Проект "На пороге школы"
проект (подготовительная группа)
Проект школьной направленности способствует повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_poroge_shkoly.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2016 года – май 2017 года)
Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.
Участники проекта: педагоги группы, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.
Проект разработала: Елагина Наталья Евгеньевна
Основная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель проекта: Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей в вопросах предшкольной подготовки детей. Научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу.
Принципы реализации проекта:
- Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
- Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
- Единство содержания форм и методов работы;
- Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
- Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители - сотрудники»;
- Принцип доступности;
- Принцип системности и последовательности.
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Актуальность проекта:
Поступление ребёнка в школу - серьёзная стрессовая ситуация как для самого ребёнка, так и для всей семьи - к этому необходимо готовиться заранее. Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь малыша: он становиться учеником, основная деятельность которого - получение знаний. Теперь окружающие предъявляют к нему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе». Переживая, что их ребёнок может оказаться не готов к обучению в школе, родители часто стараются увеличить объём занятий в старшем дошкольном возрасте. В результате знаний ребёнок получает немного, зато приобретает психологические перегрузки и стойкое отвращение к обучению в целом и к школе в частности. А для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие.
Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготовка приводит к искажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблюдается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшение состояния здоровья. Причины неуспешности детей зависят от разных факторов: от особенностей психического развития, состояния здоровья, методов обучения, а также от низкого уровня педагогической компетентности родителей. Таким образом, особенно актуальным вопросом, встающим перед педагогами, является взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста для устранения проблем, возникающих при поступлении ребёнка в школу. Педагогическое просвещение родителей серьёзно влияет на качество подготовки дошкольников к началу образовательного процесса
Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
• получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.
· психологически подготовятся к переходу от игровой деятельности к учебной;
· разовьют психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие;
· подготовят руку к письму:
· у каждого ребенка сформируется ориентация на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
· сформируют волевой и мотивационный компоненты будущего школьника.
Родители:
• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами;
· грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.
Педагоги:
• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях;
• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта в использовании нетрадиционных форм работы с семьёй;
• получат возможность оперативного получения «обратной» связи.
Организация контроля над реализацией проекта: мониторинг детей на начало и конец учебного года.
План реализации проекта будет проходить в три этапа:
1. Подготовительный этап
В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:
- изучение научной и методической литературы по теме проекта (июль – август);
- мониторинг детей подготовительной группы;
- анкетирование родителей;
- разработка комплексного плана взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;
- разработка рабочей программы «Весёлые домашние задания» (по предложению родителей) для совместной деятельности родителей и детей дома;
- разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса (Приложение 3);
- подготовить в группе необходимую предметно-развивающую среду и материально-техническую базу.
На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.
2. Основной этап – реализация проекта.
Содержание работы с семьей по направлениям:
«Физическое развитие»:
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.
«Социально – коммуникативное развитие»:
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- привлекать родителей к активному отдыху с детьми.
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
«Познавательное развитие»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
«Речевое развитие»:
- развивать у родителей навыки общения с ребенком;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.
- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
«Художественно – эстетическое развитие»:
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Родительские собрания | Консультации, беседы, папки-передвижки | Совместные мероприятия | День открытых дверей | Индивидуальные беседы | |
Сентябрь | «Семья на пороге школьной жизни ребёнка» (практикум с презентацией) | Беседа «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге», Консультация «Секреты психологического здоровья», «Поделки из бросового материала», «Какой вид спорта подходит вашему ребёнку?», «Речевая готовность к школе», «Патриотическое воспитание в процессе общения с книгой», «Что такое ФГОС?», «Подготовка детей к обучению в школе». ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 5-7 лет по правилам дорожного движения. Папка-передвижка «Сентябрь», «День знаний», «День дошкольного работника» | Выезд «Фабрика мороженного», «World class», «Овощи и фрукты» Конкурс «Дары осени», Осенний праздник «Золотая осень» Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности». Анкетирование родителей. Проект «Школа», «Моя родословная» | Мастер-класс «Изготовление лепбуков» Лекция «Особенности психофизической готовности детей к школе» | «Одежда детей в группе», «Детская агрессивность», «Не переучивайте левшу». «Причины плоскостопия и пути его профилактики», «Игры для гиперактивных и агрессивных детей» |
