Взаимодействие учителя-логопеда с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса.
статья

Романюкина Дарья Владимировна

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей как с главным партнером 
в организации воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_uchitelya-logopeda_romanyukinoy_d.v._1.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ начальная школа-детский сад№ 687

«Центр реабилитации ребенка» город Санкт-Петербург

Учитель –логопед Романюкина Д.В.

Тема : Взаимодействие учителя-логопеда с семьей как с главным партнером 
в организации воспитательного процесса.

Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.

Работа педагога с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.

Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи , чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах в. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям , для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой» , для предупреждения об опасностях , «если и дальше так будет продолжаться»,- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями , которое приносит радость матерям и отцам . все , что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей , и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание» .

К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается. Бытует мнение «школа должна» и «семья обязана». Разумеется, семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Именно в семье закладываются основы будущей личности.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители , не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка , порой осуществляют воспитание вслепую , интуитивно.

Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных отношений , связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к « выходу» ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение, наряду с другими объективными и субъективными причинами, способствует росту детской безнадзорности , преступности , наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Образовательное учреждение, будь то школа или учреждение дополнительного образования детей, есть один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума .

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками , что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей , развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров , помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении .

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое , как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов , детей, родителей.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы , проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию , не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов .

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений образования (в том числе и дополнительного), особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.

Педагогов и родителей должна объединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним . Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству , проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

Цели взаимодействия образовательного учреждения с семьей:

- повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;

- активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.

Педагог, работающий с коллективом учащихся ( воспитанников ), должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС.

Ни для кого не секрет что семья -   это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания....

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы

Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине

Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...

Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя логопедической группы по автоматизации поставленных звуков в процессе театрализованной деятельности

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Дети, посещающие нашу группу,   имеют все диагноз...