Формы поддержки детской инициативы в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей
учебно-методический материал

Куприенко Оксана Юрьевна

     В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится полноценным участником образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формы поддержки детской инициативы в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей

     В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится полноценным участником образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

     Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.

     Основные виды деятельности, в которых ребёнок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:

- Игра;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- продуктивная деятельность;

- коммуникативная деятельность.

Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, общении, экспериментировании.

Для полноценного развития дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребёнка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе – умения, практические навыки.

Способы поддержки детской инициативы:

- Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребёнка деятельности по интересам. Содержание среды должно учитывать индивидуальные особенности детей.

- Выбор ребёнком сотоварищей.

- Обращение ребёнка к взрослым на основе собственного побуждения.                                                                                            

Условия развития детской инициативы:

- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

- создание ситуации успеха для каждого ребёнка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребёнок, у тебя все получится!»

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

  1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
  3. Не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;
  4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
  5. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  6. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребёнка создавать для него все необходимые условия;
  7. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
  8. Поощрять различные творческие начинания ребёнка.

     Воспитатель создает для детей разнообразную предметно –     пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками

 Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;

- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;

- создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;

- при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;

- не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;

- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры.

     Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);

- привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;

- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

- привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;

- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

. Для поддержки инициативы детей в режимных моментах необходимо:

- Во время утреннего приёма детей создавать хорошее настроение в группе (ласково, приветливо встречать детей). Воспитывать у детей культуру общения: чтобы пришедшие дети не забывали здороваться, чтобы разговаривали тихо, не кричали. Проследить, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность. При затруднении выбора ребёнком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить к играющим детям, дать ребёнку поручение.

- Во время дежурства по столовой, по занятиям, по уголку природы повторить алгоритм подготовки к дежурству: назначить дежурного в соответствии с графиком дежурства, вымыть руки, надеть фартуки, повторить сервировку стола к завтраку, обеду и ужину. Разместить алгоритмы дежурства в уголках.

- При подготовке к приёму пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) организовать умывания подгруппами (девочки/мальчики, парами). Провести беседу о правилах поведения, совместно с детьми вспомнить алгоритм мытья рук. Обращать внимание на то, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место.

 - При подготовке на утреннюю гимнастику, музыкальные занятия, дать установку на предстоящую деятельность. Формировать общую культуру поведения, безопасность жизнедеятельности.

 - При подготовке к прогулке дать детям установку на предстоящую деятельность. Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Перед тем, как дети пойдут одеваться, обсудить погодную обстановку на улице, напомнить правила поведения в приемной комнате. Объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания.  В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, названий отдельных деталей одежды; закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый; пуговицы; манжеты; ботинок левый, правый).

 - Перед входом в детский сад отряхивать одежду, обувь и приучатся заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке педагогу контролировать процесс переодевания и прививать детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности, самоконтроля при соблюдении порядка в своём шкафчике.

 - Во время подготовки ко сну следить, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, играми; добиваться тишины, послушания. Создавать спокойную обстановку в спальне. Во время раздевания следить за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам личного пользования. Обращать внимание на то, чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, используя приёмы одобрения, похвалы, замечания.  

     В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре.  В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. Можно использовать такие игры, как: «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Кукла Катя обедает», «Принимайся за обед», «Кто поможет».

Самостоятельная деятельность предполагает потребность заниматься любимым делом. Дети объединяются в подгруппы по интересам и индивидуально-личностным особенностям, для игровой деятельности, увлеченно занимаются художественным творчеством, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием.

     Следовательно, в результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными. У них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

     Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режимный момент в самостоятельной деятельности детей "Сервировка стола"

Данный материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп по формированию элементарных навыков иноязычного общения на английском языке....

«Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы»

Выступление с докладом на РМО на тему " Технология " Детский совет" как важнейшая форма поддержки детской инициативы"....

Эффективные формы поддержки детской инициативы в продуктивных видах деятельности (Из опыта работы)

Статья из опыта работы "Эффективные формы поддержки детской инициативы в продуктивных видах деятельности. В которой рассказала об активных  формах совместной деятельности работы детей и взро...

Формы поддержки детской инициативы в процессе режимных моментов

В статье раскрывается опыт организации приема, умывания, прогулки с точки зрения развития детской инициативы у детей младшего дошкольного возраста....

«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...