"Формирование межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в области художественно- эстетического развития"
статья

Галкина Марина Вениаминовна

Тематическая статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galkina_mv.docx799.64 КБ

Предварительный просмотр:

Галкина Марина Вениаминовна

Музыкальный руководитель

 МБДОУ №162 «Сказка»

 Город Ульяновск

       C:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка (3)\Новая папка\педсовет\Новая папка (3)\Рисунок1.png «Формирование межнациональной

толерантности у детей дошкольного возраста

в области художественно – эстетического развития».

Тематическая статья для педагогов ДОУ      

Межнациональная  толерантность – способность человека проявлять уважение  к малознакомому образу жизни представителей других народностей: их поведению, национальным традициям, обычаям,

Проблема межнациональной толерантности одна из самых актуальных и сложных в современном мире. Это связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межнациональными и межрелигиозными конфликтами, проявлений нетерпимости на планете.

Россия  центр переплетений разных религий, культур и традиций.

Конституция РФ начинается со слов:

« Мы, многонациональный народ Российской Федерации».

 Это значит, что мы можем быть людьми  разных национальностей, а  народ один - россияне. 

Целью работы по формированию межнациональной толерантности у дошкольников в области художественно – эстетического развития является использование многонациональной музыкальной культуры, как одного из средств формирования толерантности у детей  дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

 •  Формировать гражданственность на основе изучения музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций;

•  Воспитать любовь к России, к нашему краю, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;

• Воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих страну, наш регион.  

•  Сформировать навыки интонирования народных песен, навыки исполнения национальных танцевальных движений, народных  игр.

 В содержание  раздела «Работа с детьми» входят следующие виды музыкальной деятельности:

• Пение детских народных песен, потешек, прибауток;

• Слушание музыки народов мира;

• Музыкально- ритмическая  деятельность, основанная на ритмах национальных танцев;

• Исполнительская деятельность на детских народных музыкальных инструментах.

• Народные игры.  Музыкально - дидактические и настольные игры с народной тематикой;

• Музыкально-театрализованная деятельность по сказкам народов мира; 

 • Изобразительная деятельность, декоративно - прикладное творчество, где дети  под музыку отражают свои впечатления об услышанном и увиденном.

Формы организации музыкальной деятельности по формированию межнациональной толерантности у дошкольников:                                    • НОД (непосредственная образовательная деятельность педагога с детьми)                                                                                                                           • Музыкальные беседы.                                                                                                      • Праздники. Развлечения                                                                                   • Игровая деятельность                                                                                    • Индивидуальная работа

 В рамках решения задачи формирования толерантности и с учетом региональных особенностей населения Ульяновской области в нашем детском саду активно используется экскурсионная форма организации совместной деятельности педагога с детьми. В детском саду создан музей русского быта «Русская изба».

 В экспозиции музея настоящие предметы старины:

Ухват, кочерга,  хлебная лопата, скалка, рубель, чугунные утюги, прялки, веретенца.

• Сундук с изделиями ручной работы: вышитые полотенца, рушники,           • Половики (дорожки), прикроватные половики.  

• Глиняная посуда:  крынка, кувшин, кружка.

Деревянные ложки, самовары.

• Самодельная печь, детская люлька.

• Лавки

• Музыкальные инструменты: балалайка, гармонь, дудка из бересты.

• Народные куклы.

           

            В музее ДОУ и в музыкальном зале  проходят занятия определенной  тематики:

•Экскурсия по русской избе                                                                                                 • Осенние посиделки.                                                                                                • Рождественские колядки.                                                                                           • Масленица широкая.  

•День Волги – 20 мая!                                                                                          

 •День народного единства.                                                                            

•День национальной культуры народов Поволжья.                                                                                                                                                               • День рождения березки, или хороводы на Троицу.

https://cloclo-stock5.datacloudmail.ru/stock/thumb/xw1/gKZWzA3CukVysxYtXXHEMPtSjWe15Ub35eUi1KmPxJecjoVv4B9yRiEfb4qPwEfyHk2zQGGb1Ab4/IMG_20210326_102737.jpg

В перспективе: расширение зоны музея, организация национальных уголков  3 народов,  населяющих наш край – чувашского, татарского  и мордовского.

Знакомство детей с традициями не только своей, но и других национальностей, безусловно, положительно повлияет на восприятие родной культуры, своих предков, традиций.

 

 Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми, существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, папки-передвижки, лэпбуки,  мастер-классы, индивидуальные беседы. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения. 

    На этапе организации совместных дел, сЕмьи  воспитанников выступают уже не только, как зрители и слушатели, но и как активные участники мероприятий.

 Мероприятия  с детьми и родителями могут проходить в форме концерта, выставки,  конкурса, викторины.  Например,

• Концерт  «Музыкальные традиции нашей семьи».

• Конкурс презентаций «Что означают наши имена».

• Викторина «Фольклор народов Поволжья».

• Выставка декоративно-прикладного творчества «Город мастеров»

• Выставка народной куклы «Куклы из бабушкиного сундука»

• Фестиваль «Кухня народов Поволжья».

D:\Разное\дет сад\фото\Дс\2016-2017\4.03. 2017\изба\P_20170304_113209.jpg     D:\Разное\дет сад\фото\Дс\2018-2019\ипк фото\P_20180418_084622.jpg

Большое  значение  в данном вопросе имеют организации выставок декоративно-прикладного творчества  разных национальностей, их традициями, художественными  народными промыслами. Во время которых, происходит формирование принятия людей другой национальности, терпимое к ним отношение. Интерес к культуре других народов  всегда был и будет на очень высоком уровне, и очень важно, чтобы дети почувствовали, что позитивный настрой к другому народу, дружеские отношения делают внутренний мир богаче, а жизнь насыщеннее и интереснее.

После таких мероприятий дети приходят к пониманию того, что многие народные обряды и традиции сохраняются и сейчас.  И если они не канули в лету – значит, в них есть что-то такое, без чего не обойтись человеку, в какую бы эпоху и в каком бы обществе он не жил.

Связь времен осуществляется через ребенка, и мир

детства помогает нам лучше понять прошлое человечества.

D:\Разное\дет сад\фото\Дс\2018-2019\DSC_0282.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Матрёшка».

2015г.Задачи:Обучающие:Учить детей украшать изображение в нетрадиционной технике «горошек» (рисование пальчиком).Учить пользоваться изобразительными материалами.Учить составлять узор, заполняя к...

Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Рисование»

Перспективный план  развития группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество&ra...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Аппликация»

Перспективный план группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно обр...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Лепка»

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно об...

Формирование межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Формирование межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение других людей, приз...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Дерево»

- Учить детей создавать выразительный образ осенней березы, творчески применяя разные техники лепки (раскатывания, прищипывания, сглаживания).- Выразительные возможности. Развивать чувство ф...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование "Веселый снеговик"

Цель:Вызывать у детей интерес к созданию изображения красками.Задачи:- Закреплять у детей представления о снеговике, полученные, в результате собственных наблюдений на прогулке, на занятиях лепкой и а...