октябрь | Папка-передвижка «Октябрь», «Осень» Беседа «Игрушки в жизни ребёнка 6-7 лет», консультация «Речевое развитие детей 6-7 лет», «Как развивать память у детей», «ОРЗ. Профилактика ОРЗ», «Обучение детей работе в тетради в клетку», «Кризис 7 лет», "Развитие мелкой моторики посредством использования крупы", «Художественное конструирование как средство развития творческой личности», «БЕЗОПАСНОСТЬ ребёнка на улице», «Прикоснись к природе», «Как воспитывать детей?». | «День матери» Творческая встреча с родителями «Как научить ребенка жить среди людей» Проект «Животный мир Оренбургского края», «Театры Оренбурга» | «День матери» Лекция «Обучение грамоте в семье» | Беседа. «Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила». Беседа о необходимости прогулок с детьми в выходные дни. «Как отвечать на детские вопросы» | |
ноябрь | Папка-передвижка «Ноябрь», «День матери». Консультация «Всё о детском питании»,«Значение и организация утренней гимнастики в семье»,«Особенности общения с детьми в семье» , «О дружбе», «Игрушки в сюжетно-ролевых играх детей 5-6 лет», «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?», "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе", "Ребенок и компьютер", «Игры, развивающие музыкальные способности детей», «Методы выявления эмоциональных нарушений у детей». | Изготовление кормушек для птиц. Привлечь родителей к украшению участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала. Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах. Проекты «Тайна моего имени», «Часы» | «Формируем навыки самообслуживания у ребёнка». Рекомендации о развитии речи ребенка дома. «Путешествие Почемучек» Консультация «Что такое произвольность?» «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций». | ||
декабрь | «Роль этикета в воспитании детей» (игра КВН) | Папка-передвижка «Декабрь», «Зима», «Новый год». Консультация «Как внешний вид влияет на поведение человека», «Грипп – болезнь грязных рук», «Плохие слова. Как отучить ребенка ругаться», «Праздничный детский стол», «Быстрое заучивание новогодних стихов в таблицах», «Учимся отмечать праздники», «Обучение дошкольников правилам дорожного движения», "Готовим руку к письму", «Нетрадиционная техника аппликации», «Учите любить природу». | Праздник «Новый год». Лепбук «Зимушка – зима». «Зимняя сказка» выставка рисунков. Подготовка группового помещения к Новогоднему празднику. Проект «Дед Мороз», «Птицы нашего края». | «Как провести выходной день с ребёнком?». Рекомендации о развитии мелкой моторики детей в домашних условиях. Консультация «Развитие психических процессов у старших дошкольников» «Как говорят наши дети?»Беседа с родителями о правилах безопасности в новогодние праздники. | |
январь | Папка-передвижка «Январь», «Рождество». Консультация«Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?», «Как дошкольнику подружиться с часами»,«Занимательные опыты на кухне», «Как накормить ребенка в праздники?», «Воспитание сказкой детей», «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию», «Если ребенок обманывает. Что делать?», «У истоков творчества». | Рекомендации о чтении сказок детям дома. «Развитие логического мышления у детей». Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики с детьми. | |||
февраль | Игровой интеллектуальный марафон - «Язык родной дружи со мной» | Папка-передвижка «Февраль», «День защитника Отечества». Консультация «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Взрослый мир в детских мультфильмах», «Ребёнок берет чужие вещи. Что делать?», «Не хочу учиться», «Значение оригами для развития ребёнка», «Закаливание в домашних условиях», «Экологическое воспитание дошкольников» | Праздник «Наши защитники», «Хлеб всему голова» Конкурс: Домашние поделки из солёного теста на тему: «Масленица» Фотогазета с рассказами детей «Самый лучший папа мой!» Межгрупповые спорт соревнования «Защитники отечества» | Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». Консультация «Социально-личностная готовность ребёнка к школьному обучению» Инструктаж по технике безопасности «Чем опасна оттепель на улице». | |
март | Папка-передвижка «Март», «8 марта», «Весна». Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста», «Культура поведение детей в общественных местах», "Трудовое воспитание в семье", «Не делайте из ребёнка кумира», «Проблемы школьной адаптации», «Готовим к школе родителей», «Создание музыкальной среды дома». «Бережное отношение к природе». | Праздник «Мамочка любимая моя!» «Школа» Стенгазета «Вкусняшки от мамочки» Совместное создание в группе огорода. Папка – передвижка с рассказами детей «Нашим дорогим мамам посвящается!». | «Правила поведения при пожаре» .«Домашний игровой уголок». Косультация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников» Беседа с родителями о соблюдении режима дня в выходные дни. | ||
апрель | Папка-передвижка «Апрель», «День космонавтики». Консультация «Как предупредить авитаминоз весной», «Цветные фантазии или как цвета влияют на поведение детей», «Приобщение детей к народным традициям», «Пасха, светлая Пасха», «Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?», «О роли сказок в воспитании детей», «Как нужно готовить ребенка к школе», «Готов ли Ваш ребёнок к школе?». | Лепбук «Космос», Спортивный праздник «Мама, папа, я – здоровая, и спортивная семья». Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах. Проект «Мир книги» | Открытые занятия в группе Лекция | «Все о компьютерных играх» .Консультация «Что такое адаптация к школе?» Консультирование родителей по вопросам профилактики кишечных инфекций. | |
май | Итоговое собрание «До свиданья, детский сад» с презентацией | Папка-передвижка «Май», «День Победы». Консультация. «Режим будущего школьника», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка», "Этот День Победы...", «Расскажем детям о Великой Отечественной войне», «Что нужно знать родителям будущих первоклассников», «Как дошкольник становиться школьником», «Осторожно – солнце», «Досуг с ребёнком на природе». | Выпускной вечер «До свидания, детский сад!» Фотовернисаж: «Вот и стали мы на год взрослей». Привлечь родителей к благоустройству территории детского сада (ремонт оборудования, посадка цветов на клумбе, работа на огороде и т.д.) | «Наказывая, подумай – Зачем?». «Адаптация детей в школе». Беседы с родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и др. |
«Весёлые домашние задания»
Цель: создание условий для всестороннего развития личности ребенка, психических процессов и эмоционально-волевой сферы, мотивации к обучению в школе через развивающие игровые задания в тетрадях.
