«Рисование с использованием нетрадиционных техник, как средство развития творческих способностей детей»
учебно-методический материал (старшая группа)

Рисование является одним из важнейших средств познания мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Астафьевский детский сад»

663641; Канский район, с. Аствфьевка, ул. Пионерская, 12

тел. (839-161)72-5-25

План по самообразованию

Суровцевой Оксаны Викторовны

Тема:

«Рисование с использованием нетрадиционных техник, как средство развития творческих способностей детей»

с.Астафьевка

2020-2021г.

Общие сведения:

Ф.И.О. педагога: Суровцева Оксана Викторовна

Образование: среднее- специальное

Стаж педагогической работы: 16 лет

Квалификационная категория - нет

Тема самообразования: «Рисование с использованием нетрадиционных техник, как средство развития творческих способностей детей»

Дата начала работы: 01.09.2020г.

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2021г.

Актуальность темы

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

  которые питает источник творческой мысли.

 Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

 тем умнее ребёнок”.

 (В.А. Сухомлинский)

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует.  С самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И.Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста. Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует

наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,

выражению индивидуальности

Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование это естественная потребность ребёнка и у него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства посредства нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

       Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания.    Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

        Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором  гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

       Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

       Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

 Распределение техники по возрастным группам.

  В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- с помощью ватных дисков;

- кляксография с трубочкой .

 рисование песком;

 рисование мыльными пузырями;

 рисование мятой бумагой;

 кляксография с трубочкой;

 монотипия пейзажная;

 печать по трафарету;

 монотипия предметная;

 пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Цель:

•        Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с дошкольниками , педагогами , родителями по теме самообразования

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

•        Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства развития творческих способностей;

•        Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;

•        Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

•        Систематизировать изученную литературу;

•        Развивать уверенность в своих силах;

•        Развивать пространственное мышление;

•        Учить детей свободно выражать свой замысел;

•        Побуждать детей к творческим поискам и решениям;

•        Учить детей работать с разнообразным материалом;

•        Развивать чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

•        Развивать мелкую моторику рук;

•        Развивать творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

Ожидаемые результаты:

•        формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

•        умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

•        повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Методическая работа

-   изучение методической литературы по теме:

Самореализация:

- Обобщить опыт по исследуемой теме ( наглядность  и т.д.)

Форма отчета по проделанной работе:

- организация выставки работ

- отчет по теме самообразования

- участие в конкурсах.

Этапы работы:

1)Информационно – аналитический.

Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. Составление плана по самообразованию.

2)Практический.

Составление плана работы с детьми по теме самообразования и внедрение в практику. Корректировка работы.

3)Подведение итогов

Представление опыта работы по теме, творческая выставка работ.

План работы по теме самообразования

Этапы работы                

Содержание работы

Сроки проведения        

Изучение  методической

литературы и нормативно- правовой

документации

ФГОС дошкольного образования

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

См. список литературы

сентябрь

Создание необходимой

Развивающей предметно-

пространственной среды

Приобретение необходимого оборудования и инвентаря для занятий. Создание раздаточного материала,

карточек, иллюстраций

Сентябрь-

декабрь

Представление

опыта работы по теме

Проведение непосредственной образовательной деятельности для педагогов. Конспект НОД по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования - ватными палочками. "Подснежник"

апрель

Предоставление

информации для родителей по данной теме

Рекомендации, анкетирование, консультации, беседы, памятки,  родительское собрание

В течении года

Совместное

оформление выставок

Выставка работ детей

В течении года

Диагностика детей

Проведение диагностических

наблюдений

Сентябрь, май

Перспективный план работы с детьми на 2020 – 2021 учебный год

Октябрь

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Социально-коммуникативное

Беседа «Знакомство детей с искусством»

Беседа о цветах

Игра «Волшебные кляксы»

«Букет осени»

С-р игра «Детский сад»

Изучение в уголке для рисования рисунков, изображенных в различных техниках рисования

Ноябрь

  • Познавательное развитие

  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

«Дождливый день»

(рисование по мокрому листу)

«Хохломские ягоды» (рисование пальчиками)

Игра «Запомни картинки»

Декабрь

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие

  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Беседа о русских художниках

«И плывут по небу облака»

(рисование по мокрому листу)

Игра с цветом

«Морозные узоры»

кляксография

Выставка картин Русских художников

Январь

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие

Беседа «Монотипия» с элементами рисования

«Снежинки» (Рисование методом тычка)

«Метель»  совместный рисунок с родителями с применением метода кляксографии

Февраль

  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие
  • Физкультурное развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

«Весёлый снеговик»

Рисование пальчиками.

«Виды изобразительного искусства»

Игра «Найди цвет»

«Зима» (набрызг)

Повторяем цвета радуги «Рисуем пальчиками»

Матр

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Физкультурное развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Социально-коммуникативное развитие

«Открытка для мамы» (Печать по трафарету + рисование пальчиками)

«Ранняя весна» (Монотипия пейзажная)

Настольно-печатные игры

«Подснежники» (пластилиновая живопись)

«Ветка с листочками» (Оттиск печатками)

Чтение сказки «Цветик-семицветик» дома

Апрель

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физкультурное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

«Черепашка» (Восковые карандаши + акварель)

«Пингвины на льдинах» (Печать по трафарету)

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Игра «Кляксы»

Знакомство с новой техникой «Рисование клеем»

Сюжетно-ролевые игры дома совместно с родителями (семья

Май

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

«Салют в День Победы» (Набрызг)

«Бабочка» (Монотипия предметная)

«Цветущая ветка» (пластилиновая живопись)

Сроки реализации

Работа с родителями

Работа с педагогами

Октябрь

Консультация "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".        

Консультация "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"

Ноябрь

Выставка работ "Рисуем штрихами вместе с детьми"

Обмен опытом

Декабрь

Консультация «Роль искусства в жизни детей»

Январь

Совместное творчество родителей и детей.

Обмен опытом.

Февраль

Совместное творчество родителей и детей.

Пригласить коллег на выставку «Поет зима, аукает…»

Март

Творческая выставка для мамы

Апрель

Совместное творчество родителей и детей

Май

Итоговая выставка всех работ

Приглашение на выставку «Весенняя сказка»

Используемая литература

1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет:  Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г.

2. «Воспитатель» - №5 2009 г.

3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г.

5. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

6. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

7. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.

8. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981

9. Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

10. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.

11. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие

для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

12. Одинокова Г. Ю.Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006г.

13. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008.

14. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом

тычка с детьми 3-7 лет»

15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004

16. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская статья Использование нетрадиционной техники граттаж в развитии творческих способностей детей

Авторская статья "Использование нетрадиционной техники граттаж в развитии творческих способностей детей"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей детей и совершенствования психических процессов »

Программа направлена на формирование у детей эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, а также на развитие эмоционально-чувственного мира ребенка....

Обобщение опыта работы на тему: "Использование нетрадиционной техники аппликации как развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

                                 Обобщение опыта работы на тему«Использование нетрадиционных техник ап...