статья на тему "КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЯ"
методическая разработка (младшая группа)

Анастасия Чебукова

Аннотация: в статье проанализирована проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста, рассмотрены возможности конструктора LEGO DUPLO как средства развития речи детей младшего  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЯ  

А.Н.Чебукова

МБДОУ « Детский сад №208» г. Чебоксары nastya04099909@mail.ru

Аннотация: в статье проанализирована проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста, рассмотрены возможности конструктора LEGO DUPLO как средства развития речи детей младшего  возраста.

Ключевые слова:развитиеобразовательные областимладший дошкольниклего-конструирование

В настоящее время происходит пересмотр основных принципов дошкольного образования. Дети стремятся к познанию окружающей их действительности, интересуются всем неизвестным, задают много вопросов, рассуждают, ищут разные способы решения проблемных ситуаций. Современные дети с лёгкостью осваивают компьютер и другие информационно-коммуникативные средства, сейчас традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Считаю, что педагог и сам должен обучаться современным методам и технологиям, используя это в процессе работы.

 Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это первая деятельность ребёнка, в ходе которой он развлекается, трудится, учится и всесторонне развивается. Игрушки, сопровождающие основной вид деятельности ребёнка появляются в его жизни очень рано. Сначала это погремушки и пищалки, их сменяют пирамидки и различные вкладыши, и, конечно же, в каждой семье, где растёт малыш, уже с первого года его жизни в наборе его игрушек появляется первый конструктор «Лего». Именно он – этот незамысловатый набор деталей-кирпичиков становится незаменимым спутником ребёнка на протяжении всего детства, так как полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, помогает проявить любознательность, сообразительность, смекалку и творчество, присущие всем детям. [1]

LEGO (от дат. Leg-godt — «играй хорошо», рус. ле́го) — серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Наборы «Лего» выпускает группа компаний LEGO Group, которая была основана в 1932 году, и её название выглядит и звучит как латинское (а также итальянское) слово lego – собираю. Основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе у детей появилась возможность исследовать окружающий их мир, творить, созидать. [2]

Основная цель  легоконструирования в младшем дошкольном возрасте  это – создание благоприятных условий для формирования первоначальных навыков конструирования, развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей.

Использование конструктора «Лего» в детской деятельности способствует:

1. Развитию и совершенствованию психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

2. Развитию мелкой моторики, через тренировку пальцев при постройке мелких деталей, что в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

3. Формированию монологической и диалогической речи, т.к. в ходе постройки ребёнок проговаривает план действий, обговаривает ход постройки, её результат, договаривается с партнёрами по конструированию;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Развитие коммуникативных навыков детей происходит успешно при условии удовлетворения в образовательном процессе ведущих социальных потребностей дошкольников. Одна из таких потребностей – потребность в активном общении сотрудничестве со сверстниками. Эту задачу мы решаем разными путями – это использование коммуникативных игр в течении дня, это занятия с логопедом на развитие коммуникативных навыков. И все мы знаем, что именно конструкторская деятельность создает ситуацию выбора,  в которых детям необходимо решить проблему с позиции учета интереса других детей, способствует развитию умения рассуждать. В ходе выполнения заданий дети начинают обсуждать постройку, составлять план её возведения оживленно доказывать правильность того или иного решения. При этом у них развивается умения согласовывать свои интересы и интересы партнеров, объяснять замысел. Надо видеть общую радость, когда дети самостоятельно приходят к общему мнению. Развитие коммуникативных навыков мы рассматриваем в аспекте того, что дети в Лего – конструировании работают чаще всего в паре или группе. Так же мы специально подобрали серию игр с использованием  конструктора Лего, направленные на развитие коммуникативных навыков. 

К одному из таких современных методов относится - совместная (дошкольники, педагоги и родители) деятельность – LEGO конструирование. LEGO конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности. Перед собой поставила задачу –развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования. Конструктор LEGO выбран не случайно, LEGO в переводе обозначает «умная игра», представляющий большие возможности для творчества.

Работу начали со второй младшей группы с развивающим комплектом LEGO DUPLO «Дочки – матери» для обыгрывания бытовых сюжетов. В него входят куклы, изображающие детей разных национальностей, мебель и посуда, и другие детали. Для работы создали необходимые условия – это хорошее освещение, контейнеры для хранения деталей. Родители помогли в оформлении пособий. Появились яркие ширмы для игры с LEGO конструктором, красивое постельное белье, скатерти, одежда для кукол. Дети сами выбрали для кукол имена Таня, Маша, Петя, Саша и договорились называть двух маленьких пупсиков Малышами.

