Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
    методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

    Чегина И. И.

    ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_dosuga.docx26.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Разработан и проведён

    музыкальным руководителем

    Чегиной Ириной Ивановной

    ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга.

    ЗАДАЧИ:

    1. Развивающие

    ● Развитие творческих и познавательных способностей детей.

    ● Развитие мелкой моторики.

    ● Развитие умения работать в коллективе.

    ● Развитие слухового и зрительного внимания и ассоциативного

    мышления.

    ● Расширение кругозора детей о русском фольклоре.

    1. Образовательные

    ● Развитие творческого воображения и фантазии, потребности к

    самовыражению в различных видах творческой деятельности.

    ● Развитие способности к сопереживанию, ответственности.

    ● Развитие речи, движений, ориентировки в пространстве.

    ● Обучение приемам народного пения.

    ● Развитие темпа, ритма в движении и речи.

    1. Воспитательные

    ● Формирование основ коллективной творческой деятельности.

    ● Формирование коммуникативных навыков свободного общения детей друг с другом.

    ● Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

    1. Коррекционные

    ● Развитие фонематического восприятия.

    ● Обогащение словарного запаса по темам «Русская народная одежда», «Русские народные инструменты», «Русские народные традиции».

    ● Автоматизация поставленных звуков на материале малых

    фольклорных форм, а также музыкальном фольклоре.

    ● Развитие координации речи с движением.

    РЕПЕРТУАР:

    ● «Тропиночка – тропинка» (Сборник танцевально - игровых

    Композиций для музыкального руководителя «Ку-ко-ша»)

    ● «Прялица» (обр. Т. Ломовой) (Сборник «Гармошечка – Говорушечка

    №5)

    ● Песня – прибаутка «Скок – поскок»

    ● «Как у наших у ворот…» (И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)

    ● «Долговязый журавль» (И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)

    ● «Самовар» (Сборник танцевально – игровых композиций для музыкальных руководителей «Ку-ко-ша»)

    ● «Угощаем, угощаем…» (Сборник «Колокольчик» №26  2007 г.)

    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ:

    ● «Ваня – простота»

    ● «Дед Сысой»

    ● «Колокольчик»

    ● «Колечко»

    ● «Плетень»

    Звучит русская народная музыка «Тропиночка – тропинка»

    (Сборник танцевально – игровых композиций для музыкальных руководителей «Ку-ко-ша)

         Дети змейкой проходят по залу, выполняют движения и садятся на скамейки.

    Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы с вами собрались на осенние посиделки. В давние времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали они работы в поле, хлеб в закрома убирали – коротать долгие осенние вечера вместе на посиделках. А одеты они были почти также, как мы с вами сегодня. А во что мы с вами сегодня нарядились?

         (Дети перечисляют, во что они одевались: сарафаны,  кокошники, рубахи, штаны, онучи, картузы, лапти)

    Вот мы сегодня оделись так, как одевались очень – очень давно наши прапрабабушки и прапрадедушки и собрались в моей горнице (самой светлой, нарядной комнате в доме) на посиделки.

    Обратить внимание на оформление: на заднем плане – баннер с изображением горницы.

    И как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Люди проводили время за любимым делом: кто за прялкой сидит, кто узор  на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки вытачивают. А чтобы скучно не было, то песню затянут, то шуткой перебросятся – вот работа у них и спорилась.

    Дети: 

    1. Под малиновым кусточком шелкова трава растёт.

    Под рябиновым кусточком цветик розовый растёт.

    Под калиновым кусточком наша Катя платье шьёт.

    1. Иголка, иголка, ты тонка и колка,

    Не коли мне пальчик, шей сарафанчик.

    Хозяюшка: В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней  и рубаха».

    Хозяюшка: В низенькой светелке огонек горит. Молодая пряха под окном сидит.

    Обратить внимание на прялку на баннере.

    Хозяюшка: А что такое прялка? (Выслушиваются ответы детей)

    Это предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Раньше прялка в доме имела важное значение, с её помощью можно было одевать всю семью.

    Хозяюшка: Наши девочки тоже умеют прясть…

    Песня – танец «Прялица»

    (обр. Т. Ломовой) (Сборник «Гармошечка – Говорушечка» №5)

    Хозяюшка: Любил русский народ потешки, шутки – прибаутки, пословицы и поговорки и сегодня мы с вами их ещё вспомним. А ещё скороговорки были желанными гостями на народных праздниках. Соберётся молодёжь, и устраиваются соревнования: кто кого переговорит, кто скажет быстрее и без ошибок.

    А вы знаете скороговорки?

    Дети:

    1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку, а потом пришла домой села на индюшку.
    2. Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.
    3. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
    4. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
    5. Тары – бары, растабары, у Варвары куры стары.
    6. Щетина у чушки, чешуя у щучки.
    7. Идут бобры в сыры боры.

    Хозяюшка: А какие вы знаете потешки и прибаутки?

    Песня – прибаутка «Скок-поскок»

    После исполнения потешки девочки садятся, мальчики стоят в кругу, в середину которого выходит девочка. Двигаясь спокойным шагом по внутреннему кругу, она читает потешку.

    Девочка: Ой, ду-ду, ой ду-ду! Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, пастушку отдала.

    С последним словом девочка дотрагивается до одного из мальчиков. Тот выходит на середину круга и так же читает потешку.

    Мальчик:   Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды.

                         А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют.

    Хозяюшка: Издавна на Руси умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка, из дерева выточена, раскрашена, а если возьмёт её мастер в руки, то и заиграет она. А ну-ка подходи, весёлый народ! Вот вам ложки звонкие, поиграйте, нас порадуйте!

    Песня «Как у наших у ворот…»

    (И. Каплунова, Н. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)

    (Дети садятся на скамейки)

    Хозяюшка:  Да, порадовали вы меня и наших гостей. Хорошо умеете петь и играть на ложках!

    Хозяюшка:  Осень в гости пришла, нам добра принесла: лён, конопель, рожь, пшеницу и ячмень!

     Солнце поднимается, заря загорается, а наши жницы на поле идут, поют, заливаются…

    Хозяюшка: Приглашаю вас на танец «Калинка»

    Танец «Калинка»

    (Т. Суворова Диск №1 «Танцевальная ритмика для детей)

    Хозяюшка: Танцуете вы тоже очень хорошо. А какие знаете вы русские народные инструменты?

    (Дети перечисляют: ложки, трещотки, колокольчики, балалайка, рубель…)

    Хозяюшка: А я знаю, что вы и играть умеете на этих музыкальных инструментах.

    Хозяйка раздает детям русские народные инструменты: ложки, ложку – веер, круговую трещотку, кастаньеты, рубель, трещотки.

    Шуточная песня «Долговязый журавль»

    (И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)

    (в припеве дети играют на русских народных музыкальных инструментах)

    (Дети садятся на места)

    Хозяюшка: Русский народ сочинял ещё и заклички. Закличками люди звали весну, осень, лето, просили хорошей погоды и богатого урожая. А какие вы знаете заклички?

    Дети:

    1. Осень, осень, осень,

    Тебя в гости просим!

    С обильными хлебами, перелётным журавлём.

    1. Осень, осень, гости недель восемь!

    С громами сильными, с дождями, ливнями,

    Лейся, дождик с неба будет больше хлеба.

    1. Осень, осень, сноп последний носим,

    Приходи к нам с ливнем, хлебом обильным,

    Со льном высоким, с корнем глубоким.

    Хозяюшка: Любил русский народ природу, уважал её! А самым любимым деревом была березка…Вот и слагал он песни про неё. Давайте споём песню «Во поле береза стояла…»

    Песня «Во поле береза стояла…»

    (И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)

    Хозяюшка: А дети, конечно же, больше всего любили играть! Вот и наши дети играют, Ваню потешают.

    На середину зала выезжает мальчик верхом на лошадке (голова у лошадки на палке)

    Девочка: Куда Ваня едешь, куда погоняешь?

    Мальчик: Сено косить!

    Девочка: На что тебе сено?

    Мальчик: Коров кормить.

    Девочка: На что тебе коровы?

    Мальчик: Молоко доить, малых детушек поить!

    Хозяюшка: А поиграй-ка с нами, Ваня!

    Игра «Ваня – простота»

    Хозяюшка: Много сложено пословиц и поговорок о труде, о трудолюбии. Не любил русский народ лентяев, смеялся над ними! Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

    Пословицы и поговорки:

    ● Поскорей подрастай да к работе поспевай!

    ● Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

    ● Что посеешь, то и пожнешь.

    ● Мала пчела, да и та работает.

    ● Кто не работает, тот не ест.

    ● Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

    Выходит мальчик Тит с большой ложкой в руках, говорит: « Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону»

    Девочка: Тит, иди молотить!

    Тит: Живот болит!

    Девочка: Тит, иди сено косить!

    Тит: Спина болит!

    Девочка: Тит, иди кашу есть!

    Тит: Где моя большая ложка?

    Дети хором: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

    Хозяйка: Собирайся, детвора, жжет вас русская игра. Какие вы знаете народные игры? ( Дети перечисляют: «Дед Сысой», «Колокольцы – бубенцы», «Плетень», «Колечко», «Золотые ворота», «Кот и мыши», Гори, гори, ясно…)

    Игры:

    «Дед Сысой», «Колокольцы – бубенцы», «Плетень», «Колечко»

    «Сапожник», «Золотые ворота»

    Хозяюшка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу!

    Музыкально – ритмическая композиция «Самовар»

    (Сборник танцевально – игровых композиций для музыкальных руководителей «Ку-ко-ша»)

    Песня «Угощаем пирогами»

    (Сборник «Колокольчик» №26  2007 г.)

    Хозяюшка: Мы гостей всегда встречаем, круглым, пышным караваем (выносит пирог). Посиделки всегда были с чаем с пирогами, вот и мы тоже будем угощаться чаем, пирогами, сушками, баранками!

    Хозяюшка: Что ж, мои дорогие, славно мы с вами повеселились! Делу время – потехе час! Жду вас на посиделки в другой раз!

    Дети выходят из зала под русскую народную музыку

    «Тропиночка- тропинка»

    (Сборник танцевально – игровых композиций для музыкальных руководителей «Ку-ко-ша»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) посредством экологического проекта»

    в методической разработке представлен материал по развитию познавательного интереса у дошкольников через экологическое воспитание...

    Логопедические игры по профориентации с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи

    Профессиональная ориентация - это один из элементов культуры человека. Это сфера деятельности в детском саду является выражением заботы о подрастающем поколении....

    Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи.

    Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве....