Статья "Значение фольклора в воспитании детей"
статья

Фомина Светлана Викторовна

Публикация статьи "Значение фольклора в воспитании детей" в сборнике статей Международного образовательного портала "Солнечный Свет" , "Педагогика и образование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение фольклора в воспитании детей»

Цель: Формирование представления о значимости детского фольклора в воспитании детей.

Задачи:
образовательная: 

- дать представление о сущности устного народного творчества фольклоре;
развивающая: 

- развивать память, речь, внимание, фантазию, воображение, мышление;
воспитательная: 

- воспитывать интерес к теме детского фольклора, желание использовать элементы устного народного  творчества.

Содержание:

В данной консультации воспитателям о «Значении фольклора в воспитании детей» я  хотела  напомнить о забытом, но очень полезном для воспитателей, родителей и  детей материале. В книгах, журналах и изданиях давних лет я нашла очень интересную для педагогов и необходимую  для развития детей тему: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего возраста».

Устное народное творчество или фольклор (от английского слова «фольклоре», в буквальном переводе означает «народная мудрость, народное знание»).

Область, в которой появилось творчество народа, необычайно обширна. В литературах всех народов мира фольклор был и является той почвой, на которой возникло и продолжает обогащаться профессиональное творчество (темами, идеями, образами).

Фольклор для детей -  это обширная часть устного народного поэтического творчества. Под этим термином обычно понимается самостоятельное детское творчество, произведения традиционной культуры взрослых  и творчество взрослых для детей. Все эти три части детского фольклора составляют одно сложное целое.

Народное творчество является неиссякаемым источником нравственного воспитания ребенка, через родную потешку, колыбельную, закличку, песенку, сказку, игру. Овладевая языком, ребенок получает первые представления о культуре своего народа.

Первое знакомство малыша с фольклором  начинается с поэзии пестования, материнская поэзия  начинается колыбельными песнями, с помощью которых размеренным ритмом и монотонным напевом  успокаивали и укачивали младенца.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими колыбельными песнями, назначение которых  размеренным ритмом и монотонным напевом успокоить и укачать младенца.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками - пестушками.

Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. Следом за ними  идут потешки – песенки  и так же стихи к первым играм ребенка с пальчиками, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток, интересных прежде всего своим содержанием.

Народные колыбельные песни – один из древних видов фольклора, их пели детям матери, бабушки, няньки, укачивая младенца в колыбели или на руках, зная, что спокойный  длительный сон – необходимое условие для здоровья и роста ребенка.

Сколько звучит нежных и ласковых  маминых слов , с которыми она в песнях  обращается  к своему малышу: моя птичка , мое дитятко дорогое , сыночек дорогой, моя золотая рыбка, мой звоночек родной.

Подрастает ребенок, начинает произносить первые слова и эта пора сопровождается пестушками и потешками (содержащими различные  поучения,  наставления): например как в потешке «Сорока - ворона» или « Коза рогатая», под  стихотворное сопровождение ребенок с удовольствием  играет с пальчиками.

С приходом малыша в детский сад, приходит и пора интенсивного знакомства его со сказками, чаще всего рассказывают сказки о животных. В этих сказках  показаны различные качества присущие как животным  так и людям (жадность, глупость, хитрость, взаимовыручка, смекалка, доброта), которые  высмеивает или одобряет сказка. Сказки повторяют несколько раз: с показом иллюстраций, с различными видами театра, без показа. Все дети любят сказки, сопереживают сказочным героям, с удовольствием напевают песенки  из сказок. Одним из видов детского фольклора являются приговоры и заклички – произведение в виде небольших стишков, обращенные к солнышку, дождю, ветру, растениям, насекомым. Например: «Божья  коровка» или « Дождик,  пуще».  В прошлом люди считали что такие заклички имеют магическое воздействие на природные явления. К фольклору относится и игровые элементы:  дразнилки, считалки, приговоры прозвища, жеребьевки. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрастное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о доброте и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. Песенки, потешки, заклички, сказки очень интересны детям, они являются  неотделимой часть детства и для нас очень важной задачей является сохранение устного народного творчества – фольклора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Фольклор в воспитании детей раннего возраста.

Консультация для родителей об исплльзовании русского народного фольклора в воспитании ребенка....

Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: “Колыбельная песня как источник мировоззрения детей дошкольного возраста”

Паспорт проектаВид проекта: Познавательно - творческий.Актуальность.В современном мире у детей проявляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом - к знаниям культурных ценностей ...

Консультация для родителей "Влияние фольклора на воспитание детей"

Имея большой педагогический опыт в работе с детьми, я убедилась в том, что ребенку легче познавать окружающий мир через игру.Игры помогают развивать у детей разнообразные способности и умения. Это раз...

роль русского народного фольклора в воспитании детей

Общаясь при помощи фольклора, ребёнку открывается всё богатство красок русского народного языка. С раннего детства малыши усваивают ритмы народных песен, колыбельных, стихов, потешек....

Фольклор в воспитании детей

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художест...

"Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста" ("Фольклор - дошкольникам")

Программа посвящена важному вопросу формирования чувства национального самосознания с дошкольного возраста. Включение народных произведений в работу обогащает чувства и речь детей, формирует отношение...