Решая задачу развития коммуникативных навыков у детей четвертого года жизни, разработала несколько игр и игровых ситуаций с использованием LEGO конструктора, которые использую в совместной деятельности с детьми. Дети продолжают узнавать названия новых предметов и объектов. В совместной деятельности с детьми использую ситуации, которые позволяют обеспечить достаточно богатый бытовой словарь ребенка младшего дошкольного возраста. Например, ситуация «Знакомство с куклой Таней», в которой кукла называет свое имя и свои имена называют дети. «Таня купается»«Таня умывается» через эти ситуации активизируется словарь детей, они учатся правильно называть туалетные принадлежности и действия с ними. «Саша убирает игрушки» в этой игровой ситуации закрепили название игрушек и действий с ними. Обыгрывание таких простых ситуаций помогло в решении вопроса помощи детей в уборке игрушек в группе. В ситуациях «Уложим Малыша спать»«Малыш проснулся»«Оденем Малыша на прогулку»

«Научим Таню убирать одежду» закрепили знание предметов, одежды, обуви, способов их использования и действий с ними, аккуратного обращения с вещами, воспитание культурно – гигиенических навыков. В процессе работы с детьми по теме «Мебель» обыгрывали ситуацию «Семья переезжает на новую квартиру», в которой научились называть новые предметы мебели, повторили те, которые дети уже знают и называют. «У Пети день рождения» в этой игровой ситуации закрепили название предметов посуды. В данном возрасте дети осваивают видовые обобщения. Такие игровые ситуации помогают детям объяснять, почему игрушечную, и синюю, и большую чашки можно называть одним словом. Процесс освоения видового обобщения способствует развитию операции сравнения, обобщения, развивает способность к установлению причинно – следственных связей. Совершая обследовательские действия с предметами и куклами из конструктора LEGO DUPLO дети, узнают такие качества предметов, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелый или легкий предмет. Наблюдается существенное обогащение и активизация словаря детей, активно развивается способность рассуждать.

Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь детей новых слов также использовали развивающие комплекты LEGO DUPLO «Дикие животные» и «Большая ферма». В наборы входят мини фигурки диких, домашних животных, людей, разные детали, позволяющие создать в игре реалистичную обстановку. С малышами, проигрывая ситуацию «Кто, где живёт?» познакомились с жизнью домашних и диких животных, научились описывать их. В упражнении «Кто, как кричит?», решила такую задачу как, развитие звукового восприятия. Ребята выбрали из конструктора понравившееся животное, обыграли его, имитируя звукоподражание.

Словесные игры с использованием конструктора LEGO можно использовать для обогащения лексического запаса. Через них происходит актуализация пассивного словаря, объяснение новых слов и понятий, а также развитие словообразования. К таким играм я отношу игры «Большой – маленький»«Один – много»«Четвертый лишний»«Кто потерял хвостик?»«На улице большого города». Для формирования мотивации речевой деятельности детей использую такие приемы, как: создание проблемных ситуаций, беседы, рассказы, чтение художественной литературы, стихов, потешек, встречи со сказочными героями. Стимулируя развитие игровых ситуаций, очень часто даю детям речевой образец. Проговариваю вслух игровые действия. В группе установлено правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? Что хочу сделать? Как буду делать? В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом. Придумываю сама сказки и загадки про животных, обыгрываю их совместно с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки. Также в своей работе предусматриваю задания для совместной с родителями деятельности. Так, например родителям и детям было дано задание: придумать мини сказки про животных. Дети, используя конструктор LEGO, с большим желанием показали свои сказки ребятам в группе.

LEGO конструктор использую с детьми и в театральной деятельности. Детали и фигурки привлекательные, лёгкие, прочные, выполнены из высококачественного материала. Их очень удобно держать в маленьких ручках, скреплять друг с другом. Игры - театрализациис LEGO персонажами очень нравятся детям, потому что можно безопасно строить, перестраивать и обыгрывать постройки, воплощая свои желания. Элементы конструктора и соединённые детали могут превращаться в сказочных персонажей на глазах у детей во что угодно: в теремок, замок принцессы, пещеру летучей мыши. В начале года чаще всего основой игр - театрализаций являлись народные сказки "Репка","Колобок", "Теремок", те которые с раннего детства знакомы детям. В конце года дети научились при помощи взрослого и самостоятельно придумывать новые небольшие сюжеты, обыгрывая их группами из трёх – четырёх человек, манипулируя персонажами LEGO конструктора.

