Картотека "Подвижные игры для детей раннего возраста"
картотека (младшая группа)

Грушанина Елена Михайловна

Подвижные игры для детей раннего возраста

 

Дождик

Задачи. Обогащать двигательный опыт детей; вызывать желание играть со взрослыми; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.

Содержание игры. Дети сидят на стульчиках (это домики де­тей), положив ладошки под щечку. Взрослый говорит:

Дождик, дождик,                         Солнышко, солнышко,

Хватит тебе, дождик, лить,         Посвети немножко,

Сидят дома деточки,                   Выйдут детки погулять,

Словно птички в клеточке.         Станут бегать и играть.

Дети встают и бегают по группе, хлопают в ладошки, топают ножка­ми, прыгают или делают пружинку, подражая взрослому и проявляя свою самостоятельность. На слова взрослого «Опять пошел дождь» дети бегут в домики.

Птичка

Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать уско­ренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточ­ках. Взрослый поет:

Села птичка на окошко.          Посиди, не улетай,

Посиди у нас немножко,         Улетела птичка — аи!

После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышка­ми-руками.

Медведь и дети

Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответ­ствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных дей­ствий; поощрять самостоятельность детей.

Содержание игры. Роль медведя исполняет взрослый (один из родителей) или старший ребенок. Дети размещаются на одном конце или участка. Взрослый произносит слова:

Мишка по лесу гулял, 

Мишка деточек искал,   

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Медведь ходит по комнате и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Взрослый говорит:

Стали деточки плясать,          Мишка, Мишка, вставай,

Стали ножками стучать.         Наших деток догоняй.

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.

 

По ровненькой дорожке

Задачи. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать равновесие; укреплять стопу; учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения; поощрять самостоятельность, поддерживать уверенность в своих действиях.

Материал. Дорожки разной длины (1—2,5 м) и ширины (15— 30—60 см); мягкая, твердая, извилистая дорожка длиной 2 м, шириной 30—40 см.

Содержание игры. Взрослый произносит текст, а дети выпол­няют движения в соответствии с текстом:

1. По ровненькой дорожке,         (Идут по дорожке.)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, Раз-два, раз-два.

2.  По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам, Раз-два, раз-два.

3.  По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке. Устали наши ножки, Устали наши ножки. Вот наш дом,

В нем мы живем.

(Прыгают.)

(Останавливаются.

Вариант игры. Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твердую дорожку. Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например: «По мяг­кой дорожке шагают наши ножки...» И т. д.

 

 

Уточки и собачка

Задачи. Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и свер­стниками.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка-игрушка.

Содержание игры. Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:

Рано-рано утречком

Вышла мама-уточка

Поучить утят.        

Уж она их учит, учит!

 Вы плывите, ути-деточки,                

 Плавно в ряд.

(А. Барто)

Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит де­ток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник). Утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!                        Утки наши белые

Наших уток не пугай!                       Без того не смелые.

(И. Токмакова)

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. За­тем утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай! Наших уток не пугай! Лучше с нами поиграй.

Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)

 

Заинька

Задачи. Приучать детей слушать пение, понимать содержание пес­ни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подра­жание взрослому.

Содержание игры. Взрослый становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:

Заинька, топни ножкой,              Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!          Вот так, топни ножкой!

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:

Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись, Серенький, повернись!

Дети поворачиваются

Заинька, попляши, Серенький, попляши!

Вот так, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши!

Вот так, повернись, Вот так, повернись!

-2 раза, руки держат на поясе.

Вот так, попляши, Вот так, попляши!

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!

Вот так, поклонись, Вот так, поклонись!

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

При проведении игры количество куплетов можно сократить, осо­бенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома детям. Вначале мож­но взять только первый, второй и четвертый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов. Кроме того, когда малыши хорошо будут знать содержание песенки, можно выбрать одного ребенка — Заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движе­ния по тексту песенки.

Роль Заиньки нужно поручить смелому и активному ребенку, который не будет смущаться, выполняя движения. Если введена роль Заинь­ки, можно добавить еще один куплет:

Заинька, выбирай,               Вот так, выбирай,

Серенький, выбирай!          Вот так, выбирай!

Ребенок выбирает другого Заиньку, и игра повторяется. Песню взрослый должен петь не очень быстро, но и не медленно, так, чтобы пение соответствовало темпу движений детей.

 

Воронята

Задачи. Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением воронят, иг­рушка-собачка.

Содержание игры. Дети изображают воронят. Взрослый пока­зывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнез­дышки, а взрослый читает стихи:

Воронята крепко спят,               А проснутся на заре,

Все по гнездышкам сидят,         Будут каркать во дворе.

