Доклад для педагогов РМО группы детей дошкольного возраста 3-4 лет г. Балашова и Балашовского района на тему: Современные методы и приемы организации культурных практик в ДОУ.
методическая разработка
Современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Зернышко» города Балашова
Саратовской области
Доклад для педагогов РМО
группы детей дошкольного возраста 3-4 лет
г. Балашова и Балашовского района
на тему:
Современные методы и приемы организации культурных практик в ДОУ.
Подготовила: воспитатель Антонова Елена Александровна
Балашов 2020 г.
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. Современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе.
Особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского. Нужно отметить, что понятие «культурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования.
Содержание современного образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:
• содержание, качество и направленность его действий и поступков;
• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его
действий;
• принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
• принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Культурные практики - это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
Цель культурных практик: формирование общей культуры личности дошкольника, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности.
В ходе реализации культурной практики решаются
одновременно различные задачи.
1. Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности.
2. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.
3. Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
4. Художественно-эстетическое развитие: формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
5. Физическое развитие: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение
его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Реализация культурных практик в образовательном процессе
происходит по двум направлениям:
1. Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
2. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной
активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
Методы и приемы культурных практик в ДОУ
Традиционная классификация
Наглядные, позволяющие закрепить понятийный уровень дошколят и добиться высокого уровня вовлеченности воспитанников в образовательный процесс
- наблюдения;
- опыты;
- поисковые проекты;
- показ иллюстраций;
-демонстрация действий.
Словесные разъясняющие объяснения, вопросы к детям, организация групповых бесед, консультаций, в ходе которых осуществляется передача информации от воспитателя детям
-дидактические игры;
-разъясняющие объяснения;
-вопросы к детям;
-организация групповых бесед.
Практические направленные на организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, с целью усвоения ими новых знаний и умений, имеющих практический характер.
-упражнения;
-элементарные эксперименты и опыты.
Современная классификация
Репродуктивный метод, осуществляемый по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными воспитанниками ранее:
-выполнение формообразующих движений рукой;
-работа в черновиках;
-прием повтора.
Информативно-рецептивный метод направлен на усвоение воспитанниками новых знаний, способствующий накоплению необходимых умений и навыков.
-рассказ;
-объяснение;
-описание;
-рассуждение.
Исследовательский метод направлен на формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
Исследовательский метод-путь к знанию через творческий исследовательский поиск. Его основные составляющие:
-выявление проблем;
- выработка и постановка гипотез;
- наблюдения, опыты, эксперименты;
-суждения, умозаключения, выводы.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии.
Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.
Таким образом, современные методы и приемы организации культурных практик в ДОУ формируют общую культуру личности дошкольника, развивают социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные качества, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формируют предпосылки к учебной деятельности.
Список литературы:
1.Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79–102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
2.Metodicheskie-rekomendacii-ORGANIZACIYa-KULTURNIH-PRAKTIK-V-DOU.pdf
3. https://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priyomy-raboty-s-detmi-na-zanjatijah-v-dou.html
4.Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 – Режим доступа: КонсультантПлюс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/12/picture-41037.jpg)
Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"
« Нравственное воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-315022-1381830937.jpg)
"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.
"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....
ДОКЛАД «Развитие дизайнерской деятельности детей дошкольного возраста»
Доклад на научно-практическую конференцию...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-199304-1485008569.jpg)
Консультация для педагогов "МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Педагог Шкилева Елена Валерьевна
Чтобы правильно организовать образовательную деятельность необходимо заинтересовать дошкольников, мотивировать их на совместную деятельность......
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/28/picture-462023-1419750487.jpg)
Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"
В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/30/picture-699135-1446214592.jpg)
Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"
Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1280149-1603174887.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Отечественная и зарубежная психология, изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю в...