Конструктор LEGO DUPLO может быть использован в образовательных целях, которые немыслимы без развития языковых навыков: беседы, связного описания различных явлений или предметов. Дети не только описывают свои модели и рассказывают о своих целях, но и отвечают на вопросы во время строительства, причем не только сверстников, но и педагога, и, конечно, задают их сами.

Например: образовательная деятельность по восприятию литературы и фольклора. Название: «Теремок». Материал: конструктор LEGO DUPLO. Цель: познакомить детей с русскими народными сказками. Развивать умение описывать игрушечное животное, последовательно составлять сказку. Развивать мелкую моторику, конструктивные навыки. Описание игры: Педагог предлагает вместе с детьми собрать героев сказки «Теремок» и рассказать сказку. Дети, выполняя строительство, рассказывают о герое, взрослый контролирует работу детей и задает вопросы при затруднении. На этих занятиях дети с удовольствием, рассказывают о своих постройках, рассказывают последовательность своих действий, оценивают конкретную структурную ситуацию. 

Накопленный за это время опыт позволяет сделать вывод о том, что значительно обогатился пассивный словарь и увеличился активный словарь детей. У детей появилось больше поводов для общения. Подтверждением тому является положительная динамика уровня развития связной речи. Дети научились пояснять и объяснять. Увеличилось количество детей – это 50%, которые в свободной деятельности умеют договариваться со сверстниками о предстоящей игре. 30% детей научились самостоятельно решать в игре конфликтные ситуации. У детей стала более развитой мелкая моторика, появились любимые персонажи сказок, которых они с удовольствием обыгрывают.

Использование LEGO конструирования даёт благоприятную обстановку, ощущение радости от участия в игре, комфортные условия для усвоения различного материала, возможность научить детей работать вместе, помогает решать образовательные и воспитательные задачи.

Таким образом, на первый взгляд обычный конструктор «Лего», который есть не только в каждой группе детского сада, но и в каждой семье,  при интегративном  творческом подходе даёт возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.

Лего-конструирование - эффективное воспитательное средство, которое не только помогает обучить дошкольников творческому конструированию, но и способствует реализации основных задач образовательной программы ДОУ по всем направлениям развития ребёнка.

Литература

  1. Выготский Л. С. Детская речь / Л.С. Выготский. ─ М.: Педагогика, 2006 ─ 420 с.
  2. Герасимова  А. С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б. Ф. Сергеева. ─ 2-е изд. ─ М.: Айрис-пресс, 2004. ─ 160 с.
  3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO DUPLO. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326. — URL https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 21.02.2019).
  5. Свободная энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/LEGO.
  6. URLhttps://infourok.ru/znachenie-legokonstruirovaniya-v-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta-2752544.html Инфоурок Ведущий образовательный портал России. Горбунова О.Е.  г. Покачи  «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
  7. URL https://bengraf-mdou12.edumsko.ru/folders/post/1008538 Бенграф Н. А.  «Конструктор – лего как средство интеграции образовательных областей в процесс обучения детей дошкольного возраста».
  8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
  9. Развитие общения у дошкольников: Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1974.– 121 с.
  10. Поддъяков, Н. Н. Конструирование / Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой.- М., 1981






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие речи посредствам легоконструирования

родитеям о легоконструировании...

Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ

Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания  предметно ...

Статья «Духовно-патриотическое воспитание дошкольников посредством этнокультурного развития»

Мордовия – часть нашей славной России, Прекрасный, чудесный её уголок. Лесами, полями, народом красива, Красив её рек говорливый поток. Люблю и Суру, и Алатырь, и Мокшу, Здесь жили эр...

статья по теме "Валеологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности"

статья по теме "Валеологическое  развитие дошкольников посредством проектной деятельности"...

статья: «Музыкальное развитие дошкольников посредством слушания музыки»

Содержание:Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности.Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.Роль классической музыки в развитии музыка...

Статья "Организация инновационной деятельности в области физического развития дошкольников посредством реализации проекта «3D-физкультура в детском саду»"

        Успех в повышении мотивации детей к занятиям физической культурой связан с внедрением в образовательный процесс новые подходы и нетрадиционные методы обучения и восп...