
методическая разработка

Решетняк Светлана Александровна

«Создание предметно-развивающей среды

для ребёнка в домашних условиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_predmetno.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание предметно-развивающей среды

для ребёнка в домашних условиях»

Как вы уже знаете, основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах и различных явлений окружающего мира.

Сенсорное восприятие в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Эталоны цвета: семь цветов спектра и их оттенки.

Эталоны формы: геометрические фигуры.

Эталоны величины: метрическая система мер.

Эталоны слуха: звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

Эталоны вкуса: сладкий, солёный, горький, кислый.

Эталоны запаха: свежий, тяжелый, легкий, сладкий, горький, и т.д.

Сенсорное воспитание и развитие детей включает в себя:

- Развитие поисковых способов ориентировки – методов проб и примеривания.

-Формирование ориентировочной деятельности – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания.

- Обеспечение освоения систем сенсорных эталонов – цвет, форма, величина.

- Формирование психических процессов – памяти, внимания, сферы образов представлений, мышления, речи, воображения.

- Фундаментальную предпосылку для становления все видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

Маленький ребёнок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации, В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда планомерно и систематически включалась во все моменты жизни малыша.

Работа по этим направлениям значима для развития детей.

Для этого предлагается несколько рекомендаций по созданию в уютной домашней обстановке условий для обогащения зрительного сенсорного опыта ребёнка в различных центрах активности, разработать и использовать в совместной деятельности с ребёнком игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.

Развивающие игры направленные на сенсорное развитие нужно планировать и организовать ежедневно, с ребёнком в сенсомоторных уголках, как впервой половине дня, так и во второй.

В современной жизни создаётся дефицит сенсорного опыта детей. Ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами поможет создание дома мини-центры сенсорного развития.

Мини-центры сенсорного развития в домашних условиях – это адаптированный вариант сенсорной комнаты, без приобретения дорогостоящего оборудования. Сенсомоторные мини-центры предназначены главным образом:

  • Для стимуляции сенсорных функций ( зрение, осязание, слух, обоняние и т.д)
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
  • Снятие мышечного  и психоэмоциональго напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей.
  • Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка.
  • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
  • Повышения мотивации к самостоятельной деятельности дошкольников.

Для формирования зрительного восприятия обязательно нужно проводить игры: способствующие различению цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы ( шарик, кирпичик, пирамидки, вкладыши).

Использовать следующие дидактические игры:

Цвет: «Подбери блюдце к чашке», «Воздушные шары», «Подбери куклам бусы, игрушки», « Волшебная мозаика », «Красивый забор», «Посади цветок», «Жучок заблудился» и т.д.

Форма: «Собери любой предмет», «Строитель, «волшебная мозаика», «Цветные квадраты», «квадратные забавы»и т.д.

Величина: «Оденем кукол», «Шары», «Строитель», «Собери любой предмет» и т.д.

Мини-центр развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук содержит материалы и оборудование для активизации познавательных процессов,  координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики – мозаики разного размера и формы, шнуровки, замочки, застёжки, прищепки, лабиринты, пазлы, логические домики, тактильные мешочки, и другие игры.

Для развития тактильных ощущений в центре подберите различные материалы разной фактуры ( кусочки меха, шёлка, шнурки, бархатная

бумага), выпуклые буквы и цифры.

Дети очень любят играть с разными по форме мелкими предметами.

Игры: «Найди на ощупь», «Найди и покажи», « Чудесный мешочек».

Можно изготовить такое пособие, как « Весёлая лужайка». Ребята с удовольствием пристёгивают различные предметы на липучки, крючки, кнопки, упражняются в застёгивании и расстёгивании пуговиц и замков.

Проводить работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук во время утренней стимулирующей гимнастики, физминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.

В мини-центре строительных и конструктивных игрушек сосредоточены разного размера конструкторы, которые позволяют создать необходимую игровую ситуацию для развития сюжета игры. Нужно подготовить рисунки-схемы разнообразных построек.

Мини-центр слухового восприятия способствует обогащению восприятия и воображения, релаксации под воздействием слуховых образов, умение выражать различные эмоциональные состояния.

Для развития музыкального слуха можно играть на музыкальных инструментах, в музыкально-дидактические игры» «Кто в домике живёт», «Динь – дон», « Угадай, на чём играю», «Солнышко и дождик», «Чудесный ларец»

Для снижения нервно – психического напряжения можно слушать аудиозаписи с музыкой природы, любимые детские песни.

Центр двигательной активности предусматривает развитие кинестетической и тактильной чувствительности, рецепторов стопы, вестибулярного аппарата, профилактику плоскостопия, коррекцию страхов и формирование коммуникативных навыков. Очень хорошо проводить занятия в « сухом бассейне», использовать игры: « Цветные дорожки», «Через ручеёк», « Быстро, медленно», «Победи свой страх», «Кто за кем» и др.

Летом можно организовать центр « Воды и песка», приобрести различные атрибуты для игр: совочки, лопатки, ведёрки, формочки, игрушки, удочки, рыбки и т.д.

Правильно организованная среда: помогает обеспечить всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, сопутствует созданию эмоционально положительной атмосферы, приучает детей к самостоятельным играм.

Необходимо отметить, что сенсорные мини-центры мобильны, оборудование и игрушки в основном можно расположить в шкафах и менять их расположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.

Таким образом, сенсорное развитие ребёнка – буквально с первых дней его жизни является:

  • Залогом успешного осуществления разных видов деятельности,
  • Формирования различных способностей,
  • Обеспечивает приток новых впечатлений,
  • Способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...