консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ"
консультация

Каляева Светлана Алексеевна

консультация "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

 Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Т. В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

• Информационно-аналитические;

• Познавательные;

• Досуговые;

• Наглядно-информационные

Информационно-аналитические формы   направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся:  социологические опросы; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», ларец пожеланий и предложений, куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.

Досуговые формы  («Что относится сюда?») – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

        Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.

        Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Родители на празднике могут играть на музыкальных инструментах, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции, предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «Ярмарка», «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Что, где, когда?», конкурс кулинаров «Сладкий час».

Можно организовать интересные конкурсы «Успешный родитель», «Семья года» (в старших группах сейчас идет тема «Семья»).

Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. (В нашем ДОУ эта форма активно реализуется через «Школу позитивного родителя»)

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских  собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют включению родителей в обсуждение проблемы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.

Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в решении проблем, использует методы активизации родителей.

Можно проводить собрания в различных формах.

 « Читательская (педагогическая) конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

Воспитателям предлагается разделиться на 2 группы,  обсудить и прокомментировать следующие высказывания:

- Василий Александрович Сухомлинский: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом»;

- Антон СеменовичМакаренко: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной».

« Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Наиболее удачные советы  помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

Воспитателям предлагается «продать» свои советы по вопросу создания единого образовательного пространства «Детский сад – семья».

« Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции,  игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того , чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

« Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы ( в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

« Мастер – класс»: к проведению могут привлекаться как педагоги ДОУ, так и родители, которые могут чем-то поделиться, чему-то обучить других родителей.  Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог и родители  выбирают наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенде              « Копилка родительского опыта».  Педагоги ДОУ могут, например,  обучить родителей нетрадиционным ИЗОтехникам, оригами и т.д. Отсроченным результатом проведения такого мастер-класса может стать организация выставки рисунков или поделок только родителей.

Темы родительских собраний и конференций, где может быть использована нетрадиционная методика могут быть самые разнообразные, исходя из потребностей родителей конкретной группы и проблем их детей.

На родительских собраниях нетрадиционной формы нужно использовать  различные  методы  активизации родителей.

« Мозговой штурм»  - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы. Принимаются все абсолютно варианты решения проблемы, даже нереальные.

 « Список прилагательных и определений»  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики ( прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например,                           « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

 « Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение. Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись  наиболее важных моментов, по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

 

«Хорошо-плохо»: предлагается высказать полярные мнения по одному вопросу, проблеме, например, что хорошего в наказании, и что в нем плохого.

«Слово-эстафета»: родителям предлагается высказать самое главное о воспитании детей. Родитель, взяв предмет (мяч), должен продолжить предложения: «Чтобы у меня вырос(ла) хороший сын (дочь), я должен …….» и передает предмет по кругу. В результате высказываются все родители.  (Обобщение: «Спасибо за искренние высказывания, из которых видно, что желание воспитать хорошего человека живет в каждом из вас. Труд вашей души, жизненный опыт, наблюдения пусть помогут вам в этом».)

«Шапка вопросов»: родители пишут друг другу вопросы-записки, которые кладут в шапку. Потом по очереди достают их оттуда и отвечают.

Конечно же, родители не будут с первого такого собрания проявлять свою активность. Продвигаться надо маленькими шажками, тогда точно все получится: родители потихоньку расшевелятся и разговорятся

              

Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес можно использовать при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Не обойтись и без спортивных развлечений. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процессаРодители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников.

Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя:

1. выпуск газет,

2. копилка добрых дел,

3. групповые альбомы,

4. родительские уголки,

5. дни открытых дверей

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ

Родительские уголки.

В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Заключение

В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия с родителями как условие успешной реализации региональной парциальной программы по познавательному развитию «Здравствуй, мир Белогорья!».

В данной статье речь идёт о внедрении в образовательное учреждение региональной парциальной программы по познавательному развитию "Здравствуй, мир Белогорья!"...

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Проектная деятельность учителя-логопеда, как форма взаимодействия с родителями в условиях внедрения ФГОС

Технология проектирования - нетрадиционная форма работы, учитывающая тесное  сотрудничество  с  родителями....

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ»

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ"...