Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ
методическая разработка (средняя группа)

Писарева Людмила Сергеевна

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ

Еще в Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровье, а счастье найдешь». Замечательно, когда все здоровы, а особенно когда здоровы дети.
Но, к сожалению, последнее время с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ. Что же это за дети?
К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития.

В настоящее время выделяется несколько категорий детей с нарушениями развития: 
 дети с нарушениями слуха ,

 зрения

 тяжелыми нарушениями речи;

 нарушениями опорно-двигательного аппарата,

 задержкой психического развития ,

  нарушениями интеллектуального развития,

дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое, интеллектуальное)нарушения.
Задача педагогов и родителей помочь таким детям наравне  с другими воспитанниками расти, развиваться, не отставая от своих сверстников.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ среди сверстников в обычной группе или в структурном позразделении - Лекотека. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу.

В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей с ОВЗ в жизни коллектива.

Важным условием успешной педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, поэтому  режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности подбора дидактического материала. Например, для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры наглядного пособия, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. В случае  тяжелых физических, психических нарушений,  применяются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников, нормализацию эмоционального поведения, формирование навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:

• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

• Дни открытых дверей – родители  посещают группу, вместе с ребенком;

• Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

• Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ним в конкурсах, соревнованиях и т. п.

Педагоги в рамках своей работы должны постараться создать такую  атмосферу, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.

Завершить свое выступление нам хотелось бы словами известного канадского педагога-психолога Жана Ванье, основателя гуманитарной организации «Ковчег» для людей с проблемами умственного развития:
  «Мы исключили эту часть людей из общества,
    и надо вернуть их назад, в общество, потому
    что и они могут нас чему-то научить»
Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья...

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ (из опыта работы)

Сегодня инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования. Право на доступность качественного образования гарантировано российским законодательством...

Презентация «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ».

Инклюзивное образование - процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса....

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образовани...

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....