Педчас "Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста"
презентация
Читайте сказки детям!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_v_rabote_s_detmi_rv.pdf | 1.34 МБ |
pedagogicheskiy_chas.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Педагогический час
«Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста» |
Подготовила:
Мачинская Татьяна Васильевна,
старший воспитатель
МБДОУ ДС №1 СП «Ладушки»
Слайд 2.
«У кого в детстве не бывает сказки,
тот вырастает сухим, колючим человеком,
и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,
и укалываются как о лист осота»
И. Токмакова
Слайд 3. Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних.
Когда появились (1) волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с тех пор они практически не изменились: те же (2) герои, те же (3) сюжеты, понятные людям (4) разных культур и всех возрастов. В сказке не просто происходят занимательные истории: они внушают нам некие установки, так как обращены непосредственно к подсознанию человека. С помощью сказок родители передают ребенку ценности и убеждения, (5) обычаи и способы поведения. Но самое главное – с помощью сказок они ненавязчиво формируют сценарий, по которому будет развиваться вся дальнейшая жизнь малыша. Через сказку легко объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". В сказке все герои делятся на (6) хороших и (7) плохих, добрых и злых. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир.
Слайд 4. Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний, первые представления о (1) времени и пространстве, о (2) связи человека с природой, с (3) предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступкам. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.
Мир сказки полон (4) «живых предметов», (5) необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.
Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. [1]
Слайд 5. Именно поэтому сказкотерапия - самый детский метод. Чем сказка отличается от сказкотерапии?
Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Слайд 6. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).
Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.
Слайд 7.
Классификация сказок
Сказки можно разделить на следующие виды:
- дидактические,
- медитативные,
- психотерапевтические,
- художественные сказки.
Художественные в свою очередь подразделяются на:
- народные,
- бытовые,
- страшные,
- волшебные,
- сказки о животных.
Слайд 8. Теперь рассмотрим каждый вид подробнее:
•дидактическая сказка: самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Она повествует о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
•художественная сказка: знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
•диагностическая сказка: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
•профилактическая сказка: сюда можно отнести сказки для чтения, служащие накоплению ребенком знаний;
•медитативная сказка: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).
Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.
Слайд 9. Функции сказки
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, развивающе-терапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функции сказки.
1. Функция социализации. Социализирующая функция – приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
2. Креативная. Креативная функция – это способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
3. Голографическая. Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
- способность сказки в малом являть большое;
- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо – земля – подземный мир; прошлое – настоящее – будущее);
- способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
4. Развивающее – терапевтическая. Развивающе – терапевтическая функция – воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
5. Культурно – этническая. Культурно-этническая функция – приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
6. Лексико – образная. Лексико-образная функция – формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.
Слайд 10. Задачи сказкотерапии
- Развитие речи
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения
- Снижение импульсивности и тревожности
- Развитие навыков взаимодействия
- Развитие внимания, восприятия, воображения
- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений
- Облегчение адаптационного периода.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
Слайд 11. Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии
Этапы работы | Игровые приёмы |
Познавательно – аффективная ориентировка | Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения. |
Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций
| Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию |
Выражение замещающей потребности | Для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров |
Слайд 12. Методы и приемы, используемые в раннем возрасте
Метод сказкотерапии реализуется через театрализованную деятельность как НОД, как часть НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. Кроме этого каждый день недели может иметь свою тему дня, например, (понедельник - день ЗОЖ; вторник - день ОБЖ, ПДД; среда - день познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности; четверг - человек в истории и культуре; пятница - день театрализованной деятельности). В эти дни деятельность воспитанников тесно связана с темой дня. В работе предполагается использовать следующие виды деятельности:
- Игра-инсценировка (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности)
- Сказка на песке (помогает снятию эмоционального и мышечного напряжения, преодолению стрессовых состояний у детей в период адаптации и посещения ДОУ)
- Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь)
- Сказка на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу)
- Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей помогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук)
-Импровизация (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации)
- Игра-имитация (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям)
- Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения)
Как мы видим, из выше сказанного, в работе используются все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Фонд сказок состоит из произведений, рекомендуемых программой, подбирается по типу характера, но для этого возраста наиболее характерны сказки о животных. Для запоминания рекомендуется использовать пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.
Иногда, утренний прием эффективно осуществлять с участием персонажа. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.
Элементы сказкотерапии, театрализованной деятельности включаются во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность.
Слайд 13. Вывод
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным.
- Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.
- Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике.
- Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить, развивает.
- Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.
Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Сказкотерапия полезна всем!
Список литературы:
- Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998. -352 с.
- Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с.
- Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
- Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....
Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...
Обмен опытом по работе с детьми раннего возраста с ЗПР. Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: «Цыплята на лугу».
Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: "Цыплята на лугу"...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста
Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...
Консультация для воспитателя группы раннего возраста "Особенности работы с детьми раннего возраста".
Дети раннего возраста требуют особой заботы и внимания. Воспитателю на группе необходимо заменить маленькому ребенку маму, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям....
Взаимодействие специалистов в работе с детьми раннего возраста и детьми с ОВЗ в Службе ранней помощи.
В статье представлен опыт работы в Службе ранней помощи....