Картотека игр на развитие толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
картотека

Ермакова Виктория Владимировна

          Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера. Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как в это возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается свое собственная система взглядов на мир.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_teme_tolerantnost.docx159.07 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

на развитие толерантных взаимоотношений

 у детей дошкольного возраста.

Толерантность: картинки для детей

           Термин толерантность (от латинского) это терпение. Терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно-принятой цели и мобилизовать все силы для ее достижения. Без толерантности невозможно без конфликтное взаимодействие людей. 

          Толерантность – это готовность принять других такими, какие они есть и взаимодействовать с ними на основе согласия.

          В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единство в своем роде и неприкосновенная личность, но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать путем хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. 

         Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера. Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как в это возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается свое собственная система взглядов на мир.

         Цель воспитания толерантности  - это воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группой людей независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения и поведения.

         Формирование толерантности процесс очень длительный и начинать его необходимо, как можно раньше.

          Одним из важнейших компонентов общения является умение взаимодействовать с партнером. Дети дошкольного возраста чаще всего ориентируются на собственные интересы, с трудом прислушиваются к мнению сверстников, предпочитая настаивать на своем, либо, наоборот, полностью зависят от мнения и желаний сверстников, то есть являются ведомыми. Далеко не всегда детям без помощи взрослых не всегда удается договориться мирным путем.

          Игра – как наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка, основной целью, которой является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия: в процессе которой формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

          Для этого предлагаются игры, которые помогут научить детей:

- внимательно относиться друг к другу

- договариваться

- прислушиваться к мнению партнера

- оказывать взаимопомощь

- согласовывать свои действия с партнером по общению

- четко использовать мимику, жесты

- уметь сосредоточиваться на зрительно и слуховой информации

- понимать интонацию

- чувствовать состояние и настроение сверстников

           Насколько успешно в процессе своего развития ребенок усвоит необходимые умения и навыки эффективного общения и взаимодействия с другими людьми, настолько благоприятной будет его адаптация в обществе.

           Я предлагаю ряд игр, направленных на развитие толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

 «Я тоже»

            Цель:  научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею, осознать уникальность других, создать атмосферу открытости и доверия.

             Ход игры: Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия. Обсуждение: - хорошо ли быть особенным? -   каждый ли человек особенный. Почему? -  что делает нас особенными?

 «Большие и маленькие»

            Возраст любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» — «веселый», и т. д.)

            Цель:   развить навыки невербальной коммуникации,  помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным, создать веселую атмосферу.

            Ход игры: во время выполнения заданий запрещается разговаривать.    Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева». Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.    Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо. Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов. Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

«А я считаю»

          Цель: осознать возможность сосуществования различных мнений, осознать ценность собственного мнения, отличного от других.

          Ход игры: Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения. Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы):   Лучше играть в футбол, чем в кататься на коньках. Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор. Весна лучше осени.    Самый классный мультик — «Маша и медведь». Самое прекрасное домашнее животное — кошка.

         Обсуждение: Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

«Фисташки»

        Цель: Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

         Ход игры: Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое): -   Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь? -  Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело? - У фисташек одинаковый размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма? -  Фисташки одного цвета? А люди одного цвета? -  Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться? -Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди? -    Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи? -   Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус? - Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?

«Надо договориться»

           Цель: развлечь группу;  сконцентрировать внимание участников; осознать ценность сотрудничества; показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;  сплотить группу.

           Ход игры: детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение: -          как началась игра? -   чего хотелось каждому сначала? - почему сначала ничего не получалось? - как удалось досчитать до десяти? -  чему нас учит эта игра?

 «Кого я боюсь?»

            Цель:    выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками;   придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными;     вербальная разрядка страха.

           Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.

           Ход игры: напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве.    Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.  Покажите группе «шляпу страхов». Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы. Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе. Испытывает ли он тоже этот страх?       Почему у человека может появиться такой страх?  Надо ли этого бояться?    Если нет, то почему?  Что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом? Обсуждение: -почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем? -     может быть, кто-нибудь боится нас? -   всегда ли эти страхи оправданы? -  могут ли различия быть пугающими? - как научиться не бояться различий? Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся.