В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, скло­няют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просы­паются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:

Полетели, полетели, Воронята полетели, Кар-кар, кар-кар! Вышла Таня на дорожку, Воронятам сыплет крошки.

Воронята прилетали, Все до крошки поклевали. Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.

Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!»

Взрослый берет собачку и говорит:

Тузик по двору гулял, Вороняток испугал: «Ав-ав, ав-ав!»

Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.

 

Зайка беленький

Задачи. Обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; закреплять знания о цвете, форме; развивать внимание; под­держивать интерес к движениям; побуждать к самостоятельному выпол­нению движений; вызывать положительные эмоции.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги, квадраты из плотного картона или линолеума.

Содержание игры. Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначить кружками, квадратами, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики выполняют движения руками в соответствии со сло­вами:

1.  Зайка беленький сидит, Он ушами шевелит. Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

2.  Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.

3.  Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать.

4.  Кто-то зайку испугал, Зайка прыг... и убежал.

(Дети присаживаются на корточки в свободном построении и шевелят ру­ками, изображая ими уши зайца.)

(На слова «Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп» дети хлопают в ладоши.)

(На слова «Скок, скок, скок, скок» дети прыгают на месте.)

(Взрослый хлопает в ладоши. Зайки бегут в свои домики.)

Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли свои домики.

Вариант игры. Когда дети будут различать цвета и форму, взрослый может незаметно поменять местами домики.

 

 

Пчелки

Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.

Содержание игры. Дети изображают пчел, они бегают по ком­нате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Взрослый-пчела говорит:

Мишка-медведь идет, Мед у пчелок унесет, Пчелки, домой!

Пчелки летят в определенный угол комнаты — улей. Медведь, пере­валиваясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:

Этот улей — домик наш, Уходи, медведь, от нас, Ж-ж-ж-ж!

Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.

 

У медведя во бору

Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных направлениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действия детей.

Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведя вна­чале может выполнять взрослый. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети. Взрослый гово­рит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Взрослый читает стихо­творение:

У медведя во бору         А медведь сидит

 Грибы, ягоды беру,         И на нас рычит.

Когда взрослый скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.

 

Мышки-трусишки

Задачи. Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; разви­вать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.

Содержание игры. Дети изображают мышек-трусишек. На сло­ва взрослого (дети могут повторять) «Вышли мышки как-то раз посмот­реть, который час» мышки идут по комнате. «Раз-два, три-четыре, мыш­ки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен), убежали мышки вон» — дети убегают. Дети должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.

 

 

Птички в гнездышках

Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассып­ную; развивать внимание.

Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвы­шения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной сто­роне комнаты, площадки.

Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылета­ют из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!» рас­крывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся в гнездышки.

 

Кошка и цыплята

Задачи. Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать ин­терес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.

Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) — действуют по своему усмотрению.

Курочка квохчет: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продол­жает:

 

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.

Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки мож­но поручить наиболее активным из них.

Варианты игры

1.  Для обогащения двигательного опыта детей можно включать раз­нообразные, но уже знакомые им движения, например подлезание под веревку.

2.  Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету, ко­торые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно свой домик.

 

Пожалеем зайку

Задачи. Вызывать у детей положительную эмоциональную реак­цию; учить понимать зависимость между своими действиями и результа­том (позаботились о зайце, он не заболел); побуждать и поддерживать самостоятельные высказывания детей.

Материал. Игрушка-заяц, теплый шарф, кусочки морковки и ка­пусты.

Содержание игры. Игру хорошо провести на улице. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заме­тят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на него, спрашивает, кто это. Дети называют: «Зайка, заяц, зай­чик». Воспитатель предлагает узнать, что случилось с зайцем. Побужда­ет детей спросить, помогает им (проговаривают вместе вопрос, повто­ряют), поддерживает. Изображает разговор с зайцем. Говорит: «Вот что случилось, ребята:

Зайку бросила хозяйка —           Со скамейки слезть не мог,

Под дождем остался зайка,         Весь до ниточки промок.

(А. Бар то)

Что сделала хозяйка?» («Бросила зайку, бедный зайка промок, ему холодно»). Воспитатель выслушивает и поддерживает высказывания де­тей. Спрашивает: «Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? (Побуждает высказывания детей: «покормить», «со­греть» — дает образец слов-глаголов, дети повторяют.) Что любит заяц?» (Морковку, капусту.) Предлагает покормить зайца (дети с удо­вольствием это делают), спрашивает: «Чем мы кормим зайца?» (Мор­ковкой, капустой.) Сам подчеркивает интонацией эти слова. Далее пред­лагает согреть зайца, показывает теплый шарф, говорит: «Чем согреем зайца? Что это? (Шарф, теплый шарф.) Посмотрите, ребята, какой веселый стал заяц, он говорит всем ребяткам: «Спасибо, спасибо». Давайте попросим его станцевать, поплясать:

Заинька, попляши,             Зайка серый, попляши,

Серенький, попляши.         Твои ножки хороши!»

