статья: «Музыкальное развитие дошкольников посредством слушания музыки»
статья

Буланова Светлана Николаевна

Содержание:

  1. Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности.
  2. Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.

4.    Методы и приемы работы по развитию музыкального восприятия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду». М.: Просвещение, 1989 г., 140с.;

  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М.: Просвещение, 1968, с.99;
  2. Кечхуашвили Г.Н. «К проблеме психологии восприятия музыки»  Вопросы музыкознания. Т 3. М., 1990 г., с.354;
  3. Кирнарская Д.К. « Музыкальное восприятие». М., 1997 г., с.138;
  4. Петрушин В.И. «Развитие музыкального восприятия». Музыкальная психология. М., 1993 г., с.175-182;
  5. Тарасова К.В. « Онтогенез музыкальных способностей». М., 1991г., с.123-124;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья о слушании музыки20.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

«Музыкальное развитие дошкольников

посредством слушания музыки»

музыкального руководителя

ГБДОУ № 93

 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

С.Н. Булановой

Содержание:

  1. Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности.
  2. Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.

4.    Методы и приемы работы по развитию музыкального восприятия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Заключение.

Список используемой литературы.


Музыка играет огромную роль в процессе воспитания в человеке духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности и по силе эмоционального воздействия превосходит любой вид искусства. Глубина этого воздействия зависит от подготовленности слушателя к общению с настоящим искусством.

Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому в наше время столь остро стоит проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие музыки - сложное многоуровневое явление. Оно представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства.  Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой - с возрастными особенностями детей. Поэтому на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов.

Эстетическое восприятие - это особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (красоту их форм, цвета, музыкального звука и т.д.), различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное.

Можно сказать, что музыкальное восприятие - это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков.

Поскольку «проникновение во внутреннюю структуру музыки» - сложный процесс, ему нужно специально учить. Простое слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст человеку - ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия.

Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Хороший музыкальный вкус означает, что его обладатель способен испытывать эстетическую радость, наслаждение от подлинно прекрасных произведений.

В разделе «Слушание музыки» в музыкальном воспитании дошкольников наряду с музыкой, специально написанной для детей, встречаются произведения, выходящие за пределы сугубо детского музыкального репертуара, и включенные в классическое музыкальное наследие. Ввести дошкольников в сложную духовную атмосферу большого искусства можно лишь с помощью особых методов погружения в материал.  Итоги их музыкального развития будут способность непосредственному и, в то же время, основанному на размышлении, осмысленному восприятию произведений музыкальной классики.

В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Но цель слушания не сводится просто к знакомству с каким-либо произведением. Проблема слушания - восприятия музыки шире, чем просто слушание.

Проблема восприятия музыки - одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса. Восприятие, поскольку оно связано с индивидуальностью, с личным опытом, тоже индивидуально. В значительной степени оно определяется особенностями нервной системы индивида.

Понятие «восприятие» определяется в психологии как отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величина, цвета и т. д.), действующих в данный момент на органы чувств. Нужно иметь в виду, что любое восприятие (того или иного предмета, явления, факта) является сложным процессом, в котором участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные условно-рефлекторные связи.

Успешное восприятие сложного музыкального материала можно обеспечить  только созданием  целостной системы активизации эмоционального и интеллектуального потенциала дошкольника, способной в значительной мере устранить проблему недоступности.  Все дело в форме, в которой протекает процесс музыкального познания.

Проиллюстрируем это положение материалом программы, в которую включены произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, с произведениями других композиторов. Важно, в каком качестве, в какой последовательности и в каком контексте знакомятся с ними дети. Творчество этих композиторов открывается детям не со сложных по психологизму полотен, «взрослых» по своему тонусу и драматизму сочинений, а с мелодий песен, танцев, маршей, в которых композитор максимально приближен по дистанции к детям.

Педагогическая организация процесса музыкального развития детей, обусловленная логикой организации программы, должна позволить дошкольникам уже на начальном этапе эстетически адекватно воспринимать произведения музыкальной классики.

Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания.

К первому классу дети должны иметь достаточно развитое и осознанное музыкальное восприятие. Уже к шести годам у детей формируется способность мотивированно оценивать музыкальное произведение. В этом возрасте словарный запас детей достаточно велик, поэтому они могут аргументировано рассказать, какие эмоции и настроения вызывают у них звуки музыки. Дети могут не только различать общую эмоциональную окраску мелодии, но и определять средства ее выразительности (интонацию, характер, темп, тембр, динамику), контрастные образы (грустно - весело, быстро - медленно, громко - тихо).

К началу обучения в школе дети должны владеть основными музыкальными терминами (композитор, дирижер, хор, оркестр и т. д.), уметь объяснить их значение, называть две-три фамилии наиболее известных композиторов-классиков и их музыкальные произведения, различать вокальную и инструментальную музыку.

        Используя классическую музыку на музыкальных занятиях в детском саду, я стремлюсь сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. С этой целью был разработан сюжетно-тематический цикл из 4-х занятий для воспитанников подготовительной группы «Путешествие в удивительный мир музыкальных сказок» (прилагается).

В ходе их проведения дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания.

Для проявления эмоционального отклика у детей я использовали произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, цикла «Картинки с выставки» М. А.  Мусоргского, отрывки из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко».  Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.

После внимательного прослушивания детьми классической музыки я предлагала детям передать свои впечатления в пластических, ритмических или инструментальных импровизациях, звукоподражании, в рисунке. Такой способ передачи впечатлений от музыки очень нравится детям и позволяет особенно ярко продемонстрировать индивидуальность каждого. А также побуждает ребят к активной творческой деятельности.

В работе по развитию у детей музыкального восприятия я использовала художественное слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.

Дети с удовольствием слушали и запоминали произведения. Практически все стали правильно определять настроение музыки, суть музыкального произведения. Расширился и их словарный запас, выросла культура прослушивания музыки. Почти все дети уже могут внимательно прослушивать произведения до конца, проявлять эмоциональный отклик, выразить свои впечатления в творческой деятельности.

Полученные результаты показали, что уровень музыкальной культуры наших воспитанников существенно повысился.

Список используемой литературы:


  1. Ветлугина Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду». М.: Просвещение 1978 г., С. 72-73;
  2. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду». М.: Просвещение, 1989 г., 140с.;
  3. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М.: Просвещение, 1968, с.99;
  4. Кечхуашвили Г.Н. «К проблеме психологии восприятия музыки»  Вопросы музыкознания. Т 3. М., 1990 г., с.354;
  5. Кирнарская Д.К. « Музыкальное восприятие». М., 1997 г., с.138;
  6. Петрушин В.И. «Развитие музыкального восприятия». Музыкальная психология. М., 1993 г., с.175-182;
  7. Тарасова К.В. « Онтогенез музыкальных способностей». М., 1991г., с.123-124;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие по слушанию музыки. «Болезнь куклы П.И.Чайковский»

Музыкальное занятие по слушанию музыки, классическое по типу. Ососбое внимание на занятии уделяется слушанию музыки и высказыванию детей о музыкальном произведении. Занятие проходит в игровой форме...

Развитие музыкального вкуса через слушание музыки в детском саду.

Развитие музыкального вкуса  через слушание музыки в детском саду.Важное значение в воспитании и развитии в детском саду занимает музыка .Музыка является одним из средств воспитания духовности че...

Музыкальное занятие по слушанию музыки с использованием ИКТ "Музыка вокруг нас"

Цель:Формирование  эмоционально-чувственного восприятия музыки средствами ИКТ.Задачи:Воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу;Развивать зрительное и слуховое внимание;Развивать ...

реферат "«Музыкальное восприятие как центральный вид музыкальной деятельности. Этапы слушания музыки»

Реферат на тему "«Музыкальное восприятие как центральный вид музыкальной деятельности. Этапы слушания музыки»...

Технология развития творческого слушания музыки по авторской программе "Музыкальные шедевры" Радыновой О.П.

Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили цел...

Доминантное музыкальное занятия по слушанию музыки в старшей группе дошкольного учреждения «Мир ребенка в музыке «Детского альбома»

В  музыкальных пьесах «Детского альбома» русского композитора П.И.Чайковского (1840-1893) описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам композ...

Технология развития творческого слушания музыки по авторской программе «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой

описание технологиии по слушанию музыки на основе авторской программы Радыновой "Музыкальные шедевры". с примерным планированием использования материала...