"Формирование межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в области художественно- эстетического развития"
статья
Предварительный просмотр:
Галкина Марина Вениаминовна
Музыкальный руководитель
МБДОУ №162 «Сказка»
Город Ульяновск
«Формирование межнациональной
толерантности у детей дошкольного возраста
в области художественно – эстетического развития».
Тематическая статья для педагогов ДОУ
Межнациональная толерантность – способность человека проявлять уважение к малознакомому образу жизни представителей других народностей: их поведению, национальным традициям, обычаям,
Проблема межнациональной толерантности одна из самых актуальных и сложных в современном мире. Это связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межнациональными и межрелигиозными конфликтами, проявлений нетерпимости на планете.
Россия центр переплетений разных религий, культур и традиций.
Конституция РФ начинается со слов:
« Мы, многонациональный народ Российской Федерации».
Это значит, что мы можем быть людьми разных национальностей, а народ один - россияне.
Целью работы по формированию межнациональной толерантности у дошкольников в области художественно – эстетического развития является использование многонациональной музыкальной культуры, как одного из средств формирования толерантности у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
• Формировать гражданственность на основе изучения музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций;
• Воспитать любовь к России, к нашему краю, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;
• Воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих страну, наш регион.
• Сформировать навыки интонирования народных песен, навыки исполнения национальных танцевальных движений, народных игр.
В содержание раздела «Работа с детьми» входят следующие виды музыкальной деятельности:
• Пение детских народных песен, потешек, прибауток;
• Слушание музыки народов мира;
• Музыкально- ритмическая деятельность, основанная на ритмах национальных танцев;
• Исполнительская деятельность на детских народных музыкальных инструментах.
• Народные игры. Музыкально - дидактические и настольные игры с народной тематикой;
• Музыкально-театрализованная деятельность по сказкам народов мира;
• Изобразительная деятельность, декоративно - прикладное творчество, где дети под музыку отражают свои впечатления об услышанном и увиденном.
Формы организации музыкальной деятельности по формированию межнациональной толерантности у дошкольников: • НОД (непосредственная образовательная деятельность педагога с детьми) • Музыкальные беседы. • Праздники. Развлечения • Игровая деятельность • Индивидуальная работа
В рамках решения задачи формирования толерантности и с учетом региональных особенностей населения Ульяновской области в нашем детском саду активно используется экскурсионная форма организации совместной деятельности педагога с детьми. В детском саду создан музей русского быта «Русская изба».
В экспозиции музея настоящие предметы старины:
• Ухват, кочерга, хлебная лопата, скалка, рубель, чугунные утюги, прялки, веретенца.
• Сундук с изделиями ручной работы: вышитые полотенца, рушники, • Половики (дорожки), прикроватные половики.
• Глиняная посуда: крынка, кувшин, кружка.
• Деревянные ложки, самовары.
• Самодельная печь, детская люлька.
• Лавки
• Музыкальные инструменты: балалайка, гармонь, дудка из бересты.
• Народные куклы.
В музее ДОУ и в музыкальном зале проходят занятия определенной тематики:
•Экскурсия по русской избе • Осенние посиделки. • Рождественские колядки. • Масленица широкая.
•День Волги – 20 мая!
•День народного единства.
•День национальной культуры народов Поволжья. • День рождения березки, или хороводы на Троицу.
В перспективе: расширение зоны музея, организация национальных уголков 3 народов, населяющих наш край – чувашского, татарского и мордовского.
Знакомство детей с традициями не только своей, но и других национальностей, безусловно, положительно повлияет на восприятие родной культуры, своих предков, традиций.
Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми, существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, папки-передвижки, лэпбуки, мастер-классы, индивидуальные беседы. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения.
На этапе организации совместных дел, сЕмьи воспитанников выступают уже не только, как зрители и слушатели, но и как активные участники мероприятий.
Мероприятия с детьми и родителями могут проходить в форме концерта, выставки, конкурса, викторины. Например,
• Концерт «Музыкальные традиции нашей семьи».
• Конкурс презентаций «Что означают наши имена».
• Викторина «Фольклор народов Поволжья».
• Выставка декоративно-прикладного творчества «Город мастеров»
• Выставка народной куклы «Куклы из бабушкиного сундука»
• Фестиваль «Кухня народов Поволжья».
Большое значение в данном вопросе имеют организации выставок декоративно-прикладного творчества разных национальностей, их традициями, художественными народными промыслами. Во время которых, происходит формирование принятия людей другой национальности, терпимое к ним отношение. Интерес к культуре других народов всегда был и будет на очень высоком уровне, и очень важно, чтобы дети почувствовали, что позитивный настрой к другому народу, дружеские отношения делают внутренний мир богаче, а жизнь насыщеннее и интереснее.
После таких мероприятий дети приходят к пониманию того, что многие народные обряды и традиции сохраняются и сейчас. И если они не канули в лету – значит, в них есть что-то такое, без чего не обойтись человеку, в какую бы эпоху и в каком бы обществе он не жил.
Связь времен осуществляется через ребенка, и мир
детства помогает нам лучше понять прошлое человечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Матрёшка».
2015г.Задачи:Обучающие:Учить детей украшать изображение в нетрадиционной технике «горошек» (рисование пальчиком).Учить пользоваться изобразительными материалами.Учить составлять узор, заполняя к...
Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Рисование»
Перспективный план развития группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество&ra...
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Аппликация»
Перспективный план группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно обр...
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Лепка»
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно об...
Формирование межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Формирование межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение других людей, приз...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Дерево»
- Учить детей создавать выразительный образ осенней березы, творчески применяя разные техники лепки (раскатывания, прищипывания, сглаживания).- Выразительные возможности. Развивать чувство ф...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование "Веселый снеговик"
Цель:Вызывать у детей интерес к созданию изображения красками.Задачи:- Закреплять у детей представления о снеговике, полученные, в результате собственных наблюдений на прогулке, на занятиях лепкой и а...