Очень хорошо, если дети будут какие-то слова повторять сами и плясать вместе с зайцем. Варианты игры

1.  .«Зайка-побегайка» (убежал из леса, заблудился  —  понима­ние простейшей взаимосвязи):  рассматривание внешнего вида:  ка­кой он, какие уши, ноги, хвостик; помогают зайцу найти дорогу в лес и т. п.

2.   В более старшем возрасте можно обыграть встречу с мамой-зайчихой, когда она ищет своих зайчат, а дети помогают ей.

3.  Подобные игры провести с другими игрушками (мишкой, лисой).

 

ИГРЫ ОСЕНЬЮ

 

Ранний возраст

 

Дождик

Задачи. Обогащать двигательный опыт детей; вызывать желание играть со взрослыми; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.

Содержание игры. Дети сидят на стульчиках (это домики де­тей), положив ладошки под щечку. Воспитатель говорит:

Дождик, дождик,                         Солнышко, солнышко,

Хватит тебе, дождик, лить,         Посвети немножко,

Сидят дома деточки,                   Выйдут детки погулять,

Словно птички в клеточке.         Станут бегать и играть.

Дети встают и бегают по группе, хлопают в ладошки, топают ножка­ми, прыгают или делают пружинку, подражая взрослому и проявляя свою самостоятельность. На слова воспитателя «Опять пошел дождь» дети бегут в домики.

 

Птичка

Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать уско­ренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточ­ках. Взрослый поет:

Села птичка на окошко.          Посиди, не улетай,

Посиди у нас немножко,         Улетела птичка — аи!

После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышка­ми-руками.

 

 

 

Зайка беленький

Задачи. Обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; закреплять знания о цвете, форме; развивать внимание; под­держивать интерес к движениям; побуждать к самостоятельному выпол­нению движений; вызывать положительные эмоции.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги, квадраты из плотного картона или линолеума.

Содержание игры. Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначить кружками, квадратами, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики выполняют движения руками в соответствии со сло­вами:

1.  Зайка беленький сидит, Он ушами шевелит. Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

2.  Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.

3.  Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать.

4.  Кто-то зайку испугал, Зайка прыг... и убежал.

(Дети присаживаются на корточки в свободном построении и шевелят ру­ками, изображая ими уши зайца.)

(На слова «Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп» дети хлопают в ладоши.)

(На слова «Скок, скок, скок, скок» дети прыгают на месте.)

(Взрослый хлопает в ладоши. Зайки бегут в свои домики.)

Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли свои домики.

Вариант игры. Когда дети будут различать цвета и форму, взрослый может незаметно поменять местами домики.

 

У медведя во бору

Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных направлениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действия детей.

Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведя вна­чале может выполнять взрослый, например помощник воспитателя. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель гово­рит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихо­творение:

У медведя во бору         А медведь сидит

 Грибы, ягоды беру,         И на нас рычит.

Когда воспитатель скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.

 

 

 

 

 

ИГРЫ ЗИМОЙ

 

Ранний возраст

 

Медведь и дети

Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответ­ствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных дей­ствий; поощрять самостоятельность детей.

Содержание игры. Роль медведя исполняет помощник воспи­тателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

Мишка по лесу гулял, 

Мишка деточек искал,   

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:

Стали деточки плясать,          Мишка, Мишка, вставай,

Стали ножками стучать.         Наших деток догоняй.

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.

 

Уточки и собачка

Задачи. Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и свер­стниками.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка-игрушка.

Содержание игры. Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:

Рано-рано утречком

Вышла мама-уточка

Поучить утят.         

Уж она их учит, учит!

 Вы плывите, ути-деточки,                

 Плавно в ряд.

(А. Барто)

Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит де­ток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребе­нок старшей группы). Утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!                        Утки наши белые

Наших уток не пугай!                       Без того не смелые.

(И. Токмакова)

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. За­тем утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай! Наших уток не пугай! Лучше с нами поиграй.

Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)

 

 

 

 

Заинька

Задачи. Приучать детей слушать пение, понимать содержание пес­ни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подра­жание взрослому.

Содержание игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:

Заинька, топни ножкой,              Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!          Вот так, топни ножкой!

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:

Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись, Серенький, повернись!

Дети поворачиваются

Заинька, попляши, Серенький, попляши!

Вот так, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши!

Вот так, повернись, Вот так, повернись!

-2 раза, руки держат на поясе.

Вот так, попляши, Вот так, попляши!

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!

Вот так, поклонись, Вот так, поклонись!

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

При проведении игры количество куплетов можно сократить, осо­бенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома детям. Вначале мож­но взять только первый, второй и четвертый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов. Кроме того, когда малыши хорошо будут знать содержание песенки, можно выбрать одного ребенка — Заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движе­ния по тексту песенки.

Роль Заиньки нужно поручить смелому и активному ребенку, который не будет смущаться, выполняя движения. Если введена роль Заинь­ки, можно добавить еще один куплет:

Заинька, выбирай,               Вот так, выбирай,

Серенький, выбирай!          Вот так, выбирай!

Ребенок выбирает другого Заиньку, и игра повторяется. Песню вос­питатель должен петь не очень быстро, но и не медленно, так, чтобы пение соответствовало темпу движений детей.

 

 

Воронята

Задачи. Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением воронят, иг­рушка-собачка.

Содержание игры. Дети изображают воронят. Взрослый пока­зывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнез­дышки, а взрослый читает стихи:

Воронята крепко спят,               А проснутся на заре,

Все по гнездышкам сидят,         Будут каркать во дворе.

В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, скло­няют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просы­паются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:

Полетели, полетели, Воронята полетели, Кар-кар, кар-кар! Вышла Таня на дорожку, Воронятам сыплет крошки.

Воронята прилетали, Все до крошки поклевали. Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.

Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!»

Взрослый берет собачку и говорит:

Тузик по двору гулял, Вороняток испугал: «Ав-ав, ав-ав!»

Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.

 

Кошка и цыплята

Задачи. Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать ин­терес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.

Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) — действуют по своему усмотрению.

Курочка квохчет: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продол­жает:

 

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.

Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки мож­но поручить наиболее активным из них.

Варианты игры

1.  Для обогащения двигательного опыта детей можно включать раз­нообразные, но уже знакомые им движения, например подлезание под веревку.

2.  Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету, ко­торые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно свой домик.

 

ИГРЫ ВЕСНОЙ

 

РАННИЙ ВОЗРАСТ

 

Пожалеем зайку

Задачи. Вызывать у детей положительную эмоциональную реак­цию; учить понимать зависимость между своими действиями и результа­том (позаботились о зайце, он не заболел); побуждать и поддерживать самостоятельные высказывания детей.

Материал. Игрушка-заяц, теплый шарф, кусочки морковки и ка­пусты.

Содержание игры. Игру хорошо провести на улице. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заме­тят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на него, спрашивает, кто это. Дети называют: «Зайка, заяц, зай­чик». Воспитатель предлагает узнать, что случилось с зайцем. Побужда­ет детей спросить, помогает им (проговаривают вместе вопрос, повто­ряют), поддерживает. Изображает разговор с зайцем. Говорит: «Вот что случилось, ребята:

Зайку бросила хозяйка —           Со скамейки слезть не мог,

Под дождем остался зайка,         Весь до ниточки промок.

(А. Бар то)

Что сделала хозяйка?» («Бросила зайку, бедный зайка промок, ему холодно»). Воспитатель выслушивает и поддерживает высказывания де­тей. Спрашивает: «Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? (Побуждает высказывания детей: «покормить», «со­греть» — дает образец слов-глаголов, дети повторяют.) Что любит заяц?» (Морковку, капусту.) Предлагает покормить зайца (дети с удо­вольствием это делают), спрашивает: «Чем мы кормим зайца?» (Мор­ковкой, капустой.) Сам подчеркивает интонацией эти слова. Далее пред­лагает согреть зайца, показывает теплый шарф, говорит: «Чем согреем зайца? Что это? (Шарф, теплый шарф.) Посмотрите, ребята, какой веселый стал заяц, он говорит всем ребяткам: «Спасибо, спасибо». Давайте попросим его станцевать, поплясать:

Заинька, попляши,             Зайка серый, попляши,

Серенький, попляши.         Твои ножки хороши!»

Очень хорошо, если дети будут какие-то слова повторять сами и плясать вместе с зайцем. Варианты игры

1.  .«Зайка-побегайка» (убежал из леса, заблудился  —  понима­ние простейшей взаимосвязи):  рассматривание внешнего вида:  ка­кой он, какие уши, ноги, хвостик; помогают зайцу найти дорогу в лес и т. п.

2.   В более старшем возрасте можно обыграть встречу с мамой-зайчихой, когда она ищет своих зайчат, а дети помогают ей.

3.  Подобные игры провести с другими игрушками (мишкой, лисой).

 

Пчелки

Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.

Содержание игры. Дети изображают пчел, они бегают по ком­нате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Воспитатель-пчела говорит:

Мишка-медведь идет, Мед у пчелок унесет, Пчелки, домой!

Пчелки летят в определенный угол комнаты — улей. Медведь, пере­валиваясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:

Этот улей — домик наш, Уходи, медведь, от нас, Ж-ж-ж-ж!

Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.

 

 

Птички в гнездышках

Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассып­ную; развивать внимание.

Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвы­шения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной сто­роне комнаты, площадки.

Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылета­ют из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!» рас­крывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся в гнездышки.

 

Мышки-трусишки

Задачи. Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; разви­вать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.

Содержание игры. Дети изображают мышек-трусишек. На сло­ва взрослого (дети могут повторять) «Вышли мышки как-то раз посмот­реть, который час» мышки идут по группе. «Раз-два, три-четыре, мыш­ки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен), убежали мышки вон» — дети убегают. Дети должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_detey_rannego_vozrasta.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры для детей раннего возраста

Дождик

Задачи. Обогащать двигательный опыт детей; вызывать желание играть со взрослыми; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.

Содержание игры. Дети сидят на стульчиках (это домики детей), положив ладошки под щечку. Взрослый говорит:

Дождик, дождик,                         Солнышко, солнышко,

Хватит тебе, дождик, лить,         Посвети немножко,

Сидят дома деточки,                   Выйдут детки погулять,

Словно птички в клеточке.         Станут бегать и играть.

Дети встают и бегают по группе, хлопают в ладошки, топают ножками, прыгают или делают пружинку, подражая взрослому и проявляя свою самостоятельность. На слова взрослого «Опять пошел дождь» дети бегут в домики.

Птичка

Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:

Села птичка на окошко.          Посиди, не улетай,

Посиди у нас немножко,         Улетела птичка — аи!

После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.

Медведь и дети

Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.

Содержание игры. Роль медведя исполняет взрослый (один из родителей) или старший ребенок. Дети размещаются на одном конце или участка. Взрослый произносит слова:

Мишка по лесу гулял,  

Мишка деточек искал,    

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Медведь ходит по комнате и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Взрослый говорит:

Стали деточки плясать,          Мишка, Мишка, вставай,

Стали ножками стучать.         Наших деток догоняй.

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.

По ровненькой дорожке

Задачи. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать равновесие; укреплять стопу; учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения; поощрять самостоятельность, поддерживать уверенность в своих действиях.

Материал. Дорожки разной длины (1—2,5 м) и ширины (15— 30—60 см); мягкая, твердая, извилистая дорожка длиной 2 м, шириной 30—40 см.

Содержание игры. Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом:

1. По ровненькой дорожке,         (Идут по дорожке.)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, Раз-два, раз-два.

2.  По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам, Раз-два, раз-два.

3.  По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке. Устали наши ножки, Устали наши ножки. Вот наш дом,

В нем мы живем.

(Прыгают.)

(Останавливаются.

Вариант игры. Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твердую дорожку. Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например: «По мягкой дорожке шагают наши ножки...» И т. д.

Уточки и собачка

Задачи. Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка-игрушка.

Содержание игры. Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:

Рано-рано утречком

Вышла мама-уточка

Поучить утят.        

Уж она их учит, учит!

 Вы плывите, ути-деточки,                

 Плавно в ряд.

(А. Барто)

Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник). Утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!                        Утки наши белые

Наших уток не пугай!                       Без того не смелые.

(И. Токмакова)

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. Затем утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай! Наших уток не пугай! Лучше с нами поиграй.

Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)

Заинька

Задачи. Приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подражание взрослому.

Содержание игры. Взрослый становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:

Заинька, топни ножкой,              Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!          Вот так, топни ножкой!

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:

Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись, Серенький, повернись!

Дети поворачиваются

Заинька, попляши, Серенький, попляши!

Вот так, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши!

Вот так, повернись, Вот так, повернись!

-2 раза, руки держат на поясе.

Вот так, попляши, Вот так, попляши!

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!

Вот так, поклонись, Вот так, поклонись!

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

При проведении игры количество куплетов можно сократить, особенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома детям. Вначале можно взять только первый, второй и четвертый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов. Кроме того, когда малыши хорошо будут знать содержание песенки, можно выбрать одного ребенка — Заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песенки.

Роль Заиньки нужно поручить смелому и активному ребенку, который не будет смущаться, выполняя движения. Если введена роль Заиньки, можно добавить еще один куплет:

Заинька, выбирай,               Вот так, выбирай,

Серенький, выбирай!          Вот так, выбирай!

Ребенок выбирает другого Заиньку, и игра повторяется. Песню взрослый должен петь не очень быстро, но и не медленно, так, чтобы пение соответствовало темпу движений детей.

Воронята

Задачи. Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением воронят, игрушка-собачка.

Содержание игры. Дети изображают воронят. Взрослый показывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнездышки, а взрослый читает стихи:

Воронята крепко спят,               А проснутся на заре,

Все по гнездышкам сидят,         Будут каркать во дворе.

В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:

Полетели, полетели, Воронята полетели, Кар-кар, кар-кар! Вышла Таня на дорожку, Воронятам сыплет крошки.

Воронята прилетали, Все до крошки поклевали. Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.

Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!»

Взрослый берет собачку и говорит:

Тузик по двору гулял, Вороняток испугал: «Ав-ав, ав-ав!»

Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.

Зайка беленький

Задачи. Обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; закреплять знания о цвете, форме; развивать внимание; поддерживать интерес к движениям; побуждать к самостоятельному выполнению движений; вызывать положительные эмоции.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги, квадраты из плотного картона или линолеума.

Содержание игры. Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначить кружками, квадратами, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики выполняют движения руками в соответствии со словами:

1.  Зайка беленький сидит, Он ушами шевелит. Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

2.  Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.

3.  Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать.

4.  Кто-то зайку испугал, Зайка прыг... и убежал.

(Дети присаживаются на корточки в свободном построении и шевелят руками, изображая ими уши зайца.)

(На слова «Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп» дети хлопают в ладоши.)

(На слова «Скок, скок, скок, скок» дети прыгают на месте.)

(Взрослый хлопает в ладоши. Зайки бегут в свои домики.)

Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли свои домики.

Вариант игры. Когда дети будут различать цвета и форму, взрослый может незаметно поменять местами домики.

Пчелки

Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.

Содержание игры. Дети изображают пчел, они бегают по комнате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Взрослый-пчела говорит:

Мишка-медведь идет, Мед у пчелок унесет, Пчелки, домой!

Пчелки летят в определенный угол комнаты — улей. Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:

Этот улей — домик наш, Уходи, медведь, от нас, Ж-ж-ж-ж!

Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.

У медведя во бору

Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных направлениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действия детей.

Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведя вначале может выполнять взрослый. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети. Взрослый говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Взрослый читает стихотворение:

У медведя во бору         А медведь сидит

 Грибы, ягоды беру,         И на нас рычит.

Когда взрослый скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.

Мышки-трусишки

Задачи. Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.

Содержание игры. Дети изображают мышек-трусишек. На слова взрослого (дети могут повторять) «Вышли мышки как-то раз посмотреть, который час» мышки идут по комнате. «Раз-два, три-четыре, мышки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен), убежали мышки вон» — дети убегают. Дети должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.

Птички в гнездышках

Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную; развивать внимание.

Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной стороне комнаты, площадки.

Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!» раскрывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся в гнездышки.

Кошка и цыплята

Задачи. Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.

Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) — действуют по своему усмотрению.

Курочка квохчет: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.

Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.

Варианты игры

1.  Для обогащения двигательного опыта детей можно включать разнообразные, но уже знакомые им движения, например подлезание под веревку.

2.  Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету, которые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно свой домик.

Пожалеем зайку

Задачи. Вызывать у детей положительную эмоциональную реакцию; учить понимать зависимость между своими действиями и результатом (позаботились о зайце, он не заболел); побуждать и поддерживать самостоятельные высказывания детей.

Материал. Игрушка-заяц, теплый шарф, кусочки морковки и капусты.

Содержание игры. Игру хорошо провести на улице. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заметят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на него, спрашивает, кто это. Дети называют: «Зайка, заяц, зайчик». Воспитатель предлагает узнать, что случилось с зайцем. Побуждает детей спросить, помогает им (проговаривают вместе вопрос, повторяют), поддерживает. Изображает разговор с зайцем. Говорит: «Вот что случилось, ребята:

Зайку бросила хозяйка —           Со скамейки слезть не мог,

Под дождем остался зайка,         Весь до ниточки промок.

(А. Бар то)

Что сделала хозяйка?» («Бросила зайку, бедный зайка промок, ему холодно»). Воспитатель выслушивает и поддерживает высказывания детей. Спрашивает: «Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? (Побуждает высказывания детей: «покормить», «согреть» — дает образец слов-глаголов, дети повторяют.) Что любит заяц?» (Морковку, капусту.) Предлагает покормить зайца (дети с удовольствием это делают), спрашивает: «Чем мы кормим зайца?» (Морковкой, капустой.) Сам подчеркивает интонацией эти слова. Далее предлагает согреть зайца, показывает теплый шарф, говорит: «Чем согреем зайца? Что это? (Шарф, теплый шарф.) Посмотрите, ребята, какой веселый стал заяц, он говорит всем ребяткам: «Спасибо, спасибо». Давайте попросим его станцевать, поплясать:

Заинька, попляши,             Зайка серый, попляши,

Серенький, попляши.         Твои ножки хороши!»

Очень хорошо, если дети будут какие-то слова повторять сами и плясать вместе с зайцем. Варианты игры

1.  .«Зайка-побегайка» (убежал из леса, заблудился  —  понимание простейшей взаимосвязи):  рассматривание внешнего вида:  какой он, какие уши, ноги, хвостик; помогают зайцу найти дорогу в лес и т. п.

2.   В более старшем возрасте можно обыграть встречу с мамой-зайчихой, когда она ищет своих зайчат, а дети помогают ей.

3.  Подобные игры провести с другими игрушками (мишкой, лисой).


ИГРЫ ОСЕНЬЮ

Ранний возраст

Дождик

Задачи. Обогащать двигательный опыт детей; вызывать желание играть со взрослыми; поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.

Содержание игры. Дети сидят на стульчиках (это домики детей), положив ладошки под щечку. Воспитатель говорит:

Дождик, дождик,                         Солнышко, солнышко,

Хватит тебе, дождик, лить,         Посвети немножко,

Сидят дома деточки,                   Выйдут детки погулять,

Словно птички в клеточке.         Станут бегать и играть.

Дети встают и бегают по группе, хлопают в ладошки, топают ножками, прыгают или делают пружинку, подражая взрослому и проявляя свою самостоятельность. На слова воспитателя «Опять пошел дождь» дети бегут в домики.

Птичка

Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:

Села птичка на окошко.          Посиди, не улетай,

Посиди у нас немножко,         Улетела птичка — аи!

После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.

Зайка беленький

Задачи. Обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; закреплять знания о цвете, форме; развивать внимание; поддерживать интерес к движениям; побуждать к самостоятельному выполнению движений; вызывать положительные эмоции.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги, квадраты из плотного картона или линолеума.

Содержание игры. Дети изображают зайчиков и занимают свои домики, которые можно обозначить кружками, квадратами, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики выполняют движения руками в соответствии со словами:

1.  Зайка беленький сидит, Он ушами шевелит. Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

2.  Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.

3.  Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать.

4.  Кто-то зайку испугал, Зайка прыг... и убежал.

(Дети присаживаются на корточки в свободном построении и шевелят руками, изображая ими уши зайца.)

(На слова «Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп» дети хлопают в ладоши.)

(На слова «Скок, скок, скок, скок» дети прыгают на месте.)

(Взрослый хлопает в ладоши. Зайки бегут в свои домики.)

Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли свои домики.

Вариант игры. Когда дети будут различать цвета и форму, взрослый может незаметно поменять местами домики.

У медведя во бору

Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных направлениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действия детей.

Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведя вначале может выполнять взрослый, например помощник воспитателя. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихотворение:

У медведя во бору         А медведь сидит

 Грибы, ягоды беру,         И на нас рычит.

Когда воспитатель скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.


ИГРЫ ЗИМОЙ

Ранний возраст

Медведь и дети

Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.

Содержание игры. Роль медведя исполняет помощник воспитателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

Мишка по лесу гулял,  

Мишка деточек искал,    

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:

Стали деточки плясать,          Мишка, Мишка, вставай,

Стали ножками стучать.         Наших деток догоняй.

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.

Уточки и собачка

Задачи. Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка-игрушка.

Содержание игры. Взрослый берет на себя роль утки-мамы, а дети изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать:

Рано-рано утречком

Вышла мама-уточка

Поучить утят.        

Уж она их учит, учит!

 Вы плывите, ути-деточки,                

 Плавно в ряд.

(А. Барто)

Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребенок старшей группы). Утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!                        Утки наши белые

Наших уток не пугай!                       Без того не смелые.

(И. Токмакова)

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. Затем утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай! Наших уток не пугай! Лучше с нами поиграй.

Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным. (Дети угощают собачку.)

Заинька

Задачи. Приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подражание взрослому.

Содержание игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:

Заинька, топни ножкой,              Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!          Вот так, топни ножкой!

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:

Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись, Серенький, повернись!

Дети поворачиваются

Заинька, попляши, Серенький, попляши!

Вот так, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши!

Вот так, повернись, Вот так, повернись!

-2 раза, руки держат на поясе.

Вот так, попляши, Вот так, попляши!

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!

Вот так, поклонись, Вот так, поклонись!

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

При проведении игры количество куплетов можно сократить, особенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома детям. Вначале можно взять только первый, второй и четвертый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов. Кроме того, когда малыши хорошо будут знать содержание песенки, можно выбрать одного ребенка — Заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песенки.

Роль Заиньки нужно поручить смелому и активному ребенку, который не будет смущаться, выполняя движения. Если введена роль Заиньки, можно добавить еще один куплет:

Заинька, выбирай,               Вот так, выбирай,

Серенький, выбирай!          Вот так, выбирай!

Ребенок выбирает другого Заиньку, и игра повторяется. Песню воспитатель должен петь не очень быстро, но и не медленно, так, чтобы пение соответствовало темпу движений детей.

Воронята

Задачи. Упражнять в беге; развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением воронят, игрушка-собачка.

Содержание игры. Дети изображают воронят. Взрослый показывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнездышки, а взрослый читает стихи:

Воронята крепко спят,               А проснутся на заре,

Все по гнездышкам сидят,         Будут каркать во дворе.

В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:

Полетели, полетели, Воронята полетели, Кар-кар, кар-кар! Вышла Таня на дорожку, Воронятам сыплет крошки.

Воронята прилетали, Все до крошки поклевали. Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.

Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук!»

Взрослый берет собачку и говорит:

Тузик по двору гулял, Вороняток испугал: «Ав-ав, ав-ав!»

Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.

Кошка и цыплята

Задачи. Совершенствовать бег, влезание и слезание с предметов; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным, развивать воображение.

Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы высотой 10 см) — действуют по своему усмотрению.

Курочка квохчет: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

На последние слова цыплята убегают от кошки, а она пытается их догнать.

Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.

Варианты игры

1.  Для обогащения двигательного опыта детей можно включать разнообразные, но уже знакомые им движения, например подлезание под веревку.

2.  Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету, которые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно свой домик.


ИГРЫ ВЕСНОЙ

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Пожалеем зайку

Задачи. Вызывать у детей положительную эмоциональную реакцию; учить понимать зависимость между своими действиями и результатом (позаботились о зайце, он не заболел); побуждать и поддерживать самостоятельные высказывания детей.

Материал. Игрушка-заяц, теплый шарф, кусочки морковки и капусты.

Содержание игры. Игру хорошо провести на улице. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заметят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на него, спрашивает, кто это. Дети называют: «Зайка, заяц, зайчик». Воспитатель предлагает узнать, что случилось с зайцем. Побуждает детей спросить, помогает им (проговаривают вместе вопрос, повторяют), поддерживает. Изображает разговор с зайцем. Говорит: «Вот что случилось, ребята:

Зайку бросила хозяйка —           Со скамейки слезть не мог,

Под дождем остался зайка,         Весь до ниточки промок.

(А. Бар то)

Что сделала хозяйка?» («Бросила зайку, бедный зайка промок, ему холодно»). Воспитатель выслушивает и поддерживает высказывания детей. Спрашивает: «Как можно пожалеть зайку? Что надо сделать, чтобы он не заболел? (Побуждает высказывания детей: «покормить», «согреть» — дает образец слов-глаголов, дети повторяют.) Что любит заяц?» (Морковку, капусту.) Предлагает покормить зайца (дети с удовольствием это делают), спрашивает: «Чем мы кормим зайца?» (Морковкой, капустой.) Сам подчеркивает интонацией эти слова. Далее предлагает согреть зайца, показывает теплый шарф, говорит: «Чем согреем зайца? Что это? (Шарф, теплый шарф.) Посмотрите, ребята, какой веселый стал заяц, он говорит всем ребяткам: «Спасибо, спасибо». Давайте попросим его станцевать, поплясать:

Заинька, попляши,             Зайка серый, попляши,

Серенький, попляши.         Твои ножки хороши!»

Очень хорошо, если дети будут какие-то слова повторять сами и плясать вместе с зайцем. Варианты игры

1.  .«Зайка-побегайка» (убежал из леса, заблудился  —  понимание простейшей взаимосвязи):  рассматривание внешнего вида:  какой он, какие уши, ноги, хвостик; помогают зайцу найти дорогу в лес и т. п.

2.   В более старшем возрасте можно обыграть встречу с мамой-зайчихой, когда она ищет своих зайчат, а дети помогают ей.

3.  Подобные игры провести с другими игрушками (мишкой, лисой).

Пчелки

Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.

Содержание игры. Дети изображают пчел, они бегают по комнате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Воспитатель-пчела говорит:

Мишка-медведь идет, Мед у пчелок унесет, Пчелки, домой!

Пчелки летят в определенный угол комнаты — улей. Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:

Этот улей — домик наш, Уходи, медведь, от нас, Ж-ж-ж-ж!

Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.

Птички в гнездышках

Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную; развивать внимание.

Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной стороне комнаты, площадки.

Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!» раскрывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся в гнездышки.

Мышки-трусишки

Задачи. Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.

Содержание игры. Дети изображают мышек-трусишек. На слова взрослого (дети могут повторять) «Вышли мышки как-то раз посмотреть, который час» мышки идут по группе. «Раз-два, три-четыре, мышки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен), убежали мышки вон» — дети убегают. Дети должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.