Создание благоприятного психологического климата в группе
статья ( группа) на тему

Полосина Анна Юрьевна

 

Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье

В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы педагога Полосиной Анны Юрьевны по созданию

благоприятного психологического климата в группе

Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье

В. А. Сухомлинский

Решающим условием положительного взаимодействия между педагогами и родителями являются доверительные отношения, а также наличие у родителей живого интереса к процессу воспитания.

Для улучшения психологического климата в группе, взаимодействия между воспитанниками, укрепления  детско-родительских отношений, возникла идея о разработке и применении нетрадиционных методов. Их реализация требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

В нашей работе мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. Одним из них является метод «Утяша-Познаваша идет в гости». Его целью является воспитание нравственных качеств, развитие навыков общения и взаимодействия, обогащение эмоциональной сферы детей. У игрушки Утяши нет своего домика, она живет в группе, вместе с ребятами ходит на занятия, наблюдает за их повседневной деятельностью. А на выходные её приглашают погостить в одну из семей для того, чтобы показать, как можно весело и интересно провести выходные дни с родителями. После этого дети с фотоотчетом приходят в группу и рассказывают, как замечательно они провели время вместе. Таким образом, у воспитанников формируется опыт, позволяющий развить представление о себе и других людях (сложность и многообразие их внутреннего мира, отношений).        

Также неоценимый вклад в укрепление детско-родительских отношений вносят разнообразные костюмированные  вечеринки с последующим чаепитием, проводимые совместно  с родителями.

При таком комплексном подходе, совместное участие родителей в воспитательном процессе существенно увеличивается.

Незаменимы игры, целью которых является сплочение детского коллектива, значительно улучшающие моральный климат в группе. Это игры, которые помогают педагогу научить детей: устанавливать доверительный контакт между сверстниками; чувствовать состояние и настроение; согласовывать свои действия с партнером по общению; понять чувства другого ребенка и готовность оказать эмоциональную поддержку.

«Ветер дует на того…». Цель игры: развитие умения выделять индивидуальные особенности сверстников.

«Разговор через стекло». Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

«Добрые слова». Цель: помочь детям увидеть хорошие качества в людях.

Для  определения межличностных отношений в детском коллективе, изучения взаимоотношений между детьми в группе детского сада, мы используем метод игровой социометрии «Секрет». Ребенку дают три картинки со словами: «Давай представим, что эти картинки - твои секреты. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать их тому, кому захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому». После выбора ребенком его спрашивают: «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний   секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)?  А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».

Ещё одна из форм нашей работы - релаксирующие занятия.

 «Полетели на море». Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и под звуки моря и речь педагога, описывающего море, представляют себя там.

«Мы в лесу». Дети с педагогом садятся в кружок на полу, рвут на мелкие кусочки бумагу, складывая их в кучу, затем, отождествляя эту кучу в зависимости от текущего времени года (зима - снег, осень - листва, лето – река), бросают бумагу друг в друга. Напряжение в коллективе снимается моментально.

Также хотелось бы отметить такой метод работы с детьми, как проигрывание  конфликта на игрушках. При его использовании дети смотрят на себя и своих сверстников как бы со стороны, извне. При правильном применении этого метода, его воздействие на ребенка аналогично проведению психологической консультации для взрослого. Отличие, пожалуй, только в том, что от ребенка не требуется вербальный самоанализ. Работа происходит на внутреннем, подсознательном уровне.

В заключении хотелось бы отметить, что взаимодействие  семьи и дошкольного учреждения  - это один из важнейших факторов для развития ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества. Без родительского участия процесс воспитания - неполноценен. Поэтому необходимо уделять особое внимание нетрадиционным формам сотрудничества, направленным на организацию индивидуальной работы с семьей.

Список литературы:

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.

Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.

О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005

О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ

Ввести ребенка в мир человеческих отношений -одна из важных задач воспитания личности ребенкадошкольного возраста. Детей надо приучать жить средилюдей,  формируя у них определенные психологически...

Игры, упражнения для сплочения детей и создания благоприятного психологического климата в группе

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать сво...

Памятка "Игры и упражнения на сплочения детей и создания благоприятного психологического климата в группе"

В памятке представлены игры и упражнения на сплочение детей и создания благоприятного психологического климата в группе. Материал будет полезен воспитателям....

Создание благоприятного психологического климата в группе ДОУ.

Главным критерием благоприятного психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической...

КАРТОТЕКА ИГР на создание благоприятного психологического климата в группе

КАРТОТЕКА ИГР на создание благоприятного психологического климата в группе...