Доклад для педагогов РМО группы детей дошкольного возраста 3-4 лет г. Балашова и Балашовского района на тему: Современные методы и приемы организации культурных практик в ДОУ.
методическая разработка

Антонова Елена Александровна

Современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Зернышко» города Балашова

Саратовской области

Доклад для педагогов РМО

группы детей дошкольного возраста 3-4 лет

г. Балашова и Балашовского района

на тему:

Современные методы и приемы организации культурных практик в ДОУ.

Подготовила: воспитатель Антонова Елена Александровна

Балашов 2020 г.

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. Современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе.

Особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского. Нужно отметить, что понятие «культурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования.

Содержание современного образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

• содержание, качество и направленность его действий и поступков;

• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его

действий;

• принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;

• принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Культурные практики - это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.

Цель культурных практик: формирование общей культуры личности дошкольника, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности.

В ходе реализации культурной практики решаются

одновременно различные задачи.

1. Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности.

2. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.

3. Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

4. Художественно-эстетическое развитие: формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

5. Физическое развитие: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение

его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Реализация культурных практик в образовательном процессе

происходит по двум направлениям:

1. Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

2. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной

активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Методы и приемы культурных практик в ДОУ

Традиционная классификация

Наглядные, позволяющие закрепить понятийный уровень дошколят и добиться высокого уровня вовлеченности воспитанников в образовательный процесс

- наблюдения;

 - опыты;

- поисковые проекты;

- показ иллюстраций;

-демонстрация действий.

Словесные разъясняющие объяснения, вопросы к детям, организация групповых бесед, консультаций, в ходе которых осуществляется передача информации  от воспитателя детям

-дидактические игры;

-разъясняющие объяснения;

-вопросы к детям;

-организация групповых бесед.

Практические направленные на организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, с целью усвоения ими новых знаний и умений, имеющих практический характер.

-упражнения;

-элементарные эксперименты и опыты.

Современная классификация

Репродуктивный метод, осуществляемый по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными воспитанниками ранее:

-выполнение формообразующих движений рукой;

-работа в черновиках;

-прием повтора.

Информативно-рецептивный метод направлен на усвоение воспитанниками новых знаний, способствующий накоплению необходимых умений и навыков.

-рассказ;

-объяснение;

-описание;

-рассуждение.

Исследовательский метод направлен на формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

Исследовательский метод-путь к знанию через творческий исследовательский поиск. Его основные составляющие:

-выявление проблем;

- выработка и постановка гипотез;

- наблюдения, опыты, эксперименты;

-суждения, умозаключения, выводы.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии.

Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.

Таким образом, современные методы и приемы организации культурных практик в ДОУ формируют общую культуру личности дошкольника, развивают  социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные качества, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формируют предпосылки к учебной деятельности.

Список литературы:

1.Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79–102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).

2.Metodicheskie-rekomendacii-ORGANIZACIYa-KULTURNIH-PRAKTIK-V-DOU.pdf

3. https://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priyomy-raboty-s-detmi-na-zanjatijah-v-dou.html

4.Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 – Режим доступа: КонсультантПлюс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"

« Нравственное  воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное  воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....

Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....

Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"

Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отечественная и зарубежная психология,  изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю в...