Создание благоприятного психологического климата в группе ДОУ.
материал

Школьная Вера Николаевна

 

Главным критерием благоприятного психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический настрой на образовательную деятельность – одно из слагаемых повышения качества обучения.

 В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

 Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.

 Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

 В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.

К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, жалобы родителей на поведение педагогов, конфликтные ситуации, возникающие в образовательном процессе. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на занятиях приводит к нервным срывам.

Задача детского сада — создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.  

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.

В современных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий  

 Ничему меня не научит

 Тот, кто тычет, талдычит и жучит…  

Сегодня очень важно найти, поддержать и развить личность, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире людей. Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда. Нельзя разработать одно занятие, которое принесет успех всем детям, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому нашему воспитаннику. И зависит успех каждого ребенка от нас.

 Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

 Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В группе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру педагога в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.  

Создание положительного настроя влечет за собой ситуацию успеха.

Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

 С психологической точки зрения успех  — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

Ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Вдумайтесь в эти слова.

Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

 Задача педагога организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта в группе.

Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Благоприятный климат на занятии зависит от многих и многих факторов. Педагогу важно помнить, что психологический климат в образовательной деятельности начинается создаваться вне занятия. Отношение детей к педагогу – это важнейший критерий психологической  атмосферы занятия. Как педагог относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими педагогами, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие педагога на воспитанников и на их отношение к нему.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату. Педагог должен быть с хорошим бодрым настроем. Начинать занятие энергично. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей. Включить ребят в работу — важная задача педагога. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой: утренняя зарядка под музыку, разные веселые вопросы-загадки,

Свое сообщение мне хотелось бы закончить притчей.  

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

 В наших руках возможность создать в группе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно «как дома».

Памятка педагогу.

 – Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

 – Не навреди! Ищи в детях хорошее.

 – Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.

 – Не приписывай успех себе, а вину ребенку.

 – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

 – На занятии создавай ситуацию успеха.

 – Не кричи, не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах.

 – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

 – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

 – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

 – Оценивай поступок, а не личность.

 – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятного психологического климата в группе

Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастьеВ. А. Сухомлинский...

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ

Ввести ребенка в мир человеческих отношений -одна из важных задач воспитания личности ребенкадошкольного возраста. Детей надо приучать жить средилюдей,  формируя у них определенные психологически...

Игры, упражнения для сплочения детей и создания благоприятного психологического климата в группе

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать сво...

Памятка "Игры и упражнения на сплочения детей и создания благоприятного психологического климата в группе"

В памятке представлены игры и упражнения на сплочение детей и создания благоприятного психологического климата в группе. Материал будет полезен воспитателям....

КАРТОТЕКА ИГР на создание благоприятного психологического климата в группе

КАРТОТЕКА ИГР на создание благоприятного психологического климата в группе...