Краткосрочный, познавательно-творческий проект "Зимующие птицы" для старшей группы.
проект (старшая группа)

Александра Дубейко

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только весёлые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы, вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx44.93 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

учреждение города Калининграда центр развития ребёнка - детский сад №122

муниципальное автономное дошкольное образовательное

236023 г. Калининград, ул. М. Борзова,95; тел./факс 8(4012)91-08-25

Проект

«Зимующие птицы»

(старшая группа)

Выполнил

воспитатель

Дубейко Александра Борисовна

Калининград

2019

Проект «Зимующие птицы» в старшей группе

Тип проекта: Познавательно-творческий;

Продолжительность проекта: Краткосрочный (1 неделя)

Вид проекта: групповой;

Участники: воспитанники старшей группы, педагоги и родители группы;

Срок реализации: краткосрочный с 02.12.2019 г. по 06.12.2019 г.

Актуальность. Зима вступает в свои права. Льдом покрываются лужи, снегом занесло землю, инеем серебрятся ветки деревьев. Наступило трудное время для птиц.

Птицы - защитники наших садов, полей, огородов и лесов. Мы должны очень бережно относиться к пернатым, любить их. Птицам крайне необходима наша забота и поддержка, которую мы проявляем, вешая кормушки. Зимняя подкормка спасает от гибели птичек.

Цель: Экологическое просвещение и формирование экологической культуры, вовлечение детей и родителей в природоохранную работу.

Задачи:

- вызывать интерес к окружающему миру;

- закрепить знание детей названий пернатых друзей, которые зимуют в нашей местности;

- формировать представление о повадках птиц и приспособленности их к среде обитания;

- формировать умение различать птиц по внешнему виду;

- познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах.

Подготовительный этап.

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах;

- Чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр иллюстраций, энциклопедий из цикла "живая природа"

- Определение целей, задач проекта.

- Подбор литературы по данной теме.

Основной этап.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Один - много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Третий лишний», «Угадай по описанию», «Птичья столовая», «Где чья тень», «Скажи наоборот».

Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор» и «Путешествие в лес».

Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобили», «Воробушки и кот», «Филин и пташки»

Беседы:

  • «Как живут наши пернатые друзья зимой»
  • «Меню птиц»
  • «Птицы зимой – какие они?»
  • «Как помочь птицам зимой?»

Наблюдение за птицами зимой.

• За синицами

• За вороной

• За снегирём

• За голубем

Чтение рассказов: В. Бианки «Синичкин календарь. Январь», А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Маршак «Где обедал воробей»,

Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой».

Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах.

Художественное творчество.

Рисование. «Зимующие птицы»

Коллективная работа: Изготовление коллажа на тему «Птицы у кормушки».

Результаты реализации проекта:

-В результате у детей расширились знания о зимующих птицах;

-Повысился уровень любознательности, творческих способностей, познавательной активности;

-Удалось привлечь родителей к совместной деятельности с детьми;

-Дети узнали, как правильно подкармливать птиц;

-Дети научились сопереживать, появилось желание помогать птицам

Понедельник

Беседа: "Что мы знаем о зимующих птицах? ", чистоговорка «Дятел», Речевое упражнение «Скажи наоборот»

Вторник

Пальчиковая гимнастика «Стайка», просмотр учебного фильма «Зимующие птицы». Д\И «Подскажи словечко», разрезные картинки по теме

Среда

Чтение сказки В. Бианки «Синичкин календарь. Январь», П/И «Шустрая синица» Д\И «Чья тень?» Д\И «Птичья столовая» Рисование птиц по трафаретам

Четверг

Игра-инсценировка «Узнай птицу». Разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» Д/И «Прилетели птицы»

Пятница

Коллективная аппликация «Птицы у кормушки», отгадывание загадок о зимующих птицах, физкультминутка «Снегирёк»

Понедельник.

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»

Цели: формировать экологическую культуру у детей;

прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; наглядное пособие «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационная часть.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А. Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый.

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на доске.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на доске.

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

(Сорока)

Картинка с изображением сороки

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрно- с серыми. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда в роли сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст)

Картинка с изображением клёста

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — …

(Свиристель)

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на речевое развитие «Скажи наоборот»

• Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)

• Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)

• Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)

• У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)

• У снегиря грудка красная, а у синички?

• Снегирь подлетел к лесу, а воробей?

• Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей?

