Доклад для педагогов РМО группы детей дошкольного возраста 3-4 лет г. Балашова и Балашовского района на тему: Современные методы и приемы организации культурных практик в ДОУ.
методическая разработка

Антонова Елена Александровна

Современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Зернышко» города Балашова

Саратовской области

Доклад для педагогов РМО

группы детей дошкольного возраста 3-4 лет

г. Балашова и Балашовского района

на тему:

Современные методы и приемы организации культурных практик в ДОУ.

Подготовила: воспитатель Антонова Елена Александровна

Балашов 2020 г.

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. Современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе.

Особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского. Нужно отметить, что понятие «культурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования.

Содержание современного образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

• содержание, качество и направленность его действий и поступков;

• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его

действий;

• принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;

• принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Культурные практики - это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.

Цель культурных практик: формирование общей культуры личности дошкольника, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности.

В ходе реализации культурной практики решаются

одновременно различные задачи.

1. Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности.

2. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.

3. Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

4. Художественно-эстетическое развитие: формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

5. Физическое развитие: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение

его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Реализация культурных практик в образовательном процессе

происходит по двум направлениям:

1. Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

2. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной

активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Методы и приемы культурных практик в ДОУ

Традиционная классификация

Наглядные, позволяющие закрепить понятийный уровень дошколят и добиться высокого уровня вовлеченности воспитанников в образовательный процесс

- наблюдения;

 - опыты;

- поисковые проекты;

- показ иллюстраций;

-демонстрация действий.

Словесные разъясняющие объяснения, вопросы к детям, организация групповых бесед, консультаций, в ходе которых осуществляется передача информации  от воспитателя детям

-дидактические игры;

-разъясняющие объяснения;

-вопросы к детям;

-организация групповых бесед.

Практические направленные на организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, с целью усвоения ими новых знаний и умений, имеющих практический характер.

-упражнения;

-элементарные эксперименты и опыты.

Современная классификация

Репродуктивный метод, осуществляемый по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными воспитанниками ранее:

-выполнение формообразующих движений рукой;

-работа в черновиках;

-прием повтора.

Информативно-рецептивный метод направлен на усвоение воспитанниками новых знаний, способствующий накоплению необходимых умений и навыков.

-рассказ;

-объяснение;

-описание;

-рассуждение.

Исследовательский метод направлен на формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

Исследовательский метод-путь к знанию через творческий исследовательский поиск. Его основные составляющие:

-выявление проблем;

- выработка и постановка гипотез;

- наблюдения, опыты, эксперименты;

-суждения, умозаключения, выводы.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии.

Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.

Таким образом, современные методы и приемы организации культурных практик в ДОУ формируют общую культуру личности дошкольника, развивают  социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные качества, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формируют предпосылки к учебной деятельности.

Список литературы:

1.Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79–102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).

2.Metodicheskie-rekomendacii-ORGANIZACIYa-KULTURNIH-PRAKTIK-V-DOU.pdf

3. https://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priyomy-raboty-s-detmi-na-zanjatijah-v-dou.html

4.Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 – Режим доступа: КонсультантПлюс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"

« Нравственное  воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное  воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....

Консультация для педагогов "МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Педагог Шкилева Елена Валерьевна

Чтобы правильно организовать образовательную деятельность необходимо заинтересовать дошкольников, мотивировать их на совместную деятельность......

Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....

Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"

Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отечественная и зарубежная психология,  изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю в...