Папка воспитателя по самообразованию "Эмоционально – личностное развитие детей дошкольного возраста "
рабочая программа по теме

Коробейникова Мария Игоревна

Сама когда-то начинала эту нелегкую работу! Представляю Вашему вниманию свою папку по самообразованию. Заполнена она конечно ещё не до конца, так как работа пока ведется в данном направлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  

Детский сад № 5 г. Тайшет

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

        Коробейникова Мария Игоревна        

(Ф.И.О.)

Воспитатель

(Должность)

Эмоционально – личностное развитие детей дошкольного возраста

(Название темы)

Сентябрь, 2016г.

(Начало изучения темы)

Май, 2020г.

(Окончание изучения темы)

г. Тайшет, 2016г.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога  Коробейникова Мария Игоревна                                    

Дата рождения 6.10.1992 г.                                                                                    

                                                                         

Стаж работы в должности 2 года                                                                              

Образование (название учебного заведения и год  окончания)

  1. В 2013 году, ОГОБУ СПО Иркутский региональный колледж педагогического образования                                                

  1. В 2018 году ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия»

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили)

 _1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4.________________________________________________________________                                                                                                                                      

Награждения (год, характер награды)

  1. Диплом(педагог организатор Всероссийской викторины «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ») – 2014 г.
  2. Грамота (1 место в конкурсе «Огород на окне») – 2014г.
  3. Диплом (3-е место Всероссийский конкурс «Система деятельности педагога дошкольной образовательной группы в условиях ФГОС ДО») – 2015г.
  4. Благодарственное письмо (организация и проведение проекта по военно-патриотическому воспитанию «Россия – родина моя») - 2015г.
  5. Почетная грамота (за добросовестный труд в системе дошкольного образования) – 2015г.
  6. Диплом (3-е место победитель Всероссийского педагогического конкурса в номинации Новогодний проект) – 2016г.
  7. Грамота (за содействие и участие в мероприятиях противопожарной направленности) – 2016г.
  8. Диплом (2-е место за участие в международном конкурсе «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста») – 2016г.
  9. Благодарственное письмо (за добросовестный труд в системе дошкольного образования) – 2017г.
  10. Сертификат (участие в профессиональном конкурсе «Воспитатель года - 2018») – 2018г.

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЗА 2016   /2017    УЧЕБНЫЙ ГОД

Работая над темой, в 2016-2017 учебном году оформила подборку методических рекомендаций по эмоционально – личностному развитию детей, изучила и систематизировала теоретический материал, который буду пополнять новыми знаниями, использовать в работе и делиться опытом своей работы.

Над данной темой работаю второй год. Считаю её очень актуальной в работе с нашими детьми. Проблема эмоционально – личностного развития является доминирующей из центральных психолого-педагогических проблем.

В практике своей работы сталкиваюсь с такими проблемами как:

негативная реакция ребёнка на запреты и невыполнение его желаний; отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов в общении; влияние теле- или видеопродукции, где присутствуют мотивы насилия; агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.

В работе стараюсь уделять больше внимания формированию круга интересов ребёнка в соответствии с его характером и способностями, умений организовать своё свободное время и проводить его с пользой для себя.

Приведу несколько способов поведения в конфликтной ситуации, которые я использую в работе:

- Уход от конфликта (например, переход на другую тему или же прерывание общения). Это не решение проблемы, а оттягивание развязки - таким способом можно выиграть время для принятия оптимального решения.

- Сглаживание конфликта (одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с предъявленными претензиями, но только на данный момент). Это тоже не решение проблемы, а попытка, прежде всего, успокоить ребёнка, а затем уже работаю с ним в индивидуальном порядке до выяснения всех обстоятельств, признания своей вины, наказания виновного и т.д.

- Компромисс (открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон решения).

В этом году особое внимание уделяю социально-коммуникативному развитию.

Задача взрослого: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.

Мы с детьми учимся осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей.

Знакомлю детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучаю их пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

Способствую постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.

Цели и задачи работы на 2017-2018 учебный год

План работы выстроен по разделам, которые будут реализовываться в соответствии с представленными таблицами

№ п/п

РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Разгляди себя в зеркале

Продолжать определять вместе с детьми представление о себе

Упражнение приветствие

Разыгрывание ситуации

Игра «Говорящее зеркало»

Игра «Узнай про кого я расскажу»

Игра «Водяной»

Ритуал прощание

Что между нами общего

Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других

Упражнение приветствие

Рассматривание общего фото

Игра «Садовник»

Игра «Узнай на ощупь»

Танец под медленную музыку

Ритуал прощание

Представь и изобрази себя другим

Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей

Упражнение приветствие

Пантомима «Догадайся кто я?»

Игра «Театр эстрады»

Рисование лиц на надутых воздушных шариках

Ритуал прощание

Твоя любимая еда

Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к продуктам, сравнивать с предпочтениями других людей

Упражнение приветствие

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Рисование любимых продуктов»

Дидактическая игра «Что откуда?»