Задачи:
· Развитие мотивации к учению, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
· Развитие мускулатуры, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом.
· Умение владения приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
· Развитие самостоятельности — как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
· Формирование у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
· Развитие умения работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
· Развитие ориентировки в пространстве и времени, знаний единиц измерения, чувственного опыта, глазомера.
Перспективный план работы
1 полугодие (сентябрь – декабрь)
Неделя | День недели | Наименование тетради | Цель работы |
1, 3 неделя | Понедельник | «Я решаю логические задачи» | Научить детей решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту; применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем); учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать простейшие умозаключения; овладение умения самостоятельно решать предложенную задачу. |
Среда | «Геометрические фигуры» | Развивать умение детей, используя клетку, преобразовывать геометрические фигуры в предметы; развитие логического мышления, умения решать задачи на установление закономерностей и на выполнение мыслительных операций анализа и синтеза предметов; закреплять полученные умения и навыки работы в тетради в клетку, развивать внимание и память. | |
Пятница | «Я решаю арифметические задачи» | Научить детей решать задачи с помощью метода моделирования; формировать навыки самоконтроля. | |
2, 4 неделя | Понедельник | «Знакомство с клеточками» | Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику; научить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку; научить выполнять графические диктанты; в точности копировать предложенные схемы рисунков. |
Среда | «Предмет, слово, схема» | Развитие мышления (работа с моделями слов), совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, умения работать самостоятельно, способность принимать решения. | |
Пятница | «Думаем, рисуем» | Развивать у детей зрительное восприятие, произвольное внимание, память и мышление. |
2 полугодие (январь – май)
Неделя | День недели | Наименование тетради | Цель работы |
1, 3 неделя | Понедельник | «Упражнения на развитие внимания» | Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, координацию движений. |
Среда | «Обучение грамоте» | Познакомить детей с гласными и согласными буквами, научить их печатать, составлять и читать слоги. Развивать координацию движений рук и пальцев, совершенствуя речевое развитие, внимание, память, мышление. | |
Пятница | «Логика» | Научить детей решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту; применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем); учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать простейшие умозаключения; овладение умения самостоятельно решать предложенную задачу. | |
2, 4 неделя | Понедельник | «Играем со словами» | Закрепить навыки чтения; освоить звуко-буквенный анализ слова; развивать внимание, память, мышление; вызвать интерес к чтению. |
Среда | «Волшебство в картинках» | Развитие у детей зрительного восприятия и внимания. | |
Пятница | «Я решаю арифметические задачи» | Научить детей решать задачи с помощью метода моделирования; формировать навыки самоконтроля. |
Предполагаемые результаты: Сформированная эмоциональная, личностно - волевая, интеллектуальная и социальная готовность ребенка к школе. Развитая самостоятельность ребенка с элементами инициативы и творчества. Формирование у ребенка первооснов социально - личностного компонента. Полноценно и всесторонне развитый ребёнок к началу систематического обучения в школе. Снятие напряжённости адаптационного периода на первом году обучения. Повышение качества знаний в начальной школе. Сохранение здоровья детей.
3. Заключительный
На завершающем этапе планируется:
- оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации для защиты проекта;
- семинар – практикум для педагогов «Подготовка детей к школьному обучению, через использование нетрадиционных форм работы с семьёй»;
- проведения повторного мониторинга детей;
- создать подборку наглядно-просветительского материала для родителей и педагогов;
- разработать рекомендации для педагогов подготовительных групп и советы для родителей будущих первоклассников.
Практическая значимость:
В ходе реализации проекта планирует тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа с родителями способствует успешному развитию полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
Заключение.
Подводя итоги работы по разработке проекта «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с родителями при формировании готовности ребёнка к школе с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направленно в основном только на интеллектуальную сферу. А мной разработанный проект по психологическому сопровождению будущих первоклассников, в котором в первую очередь уделяется внимание личностной готовности к школе, мотивационной готовности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитанники подготовительной к школе группы на пороге школы.
Для многих родителей воспитанников подготовительной к школе группы стоит вопрос выбора школы. Учитывается ее статус, уровень образования, приоритетные направления в обучении, удаленность от дома и т.д...
Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»
Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...
Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...
Собрание в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок на пороге школы»
Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошко...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А
План проведения родительского собрания. 1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»; Цель: ...