семинар-практикум для педагогов
учебно-методический материал (старшая группа)

Кортунова Елена Сергеевна

семинар-практикум для педагогов на тему "Применение интерактивных игр для развития элементарных математических представлений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_pedagogov.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Применение интерактивных игр для развития элементарных математических представлений

    Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, необходимо самим стать чуть-чуть ребенком и взглянуть на мир их глазами.

Мир ребенка – это мир познания. Ежедневно мы отвечаем на пытливые вопросы наших ребят, а сегодня разрешите задать вопросы вам, уважаемые коллеги?

Скажите, пожалуйста, какое сегодня число. Теперь напишите, какой сегодня день недели, номер машины, на которой вы приехали, во сколько вы вышли из дома, чтобы успеть на сегодняшнее мероприятие.

Какие знания вам помогли ответить на поставленные вопросы?

        Вы правы, коллеги. Математика – удивительная наука. И как говорил Михаил Васильевич  Ломоносов :  «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения в школе.

Коллеги, что позволит увлечь ребенка математикой в дошкольном возрасте?  (игра)

Верно, главная деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – это игра.

Не зря Василий Александрович Сухомлинский сравнивает игру с искрой, которая разжигает огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

Что же такое педагогическая технология, и игровая в частности???

Педагогическая технология, в дошкольном образовании, представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Ценность педагогической технологии в том, что  она :

- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

  • создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета  (игры, сказки, спектакля) . Другими словами, понятие  «игровые технологии»  включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:

- делает ребёнка более активным;

- повышает познавательный интерес;

- развивает память, мышление и внимание;

- способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время.  Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:

- развивает логическое и критическое мышление;

- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;

- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

- поощряет проявление инициативы;

- способствует физическому развитию.

Основная цель игровых технологий математического развития - формирование представлении, способов действии, развитие мыслительных операции.

Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно- игровая технология . В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико- математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих  средств : логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия, проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность). Технология позволяет ребенку овладеть средствами  (речь, схемы и модели)  и способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико-математический опыт.

В проблемно- игровой технологии логико- математические  игры представлены в виде  групп :

- настольно-печатные -  «Цвет и форма» ,  «Логический домик»  и др. ;

  • игры на объемное моделирование -  «Кубики для всех» ,  «Геометрический конструктор»  и др. ;
  • игры на плоскостное моделирование -  «Танграм» ,  «Сфинкс» ,  «Тетрис»  и др. ;
  • игры из серии  «Кубики и цвет» ,  «Сложи узор» ,  «Куб-хамелеон» , «Цветное панно и др. ; - --- игры на составление целого из частей -  «Дроби» ,  «Чудо-цветик»  и др. ;
  • игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест ( «Пятнашки» ) и др.

ейчас, я предлагая отойти от теории и окунутся в мир детства. Давайте поиграем!

  • Игра называется «Не собъюсь!»

2. Упражнения нейробикой , развивая межполушарные связи, направлены на улучшение мыслительной деятельности и пространственной памяти, развитие познавательных способностей, что крайне необходимо для успешного математического развития.

  • Первая игра на внимание  «Кулак, ребро, ладонь» . Я вам показываю три положения рук на плоскости. Вы сначала выполняете со мной в медленном темпе затем без меня ускоряясь.

2. Второе упражнение  «Ухо, нос» . Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук  «с точностью наоборот» .

3. Более сложное упражнение   «Восьмерка» . Правой рукой рисуем в воздухе восьмерку, запоминаем мысленно движение рукой. Левой рукой рисуем знак бесконечности, запоминает движение рукой. Теперь выполняем оба движения одновременно.

3. Игра «Составь по образцу»

4. Игра «Кто самый внимательны?» (составление фигуры по памяти)

5. Игра «Угадай, сколько?» (игра с фасолью).

6. Игры со стаканчиками:

- Игра: «Гусеничка»

Понадобятся стаканчики с цифрами(цифры или арифметическое действие можно написать маркером или приклеить цифры).

Задание: - поставь стаканчики по порядку, в обратном порядке.

- Игра: «Башня»

Задание: построить башню из четных чисел или из нечетных. Я обычно ввожу соревновательный мотив – делю детей на 2 команды и предлагаю посмотреть: кто справиться быстрей.

Игра «Прятки»

Цель: развивать внимание, память, закрепить состав числа в пределах десяти.

Для игры ставим стаканчик по кругу, под один из них прячем камешек, цифру.

Камешек находиться под стаканчиком с числом - ответом 8. Задача детей найти спрятанный предмет. А для того, что бы его найти, нужно решить примеры. Кто нашел – забирает себе. У кого больше – тот и победил!

А еще, стаканчики очень удобны в хранении, так как штабелируются и занимают очень мало места и в них можно вставить ложечки!

Математические интерактивные игры

Увлекательные интерактивные игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.  Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит; обогащается его духовный мир. А это все содействует общему и умственному развитию. Интерактивные игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представление детей о количестве, величине, геометрических фигурах.

Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый

педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья , который приумножит

количество прекрасных мгновений вашей жизни.

Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути.

Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого...

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....