Ритуал прощание

Животное которое тебе нравится

Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать со вкусами других людей

Упражнение приветствие

Беседа о любимых животных

Вырезание фигур животных

Дидактическая игра «Лото»

Ритуал прощание

Твоя любимая игра, игрушка

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к играм, сравнивать с предпочтениями других

Упражнение приветствие

Пантомима «Как я люблю свою игрушку»

Игра «Фанты»

Игра «Экскурсия»

Ритуал прощание

Красивый -безобразный

Определять вместе с детьми что они считают красивым

Упражнение приветствие

Аудиозапись сказки «Звездный мальчик»

Дидактическая игра «Красивое-некрасивое»

Ритуал прощание

Обычный - странный

Развивать представления детей о том, что обычно

Упражнение приветствие

Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав»

Разыгрывание этюдов из мультфильма

Ритуал прощание

РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ

Грусть, радость, спокойствие

Помочь детям осознать, какие чувства и настроения бывают

Упражнение приветствие

Чтение стихотворения С. Маршака «Котята»

Этюд «Встреча с другом»

Игра «Закончи фразу»

Прослушивание музыкального произведения «История про Обидок и Грустинок»

Ритуал прощание

Печаль, горе

Помочь понять причины возникновения грустного настроения

Упражнение приветствие Карточки с изображением разных эмоций

Прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы»

Чтение рассказа Л. Толстого «Птичка»

Ритуал прощание

Злость

Помочь детям понять, что такое «злость»

Упражнение приветствие

Чтение К. Чуковского «Бармалей»

Рассматривание иллюстраций Канашевича

Игра «Волшебные слова»

Упражнения «Коврик злости»,

«Волшебный мешочек»

Техника «Разрывание бумаги»

Ритуал прощание

Страх

Помочь детям справляться со своими страхами

Упражнение приветствие

Рисование «Чего я боюсь»

Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами

Упражнение «Зеркало»

Игра «Медвежонок»

Ритуал прощание

Никто меня не любит

Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают

Упражнение приветствие

Раскрашивание картинок о дружбе

Игра «Ау»

Игра «Передай другому»

Подвижная игра «Ищу друга»

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Ритуал прощание

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Друзья

Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению самооценки детей

Упражнение приветствие

Кукольный спектакль «Лучшие друзья»

Песенка «Как мы весело живем»

Игра «День Рождения»

Ритуал прощание

С кем ты хочешь дружить

Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг

Упражнение приветствие

Игра «Поезд»

Игра «Котенок»

Игра «Передай мячик»

Игра «Рукавички»

Ритуал прощание

Ссора

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры

Упражнение приветствие

Просмотр мультфильма В. Сутеева «Яблоко»

Ритуал прощание

Как помириться

Учить простым способам выхода из конфликта

Упражнение приветствие

Сценка «упрямые козлики»

Инсценировка с детьми

Упражнение «Мостик дружбы»

Разучивание «мирилок»

Ритуал прощание

Ласковые слова

Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств

Упражнение приветствие

Игра «Назови ласково»

Прослушивание песенки «Улыбка»

Игра «Дружба»

Игровое упражнение «Давай помиримся»

Ритуал прощание

Что можно делать, а что нельзя

Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения

Упражнение приветствие

Чтение С. Решетникова «Я больше не хочу»

Рисование «Что мне запрещают делать»

Игра «В стране запретов»

Ритуал прощание

Тематический план

Наименование разделов

Время проведения

1.

Уверенность в себе

Разгляди себя в зеркале

3 неделя октября

Что между нами общего

4 неделя октября

Представь и изобрази себя другим

1 неделя ноября

Твоя любима еда

2 неделя ноября

Животное, которое тебе нравится

3 неделя ноября

Твоя любимая игра, игрушка

4 неделя ноября

Красивый - безобразный

1 неделя декабря

Обычный - странный

2 неделя декабря

Подведение итогов

3 неделя декабря

2.

Чувства, желания, взгляды

3.

Грусть, радость, спокойствие

3 неделя января

Печаль, горе

4 неделя января

Злость

1 неделя февраля

Страх

2 неделя февраля

Никто меня не любит

3 неделя февраля

Итоговое

4 неделя февраля

Социальные навыки

Друзья

1 неделя марта

С кем ты хочешь дружить?

2 неделя марта

Ссора

3 неделя марта

Как помириться

4 неделя марта

Ласковые слова

1 неделя апреля

Что можно делать, а чего нельзя

2 неделя апреля

Совместные игры

3 неделя апреля

Подведение итогов

4 неделя апреля

Итого: 23

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Актуальность темы:  

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Основной целью темы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи:

  1. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие;
  2. Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
  3. Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  4. Развивать духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи и общества.
  5. Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности;
  6. Развивать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.


Литература по теме:

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968

2.Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1984

3.Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте//Собр.соч., т.2. – М., 1982

4. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре// Дошкольное воспитание. – 1981. - №10. – с.61 - 64

6. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988

7.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000


4. Чей опыт предполагается изучить по данной теме _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Творческое сотрудничество по теме самообразования _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы: посещение уроков, внеклассных мероприятий и другие) ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте ____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2016-2017  УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования – май, 2017

Форма и место подведения итогов – МКДОУ детский сад № 5

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Октябрь

Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

 Подбор литературы по теме самообразования.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Ноябрь

Изучение теории по теме: «Эмоционально – личностное развитие детей дошкольного возраста»

Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение занятий воспитателей

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала по темам.

Январь

Разработка плана на, месяц, год.

Подбор материала.

Изучение теории по социально – коммуникативному развитию

Знакомство с литературой.

Февраль

Подготовка презентации  по теме «Эмоции»

Подбор материала

        

Март

Создание методической разработки

Изучение литературы

Разработка  картотек игр на разнообразное эмоциональное состояние детей

Подбор материала

Апрель

Подготовка праздника  День победы.

Репетиции.

Защита методической разработки

Выступление с презентацией

Май

Работа над развитием собственных эмоций, чувств

Обобщение  опыта

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Эмоционально-личностное развитие дошкольника.Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с ...

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

О роли воспитателя в социально личностном развитии детей дошкольного возраста.

Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально - личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - этопроц...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастных группах малокомплектного сельского детского сада»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.   В настоящее время о...

Личностное развитие детей дошкольного возраста средствами интеграции образовательных областей.

Повышение качества дошкольного образования и его стандартизация требуют разрешения ряда проблем, в том числе:- определения объема содержания;- согласования соотношения программ и технологий;- ор...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию  детей дошкольного возраста  в разновозрастной  группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...