Проект «Дружба народов»
проект (старшая группа)

 Наталья Константиновна Киселева

Маленький человечек, придя в наш мир, видит рядом с собой свою маму, папу и здесь появляется его первое чувство – любовь к своей семье. Подрастая, он понимает, в каком красивом, большом поселке или городе он живёт, здесь постепенно появляется второе чувство – любовь к родному краю. А как рассказать ребенку о той огромной, великой, многонациональной стране мира с её многовековой историей, богатым культурным наследием и щедрой природой, полезными ископаемыми, необъятными полями и лесами, в которой он родился и живёт?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_druzhba_narodov.docx89.66 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Дружба народов»

день толерантности в 2019 году

Выполнила  КИСЕЛЕВА Н. К.

У меня есть друг, а это значит я счастливый человек!
Дружба удваивает радости и настолько же сокращает горести!
Дружба делает наш мир лучше, счастливее спасает от войн и раздоров!

Актуальность проекта.

Прививая детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, задумывались ли Вы о том, что маленьким детям очень сложно понять наше стремление передать те чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны, которые живут в нас, во взрослых?

Маленький человечек, придя в наш мир, видит рядом с собой свою маму, папу и здесь появляется его первое чувство – любовь к своей семье. Подрастая, он понимает, в каком красивом, большом поселке или городе он живёт, здесь постепенно появляется второе чувство – любовь к родному краю. А как рассказать ребенку о той огромной, великой, многонациональной стране мира с её многовековой историей, богатым культурным наследием и щедрой природой, полезными ископаемыми, необъятными полями и лесами, в которой он родился и живёт?

Решение этой проблемы я вижу  в разработке и реализации проекта совместно с родителями

Цель проекта

Патриотическое развитие дошкольников через изучение культурных традиций России,  своей республики Татарстан и республик – соседей Башкортостана и Чувашии

Задачи проекта

  1. Воспитание патриотических чувств и гордости за свою страну.
  2. Расширить понимание социального и культурного развития разных народов.
  3. Развивать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
  4. Обогащение словаря, развитие связной речи, развитие памяти, мышления и творческих навыков.
  5. Воспитывать бережное отношение к культурам народов
  6. Воспитывать чувство уважения к традициям других народов.
  7. Воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.

Ожидаемые результаты

  • Толерантные, дружелюбные, коммуникативные дошкольники, знающие культурные традиции разных народов;
  • Заинтересованность родительской общественности к участию в работе по развитию у дошкольников патриотических чувств;
  • Обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города.

Механизм реализации проекта

  • Организационная работа
  • Работа с педагогами ДОУ
  • Работа с родителями

Связь с образовательными областями

  1. Социально-коммуникативное развитие: знакомство с историей и культурой разных народов. Развивать интерес к быту, народным промыслам России, Татарстана, Чувашии, Башкирии. Формировать такие качества как, толерантность, коммуникабельность, дружелюбие, сочувствие. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми разных национальностей.
  2. Познавательное развитие: дать элементарные знания о жизни народа России, Республики Татарстан, Республики Чувашия, Башкортостан,  символике, играх и традициях, национальных блюдах. Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.
  3. Речевое развитие: продолжать совершенствовать речь как средство общения. Обогащение и активизация словаря, развитие связной и грамматической речи, работа над интонационной выразительностью речи. Познакомить с многообразием языков на нашей планете, через художественную литературу, знакомство с разными странами мира.
  4. Художественно-эстетическое развитие: знакомить с песнями, танцами, играми и музыкой. Формировать интерес к народному искусству.
  5. Физическое развитие: развитие физических навыков и качеств при разучивании танцев, игр России, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Чувашия.

Формы работы.

1. С родителями (законными представителями):

  • Консультация на тему: «Толерантность»,  «О дружбе народов», «В дружбе народов – единство России!»
  • Создание  в группе мини - музея «Национальные традиции нашего края»
  • Пошив чувашских костюмов для детей (для девочек)

2. С детьми:

  • Беседы  о России, Республике Татарстан, Республике Чувашия,  Башкортостане
  •  Беседы о символике, культуре  и  традициях
  •  Просмотр презентаций
  •  Разучивание танцев,  песен, игр
  •  Изготовление поделок, рисунков.
  • Участие в муниципальном фестивале народного творчества для дошкольников «Многонациональный Лениногорск – радуга дружбы»

Содержание проекта.

I этап. Подготовительный   (октябрь 2019 год)

  • Подбор информации.
  • Оформление проекта.

II этап. Основной   (ноябрь 2019)

  • Выставка рисунков «Дружба народов».
  • Оформление познавательной фото выставки «Дружба народов».
  • Беседы, ОД о разных республиках, народах, символике, просмотр презентаций.
  • Картотека национальных игр.
  • Создание презентации  «О дружбе народов»

III этап: Заключительный (ноябрь 2019 год)

  • Итоговое мероприятие  -  фестиваль «Дружба народов».

Результат проекта: создание мини - музея быта и традиций.

Ожидаемые результаты:

1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.

2. Дети проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу.

3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности.

4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова. – Москва : Флинта, 2013. – 176 с.
  2. Заболоцкая В. Э., Андреева Л. Д. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в поликультурной среде // Международный студенческий научный вестник.– 2017. – №3. – С. 4-9.
  3. Орлинская, Г. Б. Формирование толерантности у дошкольников  / Г. Б. Орлинская. – Москва : Сфера, 2013. – 262 с.
  4. Смирнова, Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова. Москва : Сфера, 2014. – 218 с.

Интернет-ресурсы:

https://vk.com/club_sunduk_ru

https://vk.com/vk_club_neposed

https://moluch.ru/archive/127/35341/

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/24/nod-moya-semya-i-genealogicheskoe-drevo-moey-semi

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов»

Цель: Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией.
         Задачи:

1. Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов.

2. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.

3. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину – Великую страну Россию.

4. Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.

Материалы: глобус, презентация «Страны мира», компьютер, проектор.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, перед вами модель земного шара. Как она называется?

Дети: глобус.

Воспитатель: правильно. На земном шаре много разных стран и народностей. Какие страны вы знаете?(Дети перечисляют)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто, где живет». Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.

Америка – американцы

Россия – россияне

Англия – англичане

Франция – французы

Индия – индийцы

Китай – китайцы

Япония – японцы

Казахстан – казахстанцы

Воспитатель: Большую часть территории занимает наша Родина – Россия, где мы живем. Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. Матерью зовем потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Крепко любят свою Родину русские люди. Сложили о ней пословицы и стихи.

«Родина любимая, что мать родимая»

«Человек без Родины, что человек без песни»

«Родная сторона – мать, чужая – мачеха»

«Где жить, тем и слыть»

«На родной стороне и камешек знаком»

Воспитатель: Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и танцы. Ребята, как вы думаете людям разных национальностей надо дружить друг с другом? (Да).

Воспитатель: В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. У нас принято при встрече не только говорить«Здравствуй!», но и пожать руку, а в других странах это делают по-другому. Выберите себе пару, мы отправляемся в путешествие по странам нашего огромного мира.(показ слайдов)

И так мы с вами в Казахстане. В Казахстане принято прижимать друг к другу руки.

А сейчас мы отправляемся в Италию. Здесь при встрече горячо обнимаются.

Мы в Бразилии. Бразильцы хлопают друг друга по плечам.

А теперь мы в Зимбабве. Там жители при встрече трутся спинами.

А сейчас мы в Македонии. Поприветствуем друг друга локтями.

Мы в Никарагуа. Здесь здороваются плечами.

Мы в гостях у Австралийских аборигенов. У них принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром.

Воспитатель: Как вы думаете, а чем похожи дети разных стран?(Ответы детей)

Воспитатель: Много общего у всех детей. Все дети одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходят в детский сад, в школу. Любят бегать, играть, шалить, заниматься спортом. И все дети любят смотреть мультфильмы.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мечтают все люди на земле? (высказывания детей).

Воспитатель: О мире мечтает каждый из нас,

Чтоб солнце у каждого было в руках,

И пусть не грозят нам взрывы войны,

Ведь портят они наши мирные дни.

Добрые люди, не надо войны!

Радостный мир защитим от войны!

Воспитатель: Я надеюсь, чтовы будете жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.Когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу планету.

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? В какой стране вы хотели бы побывать? Что вам было интересно делать?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект образовательной деятельности

« Генеалогическое древо моей семьи»

Цели: Формирование у детей представлений о семье.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с понятием «семья», расширять знания о членах семьи.

