Доклад по теме самообразования "Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста"
консультация

Доклад подготовлен в рамках подведения итогов работы по самообразованию в 2019-2020 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_samoobrazovaniya.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

                               Доклад по теме самообразования

                     «Нетрадиционные техники рисования

                           для детей младшего дошкольного возраста»

"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Многолетний опыт исследования педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую в должной мере развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

- Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?

(Ответы)

Нетрадиционно – не основываясь на традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью, происходя не в силу установившейся традиции, не придерживаясь традиций.

(Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. ; Ефремова. 2000.)

Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

 (Словарь синонимов) .

-Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

(Ответы)

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Вышли погулять, присмотрелись, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, цветы, семена растений, пух одуванчика.  Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

Задачи:

  1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
  2. Прививать  умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
  3. Формировать  целостную  картину мира;
  4. Расширять  кругозор  детей;
  5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

  Мышления

• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Учит детей свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение и т. д.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  •  обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  •  игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, дистанционно с родителями и детьми.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Предполагаемый результат:

  1. У детей повысится уровень художественных способностей;
  2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
  3. Освоят технику нетрадиционного рисования.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

• рисование пальчиками;

• рисование ладошками.

• печать поролоном;

• печать пробками;

• восковые мелки + акварель

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

• рисование ватными палочками;

• рисование мятой бумагой;

• кляксография

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Не бойтесь творить и экспериментировать со своими воспитанниками!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по нетрадиционной технике рисования для детей младшего дошкольного возраста

Представлены конспекты занятий по нетрадиционным техникам рисования с детьми 3-4 лет, которые в увлекательной форме способствуют развитию творческих способностей, воображения, инициативы, самостоятель...

Мастер-класс "Ёжик"-нетрадиционная техника рисования для детей младшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Ежик»-нетрадиционная техника рисования для детей младшего дошкольного возраста.Выполнил воспитатель: Лапшина Елена Ивановна МБДОУ детский сад №16 «Ивушка»[[{"type":"media","view_mode":"m...

Конспект образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования для детей младшего дошкольного возраста «Осьминожки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

Статья на тему: Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста.

Статья на тему:Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24015441","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер – класс для родителей по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности родителей по вопросу использования нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи с элементами нетрадиционной техники рисования для детей младшего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки»

В гости к ребятам приходит колобок и приглашает в мир сказок.Колобок предлгает детям поиграть в различные игры, чтобы открыть волшебный сундучок.После того, как дети открыли сундук, им предлагается за...