МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Чегина И. И.

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dosuga.docx26.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Разработан и проведён

музыкальным руководителем

Чегиной Ириной Ивановной

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивающие

● Развитие творческих и познавательных способностей детей.

● Развитие мелкой моторики.

● Развитие умения работать в коллективе.

● Развитие слухового и зрительного внимания и ассоциативного

мышления.

● Расширение кругозора детей о русском фольклоре.

  1. Образовательные

● Развитие творческого воображения и фантазии, потребности к

самовыражению в различных видах творческой деятельности.

● Развитие способности к сопереживанию, ответственности.

● Развитие речи, движений, ориентировки в пространстве.

● Обучение приемам народного пения.

● Развитие темпа, ритма в движении и речи.

  1. Воспитательные

● Формирование основ коллективной творческой деятельности.

● Формирование коммуникативных навыков свободного общения детей друг с другом.

● Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

  1. Коррекционные

● Развитие фонематического восприятия.

● Обогащение словарного запаса по темам «Русская народная одежда», «Русские народные инструменты», «Русские народные традиции».

● Автоматизация поставленных звуков на материале малых

фольклорных форм, а также музыкальном фольклоре.

● Развитие координации речи с движением.

РЕПЕРТУАР:

● «Тропиночка – тропинка» (Сборник танцевально - игровых

Композиций для музыкального руководителя «Ку-ко-ша»)

● «Прялица» (обр. Т. Ломовой) (Сборник «Гармошечка – Говорушечка

№5)

● Песня – прибаутка «Скок – поскок»

● «Как у наших у ворот…» (И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)

● «Долговязый журавль» (И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)

● «Самовар» (Сборник танцевально – игровых композиций для музыкальных руководителей «Ку-ко-ша»)

● «Угощаем, угощаем…» (Сборник «Колокольчик» №26  2007 г.)

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ:

● «Ваня – простота»

● «Дед Сысой»

● «Колокольчик»

● «Колечко»

● «Плетень»

Звучит русская народная музыка «Тропиночка – тропинка»

(Сборник танцевально – игровых композиций для музыкальных руководителей «Ку-ко-ша)

     Дети змейкой проходят по залу, выполняют движения и садятся на скамейки.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы с вами собрались на осенние посиделки. В давние времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали они работы в поле, хлеб в закрома убирали – коротать долгие осенние вечера вместе на посиделках. А одеты они были почти также, как мы с вами сегодня. А во что мы с вами сегодня нарядились?

     (Дети перечисляют, во что они одевались: сарафаны,  кокошники, рубахи, штаны, онучи, картузы, лапти)

Вот мы сегодня оделись так, как одевались очень – очень давно наши прапрабабушки и прапрадедушки и собрались в моей горнице (самой светлой, нарядной комнате в доме) на посиделки.

Обратить внимание на оформление: на заднем плане – баннер с изображением горницы.

И как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Люди проводили время за любимым делом: кто за прялкой сидит, кто узор  на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки вытачивают. А чтобы скучно не было, то песню затянут, то шуткой перебросятся – вот работа у них и спорилась.

Дети: 

  1. Под малиновым кусточком шелкова трава растёт.

Под рябиновым кусточком цветик розовый растёт.

Под калиновым кусточком наша Катя платье шьёт.

  1. Иголка, иголка, ты тонка и колка,

Не коли мне пальчик, шей сарафанчик.

Хозяюшка: В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней  и рубаха».

Хозяюшка: В низенькой светелке огонек горит. Молодая пряха под окном сидит.

Обратить внимание на прялку на баннере.

Хозяюшка: А что такое прялка? (Выслушиваются ответы детей)

Это предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Раньше прялка в доме имела важное значение, с её помощью можно было одевать всю семью.

Хозяюшка: Наши девочки тоже умеют прясть…

Песня – танец «Прялица»

(обр. Т. Ломовой) (Сборник «Гармошечка – Говорушечка» №5)

Хозяюшка: Любил русский народ потешки, шутки – прибаутки, пословицы и поговорки и сегодня мы с вами их ещё вспомним. А ещё скороговорки были желанными гостями на народных праздниках. Соберётся молодёжь, и устраиваются соревнования: кто кого переговорит, кто скажет быстрее и без ошибок.

А вы знаете скороговорки?

Дети:

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку, а потом пришла домой села на индюшку.
  2. Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.
  3. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
  4. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  5. Тары – бары, растабары, у Варвары куры стары.
  6. Щетина у чушки, чешуя у щучки.
  7. Идут бобры в сыры боры.

Хозяюшка: А какие вы знаете потешки и прибаутки?

Песня – прибаутка «Скок-поскок»

После исполнения потешки девочки садятся, мальчики стоят в кругу, в середину которого выходит девочка. Двигаясь спокойным шагом по внутреннему кругу, она читает потешку.

Девочка: Ой, ду-ду, ой ду-ду! Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, пастушку отдала.

С последним словом девочка дотрагивается до одного из мальчиков. Тот выходит на середину круга и так же читает потешку.

Мальчик:   Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды.

                     А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют.

Хозяюшка: Издавна на Руси умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка, из дерева выточена, раскрашена, а если возьмёт её мастер в руки, то и заиграет она. А ну-ка подходи, весёлый народ! Вот вам ложки звонкие, поиграйте, нас порадуйте!

