Логопедические игры по профориентации с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бердник Светлана Анатольевна

Профессиональная ориентация - это один из элементов культуры человека. Это сфера деятельности в детском саду является выражением заботы о подрастающем поколении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические игры по профориентации с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи

Сегодня неотъемлемой частью полноценного формирования личности дошкольников считается их профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация – это один из элементов культуры человека. Эта сфера деятельности в детском саду является выражением заботы о подрастающем поколении. Подразумевается комплекс мер, позволяющих содействовать детям в их профессиональном самоопределении и выбора той сферы деятельности, которая бы учитывала их особенности.

Причем профессиональной ориентацией можно начинать заниматься в дошкольном образовательном учреждении. Задача этого комплекса мер – определить психологическую и социальную ориентацию дошкольников, проводить уроки по освоению мира труда, формировать у дошкольников навыки труда, развивать их мотивацию и заинтересованность, учитывая их возраст и здоровье.

Обратим внимание на некоторые положения, изложенные в программе «От рождения до школы». Нас интересует раздел программы, посвященный коммуникация и социальному развитию. Главная задача этого направления – это положительная социализация дошкольников, развитие в них понимания семейных традиций, норм общества и т.д. Также необходимо развивать положительное восприятие разных видов творчества и профессионально-трудовой деятельности.

Одним из главных составляющих компонентов социализации детей – это их профессиональное определение. Они должны сознательно выбрать интересующий их путь профессионального развития.

Можно выделить три направления в этом процессе. Формирование конкретных наглядных представлений о том, какие существуют профессии. Дать возможность детям самим понять, какой профессией они хотели бы заниматься.

Интересно, что первый этап профессионального развития начинается в дошкольном возрасте. Заложенная в этот период наглядная основа дает направление профессиональному самосознанию. Также дети должны приобрести положительное отношение к миру труда и к профессиональной деятельности.

По мере того, как знания детей пополняются, они расширяют свои представления и о мире профессий. Они даже стараются в своих играх воспроизводить деятельность представителей тех профессий, которые им нравятся. Свои игры они полностью основывают на поведении взрослых.

Некоторые аспекты, связанные с разными видами профессиональной деятельности, дети воспринимают с трудом. Но во многих профессиях есть такие области, которые легко воспроизводятся в виде игр. Ребенок способен понимать их суть через иллюстрации и беседы со взрослыми. Также очень полезны в этом направлении экскурсии на различные предприятия.

 Каким образом можно организовать раннюю профессиональную ориентацию в детском образовательном учреждении? В этом поможет организация комплекса психологических и педагогических мер, позволяющих воздействовать на личность дошкольников, учитывая их возрастные особенности. Эти меры должны быть направлены на зарождение ориентированных на профессию наклонностей, а также на формирование необходимой предметной среды.

В группах детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, ранняя профориентация может быть осуществлена совместно с логопедическими играми.

Например, во время работы по коррекции дисграфии, рассматривая методы образования слов за счет суффиксов, нужно уделить внимание таким словам, которые связаны с профессиональной деятельностью.

Например, изучая суффикс –ёр-, дошкольники знакомятся с профессиями, которые обозначаются соответствующими терминами. Например, актёр, каскадёр, дублёр и т.п.

Развивая навык детей к словообразованию, часто используются так называемые профессиональные суффиксы.

Рассмотрим несколько примеров. Если человек учит других людей, он учитель. Если человек занимается написанием книг, он писатель. А если человек строит дома, он строитель. Все это примеры того, как образуются наименования профессий с помощью суффикса –тель-.

Если человек занимается художеством, он художник. А если человек плотничает, он плотник. Это пример образования слов с помощью суффикса –ник-.

Человек, который продает лекарства в аптеке – аптекарь. Человек, который много печет – пекарь. Это примеры использования суффикса –арь- для образования новых слов.

Если человек играет на пианино, он пианист. Если же он играет на гитаре, он гитарист. Так образуются многие слова, обозначающие музыкальные или спортивные профессии: с помощью суффикса –ист-.

Дошкольники могут выполнить следующее задание: пусть они сами попробуют придумать названия людям, занимающимся в той или иной спортивной дисциплине.

Чтобы еще больше закрепить навыки словообразования профессий, дети играют в «И я тоже». Эта игра подразумевает игру двух участников разного пола. Один говорит: Я учитель. Вторая отвечает: Я тоже учительница. Один говорит: Я отличник. Вторая отвечает: Я тоже отличница. Один говорит: Я шутник. Вторая отвечает: Я тоже шутница.

Многие строительные профессии образуются с помощью суффикса –щик-. Например, работающий на кране человек – крановщик. А человек, делающий крыши – кровельщик.

Также дети могут тренироваться в словообразовании, играя в логические игры. Они могут группировать слова по похожим по звучанию профессиям. Затем им нужно составить устный рассказ об одной из профессиональных групп.

Чтобы закрепить способность выделять в словах суффикс, нужно организовать игру со словесными цепочками. Дети должны находить в этих цепочках лишние слова и объяснять причину своего выбора. Лишним словом будет слово с иным суффиксом.

Логопедическую работу часто проводят, опираясь на речевой материал по теме «Профессии». Дошкольники учатся правильно произносить разные виды профессий. Также они узнают особенности профессиональных сфер деятельности и приобретают определенные приоритеты.

Итак, логопедические игры можно с успехом использовать не только для коррекции речи, но и для развития представлений о профессиональной деятельности, а также для формирования профессиональной ориентации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие / Л.Н. Арефьева. - М.: Сфера, 2008. - 73 с.
  2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-метод. пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 144 с.
  3. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду / М.Ю. Гоголева. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 120 с.
  4. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога: Программа и методические рекомендации /М. Ковардакова, И. Стеклова, М. Тимиреева, С. Королева, И. Никитина. – М.: АРКТИ, 2010.- 72 с.
  5. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 64 с.
  6. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство  «Николаев», 2004. – С.37.
  7. Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников/ В. П. Кондрашов.- Саратов: Изд-во СГУ, 2001.
  8. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт. - сост.Л.Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 367 с.
  9. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 352 с.
  10. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2008. - 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга....

Конспект творческой игры "Туристическое агенство - Волжаночка" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Играя, ребёнок многое может познать и быстрее запомнить любую информацию. В моей игре дети знакомятся с достопримечательностями родного города - Сызрань и учатся о них рассказывать другим , узнают наз...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве....

Конспект НОД по аппликации с элементами дизайна в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи «Колобок» Тема «Корона»

Цель: Расширение знаний о головных уборах.Задачи:• вызвать у детей интерес к изготовлению необычного головного убора – короны...

Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи.

Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи. Тема: Использование здоровьесберегающих т...