«Почему мне нравится мой характер»

           Цель:   формировать представление о своём характере, его чертах;   принимать и любить себя, быть толерантным к себе;     поддерживать положительную самооценку;          воспитывать чувство уверенности в себе.

           Ход игры:  дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют одну из черт своего характера. Воспитатель помогает детям, поддерживает, называя, если ребёнок затрудняется, положительные черты его характера.

«Угадай, кого мы загадали»

            Цель: формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга;  способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств;  учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.

           Ход игры: один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.

 «Похвали себя»

           Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

            Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.).

            После игры — обсуждение: - Легко ли было хвалить себя? -  Кого вам легче хвалить, себя или других? -  Кто вас хвалит? - Что вы чувствуете, когда вас хвалят? -  Вы любите хвалить других?

«Моя улица»

           Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

            1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Педагог записывает или запоминает названия улиц.

            2 часть. Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

«Домино»

           Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

            Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д. Вопросы для обсуждения: -          что нового узнали друг о друге; -          что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них; -          что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож; -          хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Все мы разные»

           Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

           Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.

«Все мы похожи»

           Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

            Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...

 «Мировое приветствие»

           Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Приветствовать детей без слов принятыми в различных странах способами: Россия - объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки. Китай - легкий поклон со скрещенными на груди руками. Франция - рукопожатие и поцелуй в обе щеки. Индия - легкий поклон, ладони вытянуты по бокам. Япония - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам. Испания - поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера. Германия - простое рукопожатие и взгляд в глаза. Малайзия - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев. Эскимосская традиция - потереться друг о друга носами.

«Я - хороший, ты – хороший»

           Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет какое-нибудь свое положительное качество. Затем кидает мяч другому ребенку, и ребёнок называет положительное качество, которое он знает. Мяч, должен побывать у всех. (Это упражнение можно предложить воспитателям, немного усложнив его - нужно называть положительные качества, которые начинаются на первую букву имени человека.)

«Приветствие без слов»

           Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Приветствовать всех окружающих без слов с помощью мимики и жестов, при этом четко выполняя команды ведущего. Возможные команды: поздороваться глазами; поздороваться мизинцами; поздороваться пятками; поздороваться ушами и т.д.

«Настроение»

            Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Эта игра развивает фантазию, воображение, готовность экспериментировать с образом своего "Я". "Начните с детьми ходить по группе, выражая свое настроение походкой, а затем по команде выразите другое настроение походкой. Например, можно представить, что ты совсем без сил, или очень весёлый, теперь очень пугливый человек ит.д.

«Моя семья»

           Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Возможность время от времени рассказывать о своей семье является еще одним источником здорового самоуважения человека. Можно предложить детям принести фотографии своей семьи или нарисовать членов своей семьи, а затем рассказать о них.

«Обмен ролями»

          Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

           Участникам предлагается объединиться в группы: в пары - один участник играет роль родителя, другой роль ребенка. Каждой группе предлагается установить диалог при разрешении проблемной ситуации. При этом необходимо придерживаться своей роли. Пример ситуации:

Просьба ребенка о покупке игрушки. Подрался с другим ребенком и т.

«Имена»

          Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

          Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Узнай, про кого расскажу»

          Цель: Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

           Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантное воспитание детей дошкольного возраста

Наши детские коллективы многонациональны. Воспитателю необходимо знать, как организовать развитие, образование и воспитание всех детей, независимо от этнической принадлежности....

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дано понятие "толерантность". Определены цели и задачи воспитания толерантности. Подходы к воспитанию: личностно-ориентированный и деятельностный....

Игры на развитие толерантности у детей дошкольного возраста

В  дошкольном возрасте   у детей  формируются элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития...

Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру  наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...

Картотека на развития мышления у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения, способствующие развитию мышлению   и игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста...

Картотека для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Картотека для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста...