Главные вкладки

    Методическая разработка (подготовительная группа компенсирующей направленности) на тему: "Подготовка ребенка к школе"."
    консультация (подготовительная группа)

    Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей - будущих первоклассников.

    Методическая разработка (подготовительная группа компенсирующей направленности) на тему: "Подготовка ребенка к школе"."

    Готовим руку к письму

    Наверное, первоклашкам труднее всего приходится на уроках обучения грамоте. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины в том, что слабые мышцы кистей рук малыша быстро устают.

    К шести годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить детям выполнить разные виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме.

    Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус из бумаги. Дети сами разрезают бумагу, скручивают ее в бусины, проклеивая ее конец, а затем нанизывают на нитку.

    Очень полезны для развития пальцев рук ребенка рисование и раскрашивание. Не рисуйте фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышц пальцев руки. Отдавайте предпочтение цветным карандашам и восковым мелкам.

    Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть каждый ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Пусть ребенок сам нарисует лабиринт.

    Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко, - некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку.

    Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.

    Делаем дыхательную гимнастику правильно!

    Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции, необходимо также научить ребенка правильно дышать. Следите, чтобы вдох шел через нос, плечи не поднимались, щеки не надувались (сначала можно прижимать их ладошками). Упражнения нужно повторять не более 3-5 раз, поскольку излишние старания могут привести к головокружению.

    Пузыри в воде. Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам, губы в широкой улыбке – легкий выдох в воду, выдувая большие пузыри.

    Свеча. Ребенок делает ровный, медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.

    Погаси свечу. Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов – толчков: «фу-фу-фу».

    Погрей ладошки. Ребенок имитирует дутье теплым воздухом на озябшие ладошки, произнося при этом шепотом на одном усиленном выдохе: «х-х-х».

    Цветочный магазин. Предложите ребенку медленно глубоко вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы, и на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!»

    Снежные занавески. Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам. Открывает широко рот и удерживает соломинку у верхних резцов. Для контроля направленности воздушной струи предлагается дуть на занавеску с бахромой. Если воздух выходит направленно, будет колыхаться каждая нить занавески.

    Карандаш. Плавной воздушной струей попробуйте прокатить карандаш по столу.

    Костер. Перед ребенком кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

    Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, плавность и выразительность речи.

    Как пополнить словарный запас у детей 6-7 лет

    Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут времени.

    Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

    По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

    Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства, предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

    Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.

    При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.

    Большое значение в обращении детского словаря работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, некоторых слов (почему цветок – подснежник, а гриб – подберезовик).

    Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению слова (антонимы и синонимы).

    Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный –слабый, стоять – идти, война – мир и т. д.

    Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать – шлепать; веселый – озорной – смешной.

    Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).

    Играем и развиваем грамматический строй речи

    Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

    Из чего сделано? (С мячом.) Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «кожаные».

    Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «У зайца какой хвост? Заячий».

    Скажи наоборот. Взрослый предлагает малышу посмотреть на мальчика, который делал все наоборот. Мама его просит подойти – он отходит; мама просит убрать игрушки – он разбрасывает; скажет мама: «Повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит малыша представить, что бы сделал такой мальчик-«наоборот», если бы его попросили: встать, показать ладони, открыть рот, опустить руки, поймать мяч, согнуть руки, положить ручку, отодвинуть стул и т. п.

    Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжать игру и попросить назвать «действия-наоборот» к предложенным действиям: подбежать, подплыть, взлететь, подняться, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, влить, ссориться, кричать, трудиться, зажечь, придвинуть, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и пр.

    Бывает – не бывает.Взрослый просит внимательно слушать то, что он скажет. Если то, что он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает – покачать головой и промолчать. Затем взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов: кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Дом ходит. Лампа ходит. (И т. д.)

    Подбери слово. Взрослый предлагает малышу внимательно слушать и выбирать для рыбки, лягушки и бабочки правильные, точные действия (глаголы). Рыбка: к камню (отплыла или подплыла); от берега (переплыла или отплыла); всю реку (всплыла или переплыла? Бабочка к цветку (отлетела или подлетела); с ветку на цветок (облетела или перелетела); вокруг капусты (влетела или облетела); в комнату (подлетела или влетела? Лягушка: к бревну (подпрыгнула или впрыгнула); на бревно (впрыгнула или выпрыгнула); с бревна (отпрыгнула или спрыгнула); от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула)

    Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.

    Перечисленные упражнения помогут развивать речь вашего ребенка, что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.

    Праздник красивой речи

    Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно составляет фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

    Свои возможности дошкольник сможет показать в разнообразных играх.

    Скажи наоборот. Взрослый произносит различные слоги, а ребенок произносит слог наоборот. Например: ау – уа, ры –ыр, ос – со…

    Сигнальщики. У ребенка карточки, на одной из которых изображен колокольчик, на другой колокольчик зачеркнут. Если слово начинается с глухого согласного, ребенок показывает зачеркнутый колокольчик, если со звонкого – обычный колокольчик.

    Заколдованное слово. Взрослый предлагает ребенку «спасти» слово, проговорив все звуки, из которых оно состоит. Сначала следует подбирать односложные легкие слова, например слово «мяч», а потом усложнять.

    Телеграфист. Ребенок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью карандаша: мар-ме-лад, по-су-да, че-ре-па-ха…

    Звуковая цепочка. Взрослый называет первое слово, далее ребенок называет слово,начинающееся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово. Например: весна – автобус – слон – нос – сова…

    Архитектор. Ребенок называет слово с заданным звуком и берет одну детальконструктора. Чем больше правильно названных слов, тем больше и красивее постройка.

    Собери мозаику. Взрослый предлагает ребенку собрать мозаики: зеленую – если в слове заданный звук мягкий, синюю - если звук твердый. Одно правильно придуманное слово – одна деталь мозаики.

    Отыщи слово, отыщи звук.

    1. Землю роет старый к…от (крот)

    Под землею он живет.

    2. Нам темно. Мы просим папу

    Нам включить поярче ла…пу (лампу).

    3. На арену вышли …игры (тигры,

    Мы от страха все притихли.

    Подобные игры и упражнения по развитию фонематического восприятия облегчают дошкольнику процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем - чтения и письма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

    Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

    Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) посредством экологического проекта»

    в методической разработке представлен материал по развитию познавательного интереса у дошкольников через экологическое воспитание...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Транспорт» по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

    Цель: формирование у детей лексико-грамматических средств языка через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....

    Методическая разработка. Экологический проект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР) "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

    Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...