Методическая разработка "Инновационные и традиционные методы работы воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В последнее десятилетие для развития дошкольного образования характерны инновационные процессы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_portal.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные и традиционные методы работы воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме интеллектуально-познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных технологий и методов работы с дошкольниками.

Что же такое технология?

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В развивающем обучении, предметом которого является не способ действия, а принцип, этот метод не пригоден по той причине, что принцип, в отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа возможно только в результате самостоятельного анализа действия, ситуации, условий и обобщения тех объективных связей, на которые опирается данный способ.

Качество и объем выполненной ребенком работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ребенка. Иными словами, оценка отражает персональное развитие детей, совершенство его учебной деятельности. Поставленная цель должна быть достигнута ребенком, только тогда она для него приобретает смысл, но достигнута в процессе решения задачи. Значит, надо организовывать действия детей: разбить эту задачу на ряд частных простых задач, каждая из которых приводит ребенка к постепенному решению основной. В этом заключается основной метод развивающего обучения (постановка учебных задач и организация их решения)

Задача педагога - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого в режим развития, пробудить в ребенке инстинкт познания, самосовершенствования.

В дошкольном детстве игра-ведущий вид деятельности и поэтому применение игровой технологии является обязательной частью воспитательно-образовательного процесса. Игровая педагогическая технология это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Необходима последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

В последнее десятилетие для развития дошкольного образования характерны инновационные процессы. Образ современного педагога дошкольного образования неразрывно связан с профессиональным саморазвитием, которое осуществляется последовательно и осознанно, и современным подходом к воспитанию малышей.

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента. Педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Сегодня в детских садах применяется большое количество инноваций, многие из которых формируются на базе педагогических традиций прошлого или создаются путем переосмысления методик ведущих зарубежных педагогов. Вместе с тем использование инновационных технологий в ДОУ обуславливает необходимость постоянного анализа, переосмысления и доработки.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. А педагогические технологии способствуют этому.

За последние десятилетия интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста становится одной из актуальнейших проблем современной педагогики и психологии, Развитие речи и мышления – один из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленный на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в третьем тысячелетии. Это ко многому нас обязывает: мы должны обеспечить ребенку возможность для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки и рассчитанными на развитый человеческий интеллект.

Мы, педагоги и родители, должны помнить, что формирование мышления начинается с первых лет жизни. Это непрерывный процесс, в котором первые 2-4 года играют стратегически важную роль как стартовый период интенсивного развития мозга ребенка.

Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Характерным для детей младшего дошкольного возраста является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с самим предметом. Целенаправленные занятия по ознакомлению с окружающими предметами приучают ребенка младшего дошкольного возраста ориентироваться в окружающем мире. Использование возможностей интерактивного оборудования на уроках позволяет не только привлечь максимальное внимание детей, обеспечить их глубокую вовлеченность в процесс познания, но и помогает значительно расширить традиционные дидактические практики, качественно улучшить предметное содержание. При этом использование инновационных технологий может быть реализовано при условии, что педагог свободно владеет минимумом компьютерной грамотности, понимает преимущества и недостатки различных ИКТ-средств обучения и выбирает, комбинирует их с учетом педагогических целей.

Использование инновационных технологий в детском саду исследовательского типа осуществляется через организацию опытов и наблюдений с систематической фиксацией и анализом результатов, погружение «внутрь» привычных вещей и событий, звукоподражание и моделирование, организация дидактических игр, тематическое чтение.

Личностно-ориентированные педагогические инновации базируются на полном переосмыслении образовательного комплекса. Его центром становится личность ребенка, а возможности для развития индивидуальности во многом определяются особенностями групповой среды. Личностно-ориентированнй подход четко выражен во многих программных разработках («Детство», «От рождения до школы», «радуга», «Из детсва к отрочесвту»).

Игра – основа современного дошкольного образования. Во время игровой активности можно реализовать широкий круг образовательных задач с соблюдением принципов и ориентиров ФГОС. Педагог вправе выбирать игровой материал с учетом программных требований, адаптировать его под возрастные, индивидуальные, ситуативные интересы детского коллектива.

Немаловажно, что использование игровых инновационных  технологий в ДОУ при грамотном подходе обеспечивает возможность простого введения других новаций: исследовательской, поисковой дидактической работы, личностно-ориентированной коммуникации, творческого экспериментирования, технологии ТРИЗ, эффективность которой обусловлена наличием выраженного игрового компонента.

Таким образом, инновационные технологии в деятельности воспитателей становятся не только ориентиром, а важной частью образовательного процесса. Они широко используются для решения актуальных проблем педагогической работы, повышения качества образовательных услуг и реализации родительских запросов и пожеланий к разнообразию образовательного процесса в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное взаимодействие воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста.

Конспескы интегрированного взаимодейтвия с детьми по лепке. Проводятся как итоговые занятия в конце учебного года....

Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений "Прогулка в лес".

Интерактивная игра направлена на развитие познавательной деятельности малышей. Интеграция в группе детей 3-4 лет состоит в использовании обследования при классификации и группировке предметов по велич...

проект "Сказкотерапия в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с речевой патологией"

А что же такое сказкотерапия? Это метод, испульзуемый сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развитие творческих способностей....

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста по теме:«Вкусные истории».Воспитатель: Марина Имиргунеевна Агакеримова.

с использованием образовательных технологий:    -игровых технологий (введение, объяснение, закрепление, упражнение);    -технологии ТРИЗ (развитие творческого воображения...

Проект "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста"

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

Инновационные подходы в работе воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста. Кружок «Волшебное тесто»

Важную роль в содании современной образовательной среды выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящихся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Все ...