Статья на тему: «Коммуникативные игры в ДОУ»
статья

Дмитриева Полина Сергеевна

Цель: создание условий, способствующий организации эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений между сверстниками с помощью коммуникативных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 80 Невского района Санкт-Петербурга

Доклад на тему:

«Коммуникативные игры в ДОУ»

Подготовила воспитатель:

Дмитриева Полина Сергеевна

                                   Санкт-Петербург

                                              2020

Коммуникативные игры в ДОУ

  Дошкольное детство представляет важный период становления личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы взаимодействия (в виде комплекса оживления), возникновения потребности общения со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведения законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, во время формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.

  Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что предполагает новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка не только сформировано мотивационная сфера и развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, то ему легче адаптироваться в новом школьном коллективе и он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно формировать у воспитанника коммуникативную компетентность, помогающую ему эффективно общаться с другими людьми.

  Коммуникативная компетентность является одной из характеристик личности дошкольника и "проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств."

 Коммуникативная компетентность определяется уровнем овладения коммуникативными умениями, под которыми понимается "освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умения входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое поведение."

  Таким образом, перед педагогом стоит задача создания условий, способствующий организации эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений между сверстниками.

 Выделяют следующие проблемные формы межличностных отношений между дошкольниками:

- агрессивность, проявляющаяся в драчливости, крикливости, грубости, эмоциональной напряженности ребенка;

- обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании воспитанником отвержении или игнорирования со стороны сверстников;

- застенчивость, которая находит выражение в неуверенности, робости, тревожном состоянии, напряжении, страхе перед партнером по общению;

 Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учиться выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения. Основными направлениями в работе по развитию общения у детей в игровой деятельности является:

- готовность к общению, направленная на формирование доброжелательного отношения к окружающим и желания общаться;

- умение вступать в контакт, связанное с легкостью установления коммуникативных связей;

- инициативность общения, проявляющаяся в стремление к самостоятельным действиям и способности взять на себя роль лидера;

- выразительность общения, означающая умение естественно выражать свои эмоции вербальными и невербальными средствами коммуникации;

- эмпатия, пердставляющая собой постижение эмоционального состояния другого человека и сопереживания ему.

  Следует отметить, что организация коммуникативных игр требует от педагога соблюдений следующих условий:

- умение принимать детей такими, какие они есть;

- учета индивидуальности каждого маленького человека;

- умение принять любой выбор ребенка;

- желание играть вместе с детьми;

- способности к импровизации, в зависимости от обстоятельств;

- всегда доброжелательного отношения к воспитаннику;

- умение идти в работе от потребности ребенка;

- поощрение инициативы детей, выражающейся в отказе от запланированной работы в пользу предложений исходящих от дошкольника.

  Игровая методика дает возможность ребенку выражать свои переживания через игру и показать свои творческие возможности при моделировании жизненных ситуаций в игровом процессе.

  К особенностям работы над коммуникативными играми относятся:

1. личный пример педагога при разучивании игры "Делай, как я";

2. активное личное участие наставника в игровой деятельности;

3. работа только на положительные оценки действий участников игры (по принципу "каждый ребенок имеет право на самовыражение")

4. отсутствие сравнительного и соревновательного моментов, дающие возможность исключить из общения появления у детей конкурентности и демонстративности;

5. исключение принуждения к игре, дабы не вызывать у воспитанника негативных реакций;

6. вариативность игр, то есть каждую игру можно провести по разному, с изменениями;

7. разучивание игры не требует предварительного разучивания ее текста, так как он запоминается в процессе многократного повторения игры;

8. направленность игры на воспитания положительных черт личности - доброты, отзывчивости, смелости, доброжелательности, коммуникабельности;

9. стремление дать как можно больше положительных эмоций от общения со сверстниками каждому ребенку.

  Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы, использовать на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации досуговой деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2015. - 384 с. 
  2. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - с 6-7.
  3. Роль коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками // [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/10/22/diplomnaya-rabota-na-temu-rol-kommunikativnyh-igr-v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Коммуникативные игры детей дошкольного возраста"

Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач   воспитания   личности  ребёнка  дошкольного  возраста”            ...

Мастер-класс по теме:"Коммуникативные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста".

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей....

Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».

Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»....

Статья на тему: Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников.

Дошкольный возраст это важный этап в развитии и воспитании детей.Это пора, когда у детей закладываются основные уменения, знания, навыки и формируются основы социального поведения.Именно в дошкольный ...

Статья на тему "Коммуникативные игры-танцы в жизни детей!"

Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими сверстниками....

Статья на тему "Коммуникативное развитие"

В статье рассказывается о важности речевого развития у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено проблеме свободного речевого общения детей при различных видах нарушений речи....

статья на тему "КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЯ"

Аннотация: в статье проанализирована проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста, рассмотрены возможности конструктора LEGO DUPLO как средства развития речи детей младшего...