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

Вторник

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы и перелётные птицы»

Цель: Систематизация и дополнение знаний детей о зимующих и перелетных птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений решать проблемную ситуацию.

Задачи:

- Развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы, развитие слухового и зрительного внимания, связной речи.

- Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.

- Воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым.

Ход образовательной деятельности

1. (Звучит фонограмма «голоса птиц»)

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вы в зимнем лесу. Сколько птиц вокруг, но почему же мы их не видим? (Предположения детей)

В.: Да, я тоже думаю, что птицы испугались, а давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.

Игра “Назови ласково”.

птица – птичка

синица – синичка

воробей – воробышек

снегирь – снегирёк

голубь – голубка

галка – галочка

В: Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова. И даже начали выглядывать из своих укрытий. А чтобы они совсем перестали нас бояться, давайте назовем их в пальчиковой гимнастике.

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка!

Эта птичка- соловей

Эта птичка – воробей

Эта птичка - совушка

Сонная головушка

Эта птичка – свиристель

Эта птичка – коростель

Эта птичка – скворушка

Серенькое пёрышко

Эта – зяблик

Эта – стриж

Эта – развесёлый чиж

Ну а эта - злой орлан

Птички, птички по домам.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Птицы совсем осмелели и даже хотят показать нам, как они живут зимой, чем питаются, как себя ведут. Устраивайтесь поудобнее на лесной полянке, отправляемся вслед за птицами!

Просмотр учебного видеофильма «Зимующие птицы».

В.: Ребята, вам понравился фильм? Каких зимующих птиц вы в нем увидели? Название какой птицы было новым для вас? Что нового вы узнали о зимующих птицах?

(Ответы детей)

В.: Давайте вспомним, какая птица какой корм предпочитает!

(ответы детей)

В.: Все вы молодцы! А теперь давайте сыграем в такую игру: представим себе стайку птиц и кормушку. А теперь попробуем составить как можно больше предложений со словом «летать», поиграем с нашей стайкой. (дети образовывают новые глаголы от слова «летать» при помощи приставок при-, у-, за-, под- и т. д.)

В.: Очень хорошо! А сейчас давайте немного разомнемся!

Физкультминутка «Снегирек»

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик-он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька!

А теперь, ребята, проверим, насколько вы находчивы. Я вам буду читать стихотворения, а вы попробуете подсказать последнее слово. Д\И «Подскажи словечко»

Что такое – посмотри!

Выпал снег, на нем огни

Это птицы - … (снегири).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая,

Знатная персона.

Это же … (ворона)

Летом ловит он жуков,

Поедает червяков.

На юг не улетает,

Под крышей обитает.

«Чики-рики», - не робей.

Дам тебе крошек, …. (воробей).

Два огромных страшных глаза,

Кругом вертит голова,

Ты ее узнаешь сразу,

А зовут ее … (сова)

В.: Какие вы молодцы! А сейчас давайте попробуем собрать из отдельных кусочков красивые картинки зимующих птиц, которые вы видите перед собой на столах! Нужно не только собрать картинку, но и назвать получившуюся птицу!

(Дети собирают)

В.: Ребята, устройте для ваших питомцев кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.

И мы, ребята, можем помочь птицам в холодное время года – откроем для них столовую, смастерим кормушки.

Повешу на ветку простую кормушку,

В неё положу я печенье и сушку.

Съедят угощенье весёлые птицы

И песнями будут, с нами делится.

В.: Сейчас мы вместе составим правила друзей природы:

1 правило: Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

2 правило: Следи, чтобы в кормушке не было снега.

3 правило: Следи, чтоб в кормушке корм был постоянно.

4 правило: Начинай подкармливать птиц поздней осенью и продолжай до весны.

5 правило: Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых носишь корм.

6 правило: Не клади в кормушки куски ржаного хлеба, они закисают в зобу у птиц, особенно в морозы, что может привести к гибели.

7 правило: Сало развешивай на тонких ветках, обвязывай ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно – утащат вороны.

Подвешиваем с детьми изготовленные кормушки на ветки деревьев во время прогулки.

Среда

Чтение сказки В. Бианки «Синичкин календарь. Январь»

Цель: Познакомить детей с творчеством Виталия Бианки.

Задачи:

1. Расширить представления о жизни зимующих птиц.

2. Знакомить детей с пословицами, отражающими любовь человека к родному дому.

3. Прививать любовь к родной природе.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня вас познакомить с рассказами и сказками замечательного писателя Виталия Бианки.

