«Роль игры в эмоционально - личностном развитии детей дошкольного возраста»
материал

Губайдуллина Миляуша Ильдусовна

«Роль игры в эмоционально - личностном развитии детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gubaydullina_milyausha_ilzhdusovna.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Губайдуллина Миляуша Илҗдусовна,

Педагог- психолог,

МБДОУ №7 ,

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.

Сказкотерапия это лечение сказками, то есть совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию различных психологических проблем. Кроме того работа с «лечащими» историями сближает родителей и детей.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.

В коррекционных сказках можно найти множество человеческих проблем и разнообразные способы их решения.

Сказкотерапия, как любая другая психотерапия, - форма познания и лечения души.

Задачи сказкотерапии:

- снизить уровень тревожности и агрессивности,

- развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

- развить умение преодолевать трудности и страхи.

Данное занятие направлено на коррекцию тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Тревожность это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность, не связана с какой- либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. В коррекционной работе с тревожными детьми дошкольного возраста, метод сказкотерапии наиболее подходящий.

Оборудование: магнитофон, диск с расслабляющей музыкой (например «Звуки природы», «Шум океана»), подушки для сидения по количеству участников, листы бумаги формата А-4, цветные карандаши, стол для песочной анимации.

Методические приемы: словесный (вопросы), игровой, беседа, внушение, релакспауза.

Структура занятия: 

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.
  3. 1 этап занятия.
  4. 2 этап занятия.
  5. 3 этап занятия.
  6. 4 этап занятия.
  7. Подведение итогов. Прощание.

Ход занятия.

  1. этап. Цель: снять напряжение, расслабить мышцы лица, успокоить детей.

Упражнение «Воздушный шарик»

-Ребята, встаньте в круг. Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются и растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу. Упражнение можно повторить 3 раза.

Вопрос: «Легко ли вам было надувать воображаемые шарики?», «Что вы испытывали при этом?»

Упражнение «Дудочка»

Ребята, давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начните медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!

Вопрос: «Вам понравилось играть в оркестре?» «Какие ощущения вы испытываете?»

2 этап. Цель: устранение демонстративной агрессивности.

Мы с вами весело поиграли, немного устали, а теперь устраивайтесь на ковре по - удобнее и послушайте волшебную сказку, которая называется «Смелый гномик».

Сказка «Смелый гномик»

Направленность: повышенная тревожность, общая боязливость.

В одном лесу на опушке жил маленький гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш гномик Баба-Яги, живущей в соседнем лесу. И вот однажды мама попросила гномика сходить в лес за орехами. Гномик сначала хотел попросить своего друга Тролля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Баба – Яги. Но потом решил доказать Троллю и маме, что он тоже смелый и пошел в лес один. Гуляя по лесу целый день, гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это наверное злая Баба- Яга пугает его. На дрожащих ногах он продолжил поиски. В конце концов стало совсем темно, и он выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому- то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не дерево, а избушка Баба- Яги. От испуга Гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки отворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку. К его удивлению, Баба – Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки и гномик увидел ее: скрюченная, несчастная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. «Не бойся меня,- промолвила Баба- Яга, - я не сделаю тебе ничего плохого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала». Гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он оправился от испуга, ему вдруг стало жалко бедную, разболевшуюся Бабу- Ягу и он ее спросил: «Чем я могу помочь тебе?»

- Принеси мне пожалуйста из леса еловых веток, сосновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь. Наутро гномик исполнил просьбу старушки. Она была так благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехами и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой. Выходя из леса, Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: «Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что лесу не хватало добрых дел Баба- Яги. Спасибо тебе».

Дома мама и Тролль встретили гномика с радостью. Все вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали приключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сына и сказала: «Ты у меня самый любимый и самый смелый».

Вопросы: «Почему Гномик отправился в лес один?», «что бы вы сделали на месте Гномика, увидев Бабу- Ягу?», «Помогли бы вы ей?», «Почему Гномик перестал бояться Баба- Яги?»

3 этап. Цель: закрепление и осознание прослушанной истории.

Ребята, вы прослушали сказку о гномике. Сейчас, я попрошу хорошо подумать и нарисовать рисунок,  иллюстрирующий эту сказку. Сначала я предлагаю вам поработать с волшебным песком на светящемся столе. Попробуйте изобразить сказку с помощью этого песка. (дети рисуют). А теперь предлагаю сесть за стол и нарисовать сказку на бумаге.

Обсуждение нарисованного.

4 этап. Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение, дать почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками – трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся (дети показывают)Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? (дети разбегаются по группе, прячутся). А, что делают зайки, если видят волка? (психолог играет с детьми в течение нескольких минут). А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными и смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А, что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним, и когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра (дети в течение нескольких минут изображают слона).

Вопросы: кем вам понравилось быть слоном или зайчиком? Почему?

5 этап.   Релакспауза «Тихое озеро»

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие воображения.

Психолог: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».

Психолог: «Молодцы, ребята вы очень постарались и многому сегодня научились (проговорить). Психолог хвалит каждого за проделанную работу и раздает детям сладкие призы.

Вывод: Организация описанной выше поэтапной коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста, позволяет снять  излишнее мышечное напряжение, способствует повышению самооценки и улучшению взаимоотношений между детьми.

Список использованной литературы

  1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А., - Сказкатерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста.- СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2012. – 112с.
  2. Козлова С.А., - Мой мир- М.,2000.-224c.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- СПб.: Издательство «Речь», 2007.-136с.
  4. Мосина Е.С. – Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – 2-е изд.- М.: Генезис, 2013.-160с.
  5. Под ред. Свистуновой Е.В. – Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия- М.: Форум, 2014.-192с.
  6. Сертакова Н.М. – Методика сказкотерапии в социально – педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Метод. Пособие дляпедагогов и психологов ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2012. – 224с.
  7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. – терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми- М.: ФОРУМ, 2013.-132с.
  8. Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – Лабиринт души: Терапевтические сказки- 11-е изд.- М.: Академический проект, 2014.-175с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Эмоционально-личностное развитие дошкольника.Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с ...

«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста».

Вашему вниманию мне хотелось бы предложить выступление на круглом столе для воспитателей детских садов. Театрализованные игры в детском саду очень актуальны, так как они способствуют развитию творческ...

"Роль игры в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста"

Как наличие или недостаток игры в жизни ребенка может повлиять на становление его как полноценной личности...

Роль игры в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста

Как наличие или недостаток игры в жизни ребенка может повлиять на становление его как личности в целом...

Роль игры в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста

Как наличие или недостаток игры в жизни ребенка может повлиять на становление его как личности в целом...

Методическое пособие для педагогов-психологов. Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Тест «Рисунок семьи".

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характери...

Папка воспитателя по самообразованию "Эмоционально – личностное развитие детей дошкольного возраста "

Сама когда-то начинала эту нелегкую работу! Представляю Вашему вниманию свою папку по самообразованию. Заполнена она конечно ещё не до конца, так как работа пока ведется в данном направлении....