Статья. Поддержка детской инициативы в условиях ДОУ в свободной деятельности детей.
статья

Поддержка детской инициативы в условиях ДОУ в свободной деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_podderzhke_detskoy_initsiativy.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы в условиях ДОУ в свободной деятельности детей.

В настоящее время, проявляющееся внимание к проблеме детской инициативы, её формированию,  развитию и поддержке более чем закономерно. Прежде всего, конечно, это связано с успешностью человека, который проявляет инициативу в труде и в социально-значимых событиях, что сегодня и является задачей общества и государства в целом. Целенаправленно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в принципах государственной политики говорится о приоритете воспитания трудолюбия, взаимоуважения, патриотизма, гражданственности и ответственности. Исходя из этого, в обязанности педагогов входит: способствовать развитию и поддержке детской инициативы, самостоятельности, познавательной активности, креативности, способности к труду, взаимоуважению гражданственности и патриотизма. 

В соответствии с ФГОС ДО, в образовательной программе одним из принципов дошкольного образования является: «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», где построение образовательной деятельности осуществляется на основе индивидуальных способностей каждого ребенка». Также, в ФГОС ДО говорится, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности.

Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Инициатива выступает как активность, проявляющаяся в начинаниях, продвижении и запуске новых дел, способной вовлекать туда новых людей. Поэтому, инициатива детей проявляется в том, что ребенок становится значимым тогда, когда он реализовал свои собственные идеи, которые оказались интересными и важными для других, а не в желании помочь взрослому в какой-либо помощи. И именно только в данном случае, ребенок выступает исполнителем и инициатором, а также полноправным субъектом и участником общественных отношений.

Главным источником благополучия  психологического климата детей в ДОО выступает – возможность с собственными интересами выбирать игры, рисовать, конструировать, что  позволяет проявляться инициативе детей в свободной самостоятельной деятельности детей в соответствии с собственным выбором и интересом.

Свободная деятельность детей – это самостоятельная деятельность детей в условиях предметно-развивающей среды, созданных педагогами, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Самостоятельная деятельность в ДОО обычно протекает в утренней и во второй половине дня. Все виды игровой, познавательной деятельности ребенка в детском саду осуществляются через самостоятельную деятельность.

В свободной деятельности ребенок занимает позицию «сам себе режиссер». Он воплощает свою идею в жизнь, самостоятельно или с другими воспитанниками, регулирует продолжительность этой деятельности, организует для себя пространство, решает, будет ли у этой деятельности какой-то продукт или важен лишь процесс, и, конечно, сам придумывает себе правила. В этот момент взрослому категорически запрещается диктовать ребенку действия, иначе весь игровой замысел ребенка будет разрушен.

Поэтому здесь исключительно важна позиция взрослого и правильный выбор меры его участия. Роль педагога в свободной деятельности очень важна, но от него только требуется создать условия – должную среду и ситуации, чтобы ребенок сам поставил себе задачу и стремился ее решить. Педагогу также, необходимо еще и наблюдать за ребенком, чтобы понять, когда ему актуальна помощь, не обязательно буквальная: что-то развязать или открыть, но и педагогическая. То есть воспитателю нужно понять, в чем сейчас ребенок испытывает трудности, чтобы в дальнейшем устранить данные ошибки, и конечно, совершить определенное педагогическое действие – запланированное или спонтанное.

По определению А. И. Зимней, свободная деятельность представляется как: «целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности».

Некоторые исследователи (В. В. Алексеева, А. С. Жарикова, А. И. Крупнов, А. Э. Пятинин, Г. А. Шурухина и др.) рассматривают инициативу через систему компонентов (динамического, мотивационного, регуляторного, эмоционального и продуктивного), обеспечивающих процесс инициации. Такую точку зрения мы относим к системному подходу.

Другая группа ученых (Е. Н. Бичерова, Н. П. Журавлева, Е. В. Коротаева, С. Г. Лесникова, О. В. Ненарокова и др.) считает инициативу личностным качеством, обеспечивающим способность, предрасположенность к инициативным действиям. Такую точку зрения мы относим к личностному подходу.

В рамках деятельностного подхода Т. С. Борисова, А. М. Лесин, М. И. Лисина, С. И. Слободчикова, Е. А. Шанц трактуют понятие «инициатива» как: «проявление активности личности, которая позволяет менять человеку окружающую его действительность согласно своим интересам, целям и потребностям, активно управлять своей жизнью в соответствии с внутренними целям, и является важнейшим условием его саморазвития и самореализации».

При определении понятия «инициатива» детей дошкольного возраста целесообразно придерживаться комплекса подходов:

• системного, так как инициатива – это система компонентов, обеспечивающих инициирование, планирование, организацию деятельности и получение результата;

 • личностного, так как инициатива – способность ребенка к действиям в соответствии с личной идеей, которая характеризуется  в самостоятельностью в выборе принятия решения, планирования и организации собственной деятельности;

• деятельностного, так как инициатива – является отражением специфики этапа становления ребенка как личности.

Иначе говоря, проявление инициативы для дошкольника – это шаг к тому, чтобы самостоятельно обнаружить проблему в какой-либо ситуации, следующий шаг – это поставить цель для ее устранения, а именно: самостоятельно спланировать свои дальнейшие  действия. А уже после – начать действовать, планируя ожидаемый результат, подкрепляя его мотивацией, доводить начатое до конца. При этом, не забывая о проявлении волевых качеств, навыков коммуникации и навыков произвольности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать  понятия инициативы из различных областей.

По определению:  «инициатива – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость».

«Инициатива – (франц. initiative, от лат. initium – начало), почин, внутреннее  побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии».

«Инициатива – начинание, почин, проявление предприимчивости, стремление и умение положить начало какому-либо делу, действовать по-новому в решении какого-либо вопроса».

На начальных этапах становления личности, инициатива представляет развитие деятельности и личности, которая проявляется во всех видах деятельности. В большей степени можем наблюдать проявление в общении, предметной деятельности, экспериментировании и игре. Один из главных показателей детского интеллекта и уровень развития детей – инициатива.  Ведь, как правило, инициативный ребенок будет проявлять стремление к организации игр, к продуктивным видам деятельности, содержательному общению, он способен найти занятие, которое соответствует его интересам, в то же время, он сможет включиться в разговор и предложить интересное дело своим друзьям. Под инициативой детей понимается – врожденное качество, ведь чтобы они ни делали – это все «первый шаг», всё впервые. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир.  

По мнению А. С. Жариковой, инициатива выступает как: «системное свойство личности, включающее в себя установочно-целевые, мотивационно-смысловые, когнитивные, продуктивные, динамические, регуляторные, эмоциональные и рефлексивно-оценочные характеристики, выраженность и содержание которых имеют свою специфику в разных возрастах»

С. В. Тетерский видит инициативу как: «способность личности к самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельности образует личностное качество – инициативность».

Тем самым, инициатива ребёнка включает в себя: произвольность поведения, развитую эмоционально-волевую сферу, самостоятельность, стремление к самореализации активности в различных видах деятельности, творчество, познавательную активность и высокоразвитые умственные способности.

Таким образом, «детская инициатива – это целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своего положения и позиции в обществе, направленная на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а так же на самосовершенствование и развитие».  

     Дошкольное образование нацелено на поддержку возрастающей инициативы ребенка и опирается на нормативную картину развития ребенка-дошкольника, в которой определены следующие сферы инициативы:

  1. Творческая инициатива;
  2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие;
  3. Коммуникативная инициатива;
  4. Познавательная инициатива;
  5. Двигательная инициатива.

Творческая инициатива выступает как основная деятельность дошкольника, характеризующаяся включением ребенка в сюжетно-ролевую игру. Итак, игровая деятельность будет разнообразнее, если будет происходить развитие творческой инициативы. Ведь именно от нее зависит дальнейшее развитие ребенка, успешность которого будет зависеть от работы педагогов и родителей.

Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепку, конструирование) проявляется в желании ребенка включиться в процесс деятельности («Хочу лепить, рисовать, строить») без определенной цели. Ребенок заинтересован самим процессом, а завершение происходит с исчерпанием времени или материала. Уже после окончания данного процесса, может произойти называние продукта этой деятельности, ведь изначально цель не обозначена.

Коммуникативная инициатива дошкольников (включенность ребенка в общение со сверстниками и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи) характеризуется перспективой к общению со сверстником или взрослым по своей инициативе. Выражается в возможности убедить партнера к общению, его развитию или окончанию, общаться с разными людьми произвольно, в соответствии с их истиной волей. Все это, конечно же, формируется и реализуется в ходе беседы с собеседником.

Познавательная инициатива выражается в проявлении ребенком интереса к окружающему миру и предметам, в нем находящимся. В окружающем мире ребенок исследует новое, поглощенный интересом ко всему, находит новое применение вещам. Познавательная инициатива выражается в том случае, если ребенок, решает свою собственную задачу, которую поставил перед собой. И не проявляется в том случае, если перед ним задачу поставил кто-то другой. Чаще всего познавательная инициатива находит свое отражение в раннем дошкольном возрасте, в период «почемучки» где появляются вопросы «Почему?». Именно в этот период ребенок стремиться познать окружающий мир и понять его.

Проявление познавательной инициативы можно заметить, когда ребенок проявляет интерес к решению собственной задачи, а не к той, которую перед ним поставили. Именно по умениям создать условия для развития познавательной инициативы, можно говорить об уровне подготовки педагога к организации проектной деятельности.

Двигательная инициатива проявляется в различных формах двигательной активности. Как правило,  свойственная для детей потребность в движении и активности, что является обязательным удовлетворением для дальнейшего гармоничного развития детей.

На основе изучения литературных источников был сделан вывод о том, что детская инициатива, как характеристика личности, получает распространение при условии, что образовательная парадигма обеспечивает свободу личного самовыражения, творческого подхода к решению проблем, признания индивидуальности каждого воспитанника. Для ее формирования ребенку необходимо обладать определенной степенью свободы в принимаемых им решениях и совершаемых действиях. Следовательно, задача современного педагога состоит в проектировании такой социальной ситуации развития, которая способствует максимальному развитию и постоянной поддержке детской инициативы посредством реализации образовательной программы, мотивирующей ребенка к творчеству и познанию окружающего мира. Данные выводы необходимо принимать во внимание при разработке технологии поддержки инициативы дошкольников.

В последние годы инициатива детей является объектом, который находится под пристальным вниманием педагогов, психологов и ученых, что связано с потребностью усиленного образовательного процесса практико-ориентированного подхода на каждой ступени образования обучения, воспитания и развития детей.  В контексте такого подхода считается, что дети в процессе получения дошкольного образования могут научиться самостоятельно выбирать область и задачи своей деятельности, контролировать ее процесс, формулировать гипотезы как доступные предположения о решении проблемных ситуаций, находить инструменты для этого, преодолевать разногласия. А также, заниматься индивидуальной и совместной деятельностью, приводящей к положительному  результату.

Таким образом, данная регулярная и целенаправленная активность не может выполняться без инициативы, обеспечивающей развитие личности детей дошкольного  возраста в процессе деятельности.

Список использованных источников и литературы

         1.Борисова, Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащихся / Т. С. Борисова // Вестник ТГПУ – 2011. – Выпуск 1 (103). – С. 131-136.

2.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 464 с.

3.Коротаева, Е. В. Подходы к развитию инициативности детей дошкольного возраста / Е. В. Коротаева, А. В. Святцева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 669-671.

4.Модель, Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. / Н. А. Модель. – Москва : ТЦ «Сфера», 2016. – 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение культурных практик и поддержка детской инициативы в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье рассмотрены основные механизмы, используемые в современном ДОУ для обеспечения культурных практик и поддержки детской инициативы....

Поддержка детской инициативы как условие стимулирования исследовательского поведения детей дошкольного возраста.

В статье рассмотрены условия поддержки детской инициативы в разных возрастных группах....

Мастер – класс: «Поддержка детской инициативы в условиях развития и социализации личности ребенка»

Участники мастер-класса: Педагоги дошкольного образования.Цель: обмен опытом педагогической деятельности в поддержке детской инициативы в условиях развития и социализации личности ребенкаЗадачи:-...

«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»

laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...

Формы поддержки детской инициативы в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчеств...

Статья «Поддержки детской инициативы в разных видах деятельности»

Статья о развитие детской инициативы в разных видах детскоц деятельности....