2. Формировать представление о Родине на основе ознакомления сближайшим окружением (дом, мое генеалогическое древо);

3.  Формировать умение отгадывать загадки; выполнять движения, соответствующие тексту; учить детей аккуратно рисовать ладошками.

Материалы и оборудование: образец генеалогического древа семьи, дидактическая игра «Радость и печаль», лист бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

I.Организационный момент

Воспитатель: Солнышко встало, утро настало

Ты мне руку подай, в хоровод скорей вставай!

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе утро!

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем:

-Доброе утро! (Дети здороваются)

II.Основная часть.

Воспитатель:  Ребята, я сегодня шла на работу и встретила почтальона. Он передал мне для вас письмо. Давайте прочтем, что же написано в письме. (Открывает конверт).

Слушайте:

1. Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?

На вопрос ответим прямо: Всех милее наша …. (мама)

-Правильно ребята, первая загадка отгадана.

2. Кто научит гвоздь забить, Даст машинку порулить,

И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята, Ну конечно это - …. (папа)

-Молодцы, опять отгадали.

3. Кто любить не устает, Пироги для нас печет

Вкусные оладушки - Это наша …  (бабушка)

И последняя загадка.

4. Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки

Он теперь и стар и сед Мой родной, любимый …. (дед)

-Молодцы, все загадки отгадали

-Ребята, а как же назвать их одним словом? (ответы детей)

-Правильно, семья!

Пальчиковая гимнастика «Вот и вся моя семья».

-Что такое семья? (Ответы детей)

Семья - это группа людей живущих вместе.

-Как вы думаете, зачем нужна семья?(Ответы детей)

- Верно! Что бы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о пожилых членах семьи.

- Нам очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите, ребята, о том, какая у вас семья.

Наводящие вопросы:

- С кем ты живёшь?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

-Как ты заботишься о членах своей семьи?

- Ты любишь своих близких? Почему?

- Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.

Физкультминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим 
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

- А теперь я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру.

Дидактическая игра «Радость и печаль»

Воспитатель: Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)

- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку?

Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке испачкали куртку.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно понимаете, что приносит вашим родным радость,  а что огорчение.

3. Продуктивная деятельность «Рисование древа семьи»

Воспитатель: Дети давайте каждый из вас нарисует свою семью из вашей ладошки. Пофантазируйте и нарисуйте дружную семейку.

 А как, сейчас я вам покажу приложите  ладошку к листу обведите её. Представьте, что ладошка это древо и каждый пальчик может быть членом вашей семьи. Посмотрите, это я нарисовала свою семью.Приступаем к работе.

III. Рефлексия.

Воспитатель: Получилось очень красиво. Ребята, посмотрите какая замечательная семейка у нас получилась. Вам нравится? (ответы детей) И мне очень нравится.  

- Дети, когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рассматривание кукол в национальных костюмах

Цель: Познакомить детей с куклами в национальных костюмах. Выяснить с детьми, что одежда каждой национальности имеет свои отличительные особенности.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с элементами национальных костюмов;

2. Воспитывать патриотические чувства, интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям;

3. Воспитывать интерес к культурам других народов.

Материалы: куклы в народных костюмах, сундук, письмо, презентация «Бабушка о национальных костюмах».

Ход занятия:

Весь ход занятия сопровождается показом презентации.

Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Интересно от кого оно? Хотите узнать?(открывает конверт)

- Это Бабушка приглашает в гости нас. Пойдемте к ней? (дети приходят  к бабушке)

Бабушка:Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте, бабушка. Какой у вас красивый сундук.

Бабушка: Да, у меня есть сундук, и в нем хранится много интересного. Хотите посмотреть.(Достает куклу в русском костюме)

Кукла:Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!

Бабушка: Какая интересная гостья пришла к нам. Откуда вы?

Кукла: Из древней Руси.

Бабушка: Давным-давно на Руси (так называли раньше Россию) все так одевались. Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах лопаточки плетеные, на голове лента шелковая. Волосы у нее в косы заплетены, на Руси был такой обычай, когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали в две, и должна она была отныне всегда носить головной убор кокошник (показ иллюстраций). Хотите узнать, как зовут нашу гостью?

Кукла: Зовут меня Марьюшка. Имя по-православному означает «госпожа». 