Песня «Как у наших у ворот…»

(И. Каплунова, Н. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)

(Дети садятся на скамейки)

Хозяюшка:  Да, порадовали вы меня и наших гостей. Хорошо умеете петь и играть на ложках!

Хозяюшка:  Осень в гости пришла, нам добра принесла: лён, конопель, рожь, пшеницу и ячмень!

 Солнце поднимается, заря загорается, а наши жницы на поле идут, поют, заливаются…

Хозяюшка: Приглашаю вас на танец «Калинка»

Танец «Калинка»

(Т. Суворова Диск №1 «Танцевальная ритмика для детей)

Хозяюшка: Танцуете вы тоже очень хорошо. А какие знаете вы русские народные инструменты?

(Дети перечисляют: ложки, трещотки, колокольчики, балалайка, рубель…)

Хозяюшка: А я знаю, что вы и играть умеете на этих музыкальных инструментах.

Хозяйка раздает детям русские народные инструменты: ложки, ложку – веер, круговую трещотку, кастаньеты, рубель, трещотки.

Шуточная песня «Долговязый журавль»

(И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)

(в припеве дети играют на русских народных музыкальных инструментах)

(Дети садятся на места)

Хозяюшка: Русский народ сочинял ещё и заклички. Закличками люди звали весну, осень, лето, просили хорошей погоды и богатого урожая. А какие вы знаете заклички?

Дети:

  1. Осень, осень, осень,

Тебя в гости просим!

С обильными хлебами, перелётным журавлём.

  1. Осень, осень, гости недель восемь!

С громами сильными, с дождями, ливнями,

Лейся, дождик с неба будет больше хлеба.

  1. Осень, осень, сноп последний носим,

Приходи к нам с ливнем, хлебом обильным,

Со льном высоким, с корнем глубоким.

Хозяюшка: Любил русский народ природу, уважал её! А самым любимым деревом была березка…Вот и слагал он песни про неё. Давайте споём песню «Во поле береза стояла…»

Песня «Во поле береза стояла…»

(И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)

Хозяюшка: А дети, конечно же, больше всего любили играть! Вот и наши дети играют, Ваню потешают.

На середину зала выезжает мальчик верхом на лошадке (голова у лошадки на палке)

Девочка: Куда Ваня едешь, куда погоняешь?

Мальчик: Сено косить!

Девочка: На что тебе сено?

Мальчик: Коров кормить.

Девочка: На что тебе коровы?

Мальчик: Молоко доить, малых детушек поить!

Хозяюшка: А поиграй-ка с нами, Ваня!

Игра «Ваня – простота»

Хозяюшка: Много сложено пословиц и поговорок о труде, о трудолюбии. Не любил русский народ лентяев, смеялся над ними! Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Пословицы и поговорки:

● Поскорей подрастай да к работе поспевай!

● Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

● Что посеешь, то и пожнешь.

● Мала пчела, да и та работает.

● Кто не работает, тот не ест.

● Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Выходит мальчик Тит с большой ложкой в руках, говорит: « Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону»

Девочка: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит!

Девочка: Тит, иди сено косить!

Тит: Спина болит!

Девочка: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка?

Дети хором: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Хозяйка: Собирайся, детвора, жжет вас русская игра. Какие вы знаете народные игры? ( Дети перечисляют: «Дед Сысой», «Колокольцы – бубенцы», «Плетень», «Колечко», «Золотые ворота», «Кот и мыши», Гори, гори, ясно…)

Игры:

«Дед Сысой», «Колокольцы – бубенцы», «Плетень», «Колечко»

«Сапожник», «Золотые ворота»

Хозяюшка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу!

Музыкально – ритмическая композиция «Самовар»

(Сборник танцевально – игровых композиций для музыкальных руководителей «Ку-ко-ша»)

Песня «Угощаем пирогами»

(Сборник «Колокольчик» №26  2007 г.)

Хозяюшка: Мы гостей всегда встречаем, круглым, пышным караваем (выносит пирог). Посиделки всегда были с чаем с пирогами, вот и мы тоже будем угощаться чаем, пирогами, сушками, баранками!

Хозяюшка: Что ж, мои дорогие, славно мы с вами повеселились! Делу время – потехе час! Жду вас на посиделки в другой раз!

Дети выходят из зала под русскую народную музыку

«Тропиночка- тропинка»

(Сборник танцевально – игровых композиций для музыкальных руководителей «Ку-ко-ша»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) посредством экологического проекта»

в методической разработке представлен материал по развитию познавательного интереса у дошкольников через экологическое воспитание...

Логопедические игры по профориентации с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи

Профессиональная ориентация - это один из элементов культуры человека. Это сфера деятельности в детском саду является выражением заботы о подрастающем поколении....

Методическая разработка.Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности по коррекции речи, познавательное развитие «На грибной полянке». Логопедическая досуговая деятельность

Подготовила и провелаучитель-логопедРогулева Ирина НиколаевнаВысшая квалификационная категория  Цель: Поддержание детской инициативы в условиях коррекционно-развивающей деятельности.За...

Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи.

Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи. Тема: Использование здоровьесберегающих т...

Методическая разработка по совместной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности Тема: «Семья. Генеалогическое древо»

Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.Задачи:Формировать представление о генеалогическом древе.Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаи...