Доклад на тему: Тема: «Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников».
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Тема: «Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников».
Подготовила:
Бухарова Ю.О
Воспитатель
МАОУ «СОШ №1 г. Немана»
2019
Тема моего выступления «Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников».
Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Какие же есть виды сюжетно-ролевых игр:
Это игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами.
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей.
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры. Их шесть.
Разберем каждую в отдельности.
Соблюдение правил
Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ребенок становится недостаточно заменять отношения игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.
В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» Детский психолог А. Н. Леонтьев считает, что в самых истоках игры имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища. Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно -ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни. Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства.
Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них.
Можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. И особенности её, в том что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.
Проблема воспитания детей заключается в том, что ребёнок не может полностью осознать значение некоторых вещей, которые для него важны. И именно применение игр позволяет заинтересовать ребёнка в самом процессе воспитания и делает доступным и понятным для него весь мир, т.к. игра - это естественное состояние любого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Особенности сюжетно - ролевой игры у детей дошкольного возраста"
Для детей дошкольного возраста одна из главных деятельностей является сюжетно ролевая игра. Играя, дети отражают окружающую их действительность; чем шире сферы действительности, с к...
Статья «Особенности сюжетно-ролевых игр для дошкольников разных возрастов»
Выбор сюжетно-ролевых игр зависит от возроста дошкольника...
Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра». «Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».
Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров н...
Доклад на РМО на тему: «Сюжетно - ролевая игра как средство социально - коммуникативного развития дошкольников»
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огон...
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра». «Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».
Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров н...
«Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 11.02.2019г....