Воспитатель: Давайте посмотрим, что есть еще в сундуке. (достает куклу в башкирском наряде)

Кукла: Здравствуйте!

Бабушка:А вы кто такая?

Кукла: Я – башкирка Айсылу. Мое имя означает – «красивая луна».

Бабушка: Расскажи о своем костюме.

Кукла: Я одета в башкирское платье – күлмәк, поверх платья – камзол с длинными рукавами. Он украшен национальным башкирским орнаментом (края, подол). На голове – кашмау – головной убор, он украшен монетами, бисером. Это хараус – налобная повязка. Впереди нагрудник – хакал. Это нагрудное женское украшение, тоже украшено бисером, яркими монетами. На ногах сапожки – ситек (ичиш). Они украшены узором, орнаментом.

Бабушка: Соня, посмотри, в сундуке осталось что-нибудь? (достает куклу в марийском костюме)

Кукла: Сайулыда! Здравствуйте!

Дети:  Расскажите нам, кто вы такая?

Кукла: Я –татарка Айгуль. Это мой национальный костюм. Я одета в яркое платье с оборками и воланчиками. Поверх платья надела фартук, он тоже красивый. Украшен национальной вышивкой. На голове калфак, на ногах  ичиги. В праздники надеваю красивую нарядную одежду, украшение

Дети: А что означает ваше имя?

Кукла:Айгуль  в переводе«лунный цветок».

Воспитатель:Давайте поблагодарим нашу бабушку и вспомним, что было у нее в сундуке (русская кукла Марьюшка, башкирская кукла Айсылу и татарская кукла  Айгуль).

Воспитатель:А сейчас к нам пришли куклы в чувашском костюме, посмотрите на них.

Народный костюм древних предков чувашей складывался в течение многих веков. В нём отражались мировоззрение древнего народа и особенности земледельческой культуры; использовались материалы растительного (холст, красители) и животного происхождения (шерсть, кожа, мех, а также множество покупных элементов (шелк, бусы, бисер, монеты, бляшки, жетоны, раковины). В праздничном костюме чувашей насчитывалось около 20 предметов, выполненных и орнаментированных разными техниками: вышивкой, тканью, аппликацией, плетением, вязанием и другими. Старинный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубахи и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. По костюму можно судить не только о достатке и принадлежность к определённой территориальной группе, а также можно даже узнать, сколько детей у женщины-чувашки.

Но особую роль играл белый цвет одежды. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке. В творчестве чуваш красный цвет связан с понятием прекрасного - это символ огня, солнца, цвет жизни, любви, отваги. Черный цвет – цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует брак, начало жизни. Белый цвет понимается как признак чистоты, правдивости, мудрости. Зеленый цвет – это признак жизни, роста и развития растительности.

Дополнял костюм нарядный головной убор: хушпу для замужней женщины и остроконечная тухья для девушки. Их сшивали из плотной шерстяной тесьмы и покрывали плотными рядами мелких серебряных «копеек». Верхушка обрамлялась полосой несложного узора из бисера красного цвета.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с костюмами разных национальностей. Какие наряды вам запомнились? Какой костюм вам больше всего понравился?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный творческий проект "Дружба народов мира"

Нам известно, что необходимо уделять большое внимание творческому развитию ребенка при игре на детских музыкальных инструментах.Существует множество традиционных и современных технологий обучения дошк...

Проект "Дружба народов"

Проект "Патриотическое воспитание старших дошкольников чУчастники проекта:Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.Продолжительность проекта:  проект долгосрочный – работа над пр...

"Формирование у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения" Проект «Дружба народов».

С 2015 года в дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) действует проект «Игры и игрушки азиатского мира» под руководством доцента дошкольной кафедры ИРОиПК им. С.Н. Донского-II ...

Проект «Дружба народов – сила страны!»

  Познавательный, информационно-творческий проект с детьми подготовительной к школе группе по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Дружба народов - си...

краткосрочный творческий проект "Дружба народов мира"

Проект во 2 мл.гр. о формировании представления о России как о многонациональном государстве. Ознакомление детей с традициями и обычаями народов  Южной Кореи....

Педагогический проект "Дружба народов"

В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В связи с этим в детском саду также необходимо создавать условия, способствующие воспитанию дете...