(Рассматривание портрета писателя)

Мы с вами уже много читали рассказов В. Бианки, например: рассказы  про лес, животных. В первое свое лесное путешествие В. Бианки, отправился, когда ему было лет пять. С тех пор лес стал для него волшебной страной. Главным своим лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать свои наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Сам Бианки называл свои произведения «сказки-несказки». В них нет «волшебной палочки», или того, чего не бывает, но, читая их, мы как будто живем вместе с птицами и зверями, слушаем их разговоры, участвуем в их приключениях.

2. Чтение сказки «Синичкин календарь. Январь»

Воспитатель: сегодня я вам предлагаю послушать сказку, которая называется: «Синичкин календарь». В году, как вы знаете, 12 месяцев, сегодня мы начнем с января, первого месяца года, и каждый месяц мы будем продолжать читать его.

Чтение воспитателя детям.

3. Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель: А, сейчас, я предлагаю ответить на вопросы.

- Кто был главным героем этой истории?

-Как получилось, что Заинька ничего не знала о празднике Новом годе? (фрагмент пересказа событий одним желающим из детей)

-Кого встретила синичка?

-Расскажите, какой разговор у них получился. (фрагмент пересказа)

-Какой дом был у синички?

-Что интересного мы узнали из этого рассказа?

Воспитатель: Вы правильно сказали, ребята. Но я вижу, вы немного устали? Тогда сыграем в игру.

2. Подвижная игра «Шустрая синица"

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

3. А сейчас вас ждет не менее интересная игра. Вам нужно будет узнать, какая зимующая птица перед вами, глядя только на ее тень!

Дидактическая игра «Чья тень?»

Воспитатель: Вы очень хорошо справились с таким трудным заданием! Давайте теперь вспомним, что мы делали сегодня? Что нового узнали? Что понравилось больше всего?

Четверг

Игра-инсценировка «Узнай птицу»

Цель: развитие диалогической речи, поддержание психологического комфорта в коллективе.

Задачи:

• Учить слушать сказку, участвовать в инсценировках, выполнять движения в соответствии с текстом.

• Формировать у детей умение входить в образ животных, птиц, изображая повадки мимикой, движениями, подражать голосам животных-персонажей.

• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, навыки общения.

• Развитие творческих способностей, психических функций, воображения, фантазии, активизация словаря.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? назовите».

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья.

Игра - инсценировка “Узнай птицу!”

Воспитатель: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Ребята попробуйте угадать какие птицы живут в лесу.

Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу. Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Очень правильно изобразили птиц. Вашим домашним заданием было изготовление кормушки для птиц для нашего участка. А возле дома вы подкармливаете птиц? Я предлагаю вам сегодня выучить стихотворение, которое вы можете рассказать своим друзьям, родителям, знакомым, чтобы призвать их помочь зимой птицам!

Разучивание стихотворения.

Александр Яшин.

 ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Пятница

Коллективная аппликация «Птицы у кормушки»

Цель: учить создавать целостные композиции, учить работать сообща

(Дети входят в группу и встают на ковре)

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: А, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Мы отправляемся с вами в путешествие.

Вот и зимушка пришла. В путь дорогу позвала. Мы отправимся гулять. Будем дружно мы шагать. По тропинке мы идём друг за дружкою гуськом. Вот и пришли мы в лесок. Встанем дружно мы в кружок. Так красиво в лесу. Только холодновато. Посмотрите, ребята, на дерево. Здесь что-то висит. Что это?

Дети: Кормушка.

Воспитатель: Кто её мог здесь повесить?

Дети: Люди. Лесник. Дети.

Воспитатель: Почему зимой нужно вешать кормушки?

Дети: Люди берегут птиц зимой. Птицы не могут добывать себе корм зимой. Земля покрыта снегом. Насекомые спрятались до весны. Чтобы птицы не умерли от голода.

Воспитатель: Ребята, какие птицы прилетают на кормушку?

Дети: Зимующие птицы. (воробьи, синицы, снегири, вороны, голуби, дятлы, свиристели)

Дидактическая игра “Прилетели птицы”.

Цель: развитие фонематического слуха.

– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы.

Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы.

Все вы – молодцы!

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам смастерить картину «Снегири у кормушки». Приглашаю вас в нашу мастерскую. Посмотрите, ребята, кая красивая кормушка. Но к ней ещё не прилетели птицы. А вот какие птицы прилетят, мы сейчас узнаем. Послушайте загадку.

Пусть я птичка невеличка

У меня одна привычка

Как начнутся холода

Быстро с Севера сюда.

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут

Ты откуда? Ты откуда?

Прилетел к нам красногрудый?

Облетел я всю Сибирь.

А зовут меня …

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Правильно! И сегодня мы пригласим снегиря и других зимующих птиц, с которыми мы с вами теперь хорошо знакомы, к кормушке. На листе ватмана мы нарисуем ветки деревьев на фоне неба, нарисуем и вырежем кормушку с кормом и пернатых гостей.

А чтобы наши пальчики работали быстро и ловко, давайте сделаем пальчиковую гимнастику!

Я решил ворон считать:

Раз,

Два,

Три,

Четыре,

Пять.

Шесть ворона – на столбе,

Семь ворона – на трубе,

Восемь – села на плакат,

Девять – кормит воронят…

Ну а десять – это галка,

Вот и кончилась считалка!

(А. Усачев)

Дети рисуют, вырезают и приклеивают кормушку, снегирей, воробьев, синиц, дятла, сороку, голубей, клестов, свиристель. Создают коллективную композицию

После выполнения аппликации дети любуются своей работой и украшают ею раздевалку.

Беседы

 

Беседа «Птицы зимой – какие они?»

Цель: дать знания о зимующих птицах нашего края: о внешнем виде, особенностях.

Воспитатель – Какое время года сейчас у нас наступило?

Дети – Зима

Воспитатель – Пришла зима. Хлопочет:

Укутала в снега, все кочки и пенечки.

Скамейки и стога, зима велела дубу

Накинуть пышный мех, краснеют свиристели

На веточках берез, они не улетели.

А выдержат мороз?

- А что такое природа? Какая она бывает?

- Ребята, а как природа приготовилась к зиме? (реки покрылись льдом, деревья сбросили листву, дни короткие, холодно, птицы улетели, звери залегли в спячку, сменили шубу, запаслись на зиму запасами…)

-Как называют птиц, которые улетают зимовать? (перелетные)

- А вы знаете, что не все птицы улетели в теплые страны, есть и такие, которые остались зимовать. Их называют зимующими. Посмотрите, пожалуйста.

Снегирь. Обратите внимание, У этой маленькой птицы удивительная окраска.в стихах их называют красными яблочками. А как вы думаете, почему?(потому что у них красная грудка)

Воробей. Небольшая птица светло-коричневого окраса. Живёт в наших краях и летом, и зимой. Живут они в городах, семьями.

Синица. Птицы с черной шапочкой и желтым оперением. С наступлением холодов перебираются ближе к человеку.

  • Обычно обитают в лесах, но можно встретить и в населенных пунктах. Оперение его черно-белое. Они известны тем, что своим твердым клювом выдалбливают дупла, тем самым помогая деревьям: они уничтожают всяких букашек и червячков, поэтому дятла называют санитаром леса.

А теперь немного разомнемся. Выполним физ.минутку.

«Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири.( Показывают грудки)
Распустили перышки,( Руки слегка в стороны, )
Греются на солнышке.( Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!

Голуби. Все мы знаем голубя и его внешний вид. Птицы очень верны своему месту, и живут семьей.

Сорока. Черная птица с белой грудкой. Она очень умная. Некоторые виды этих птиц способны имитировать звуки человека.

Вороны. Крупная птица, часто живет в городах и селах. Имеет черно-серый окрас. Подобно сорокам они очень умны. На свою территорию они не пускают никого.

Филин. Это очень редкая зимующая птица. Хищная. Она легко переносит зиму.

Сова. Подобно филину, сова- хищная птица. Имеет рыхлое оперение, поэтому ей тепло. Крупная птица.

К зимующим также относят куропаток, тетерев, рябчиков. Они греются, зарываясь в сугробы. Под снегом же они ищут пропитание - прошлогодние зерна и травы.

В суровые морозы птицы стараются избегать полетов, так как когда они раскрывают крылья, у них теряется много тепла.

-Вот так, ребята, мы сегодня посмотрели основных зимующих птиц нашего края. Кого вы запомнили? В чем их особенности? (ответы детей)

-Молодцы, на этом наше занятие заканчивается.

Беседа «Как помочь птицам зимой?»

Цель: рассказать детям о том, чем питаются птицы, как им можно помочь в зимнее время года.

-Добрый день, ребята. Отгадайте загадку.

Мама из крупы сварила,
Посолила, подсластила.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так нужна на завтрак…(каша)

-правильно, ребята, а что такое каша? (это еда)

-да. А когда мы едим кашу? (на завтрак). Какие приемы пищи еще бывают? (обед, полдник, ужин). Верно. Мы нуждаемся в еде. Мы едим для того, чтобы мы могли бегать, играть, заниматься на занятиях. А вы знаете, кто еще нуждается в еде? (ответы детей). А еще в еде очень нуждаются зимующие птицы. Давайте вспомним, кто такие зимующие птицы? (те, которые пережидают у нас зиму). Правильно. А давайте подумаем, чем питаются птицы? (ответы детей). я вам сейчас расскажу.

У снегирей основным кормом являются семена ели, сосны, ели, ягод, в основном, рябины, почки деревьев. Очень любят они покушать. Воробьи питаются зернами, а также вредными насекомыми. Синицы питаются личинками насекомых и гусениц. С наступлением холодов эти птицы перебираются поближе к людям, где питаются остатками пищи или лакомятся едой с кормушки. Дятлы, как мы уже говорили, помогают деревьям, уничтожая личинок и насекомых, которые вредят деревьям. Тем же они и питаются. Так же они питаются семенами хвойных растений. Голуби, сороки, вороны всеядны. Они могут как питаться с кормушек, так и питаться на помойках. А филины и совы – хищные птицы. Филины питаются мелкими животными: зайцами, мышами, белками, а бывает, даже охотятся на кабанов. Сова так же охотится на мелких животных. А тетерев, рябчик, куропатка питаются под снегом прошлогодней травой.

-Ребята, как вы думаете, птицам легко добывать пищу? (нет). Если птицы будут голодать, то им очень трудно пережить холода. Они могут даже умереть. Ребята, как же мы можем им помочь? (подкармливать их, изготавливать с родителями кормушки).

-Да, ребята, давайте не дадим нашим пернатым друзьям замёрзнуть в это непростое для них время. Будем помогать им.

 

Интересные факты о птицах.

Цель: углубить и расширить знания детей интересными фактами о зимующих птицах.

Голуби не просто зимующие птицы, они привязанные к месту, в котором родились. Улетая от родного гнезда за тысячи километров, голуби всегда возвращаются. Люди воспользовались этим, и стали посылать друг другу письма.

Синичка считается главной защитницей полей и огородов. В стране установлен даже праздник Синичкин день 12 ноября.

Сороку в народе называют воровкой. Они любят все яркое и блестящее. Нередко в их гнездах находили металлические крышки, бусинки, золотые украшения, столовые приборы. Как им удается их красть, остается загадкой. Сороки-белобоки способны узнавать себя в зеркале. Если они увидят в зеркале другую птицу, они начинают его пугать. В свободное время сорока может развлекаться тем, что катается с крыш или качается на качелях.

Ворону называют русским попугаем. Она способна подражать человеческому голосу. Так же ворона может охранять свою территорию. Но есть у вороны и отрицательные качества: она может воровать цыплят, и даже котят.

Филины и совы спят днем, а живут и охотятся только ночью.

Список литературы

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. (электронный ресурс)

2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». 2001г.

3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ». (электронный ресурс)

4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с. (электронный ресурс)

5.Соломенникова О.А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г

6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В.

Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. (электронный ресурс)
7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. Мозаика-Синтез, 2007.

10.Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. – М.: Баласс, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "зимующие птицы" старшая группа

Пояснительная записка.Актуальность:        В холодное время года перед зимующими птицами встаёт вопрос: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно...

Проект "Зимующие птицы" Старшая группа

Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.Воспитательно-образовательную работу...

Проект «Зимующие птицы» (Старшая группа)

Проектная работа направленна на ознакомление с окружающей средой и оказание помощи зимующим птицам....

Краткосрочный познавательно-творческий мини-проект "Удивительный мир насекомых"

Данный проект будет полезен для педагогов средней группы...

Проект познавательно - творческий «Осень- в гости просим» старшая группа

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений...

Краткосрочный, познавательно - творческий, развивающий проект в старшей группе. (один месяц) «Сказки дедушки Корнея»

Актуальность.В наше время у детей отсутствует интерес к чтению художественной литературы.А ведь именно художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человечески...

Краткосрочный познавательно – творческий мини-проект «Удивительный мир насекомых»

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг нас.  Знания которые имеют дети, недостаточны, чтобы делать правильные выводы, объяснять св...