Эффективные методы и способы развития познавательной активности у дошкольников.
консультация (средняя группа)

Морозова Татьяна Борисовна

Как заинтересовать современных детей, вовлечь в мир познания? С помощью современных гаджетов и интерактивных технологий? Возможно....Только всегда стоит помнить какова осмновная цель обучения и воспитания дошкольников и , что мы можем упустить, погрузив ребенка в виртуальный мир компьютерных игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие дошкольников

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии

Познавательная активность дошкольников

        Образовательный процесс, в первую очередь, должен быть  направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию.

         Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

         Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

—.применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления,  памяти , развитие речи

         Основной принцип работы с детьми:

---поддержание познавательной активности детей с опорой на познавательный интерес в познании предметов, явлений , событий окружающего мира.

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста требует от педагога проявления творческого подхода к организации педагогического процесса.

         Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

         Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

— интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

- регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

—творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
         
Для формирования и развития познавательного интереса следует:

— развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,

— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

- развивать у детей чувство собственного достоинства.

Особую роль в процессе познавательного развития дошкольников играет создание предметно-развивающей среды в группе  в соответствии с возрастом воспитанников.

         Предметно-развивающая среда – совокупность объектов материального характера, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников для их развития.      Необходима особая организация пространства, с целью обеспечения активного использования его детьми:  разделение на игровые зоны, уголки или центры развития.

         Требования к их содержанию и наполняемости определяются в соответствии с возрастной группой. Так, например, в группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста могут быть представлены следующие центры игровой активности:

- Центр конструирования.

- Центр экспериментирования и уголок природы.

- Центр логики и размышления.

- Центр сенсорных игр.

Правильный  выбор настольных игр и пособий.
Современная дидактическая игра.
Часто  бывает, что новое – это хорошо забытое старое.

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций.

          Отличительная особенность дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

Для успешного развития творческих способностей нужны игры нового типа. Игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Выбирая ту или иную игру  важно помнить:

  • детей необходимо знакомить с разными способами передачи информации (задание  может быть как в виде чертежа, схемы, картинки, так и письменной и устной инструкции);
  • -игра может иметь  несколько задач  постепенно возрастающей сложности, что позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно;
  • - решением задач игры может быть в виде рисунка, узора, сооружения, а не просто в абстрактной форме (число, слово,…);
  • -игра может быть очень разнообразна по своему содержанию.

Современные требования, предъявляемые к воспитателю детского дошкольного учреждения, немного отличаются от их привычной, классической версии. Педагогу, работающему с детьми младших возрастов, приходится применять больше различных приемов и использовать знаний, чтобы заинтересовать современных малышей, привить дисциплину, ответственность, грамотность, желание учиться.
       Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста.  Профессиональная игровая компетентность  воспитателя является неотъемлемым качеством личности современного педагога
        Современная система образования и современное общество требует от педагога постоянного повышения своей квалификации, усвоения новых технологий, использования игр нового типа.
         Всем успехов и новых  достижений  в любимом деле!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников.

В этой работе я постаралась собрать и объединить материал, который мог бы помочь воспитателям, родителям и главное- детям без особых усилий найти новое увлекательное занятие, к которому относится созд...

Сообщение из опыта работы "Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников"

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопле...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности дете...

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...

«Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников».

laquo;Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников»....