Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей
статья

Ожигина Людмила Николаевна

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста сложный процесс. Дети к 3 - 4 годам умеют одеваться, кушать, умываться самостоятельно, но недостаточно аккуратно. Кроме того, у некоторых детей именно факт наличия или смена режимных моментов вызывает негативную реакцию, в то время как сами режимные моменты призваны напротив сохранять и поддерживать благоприятную атмосферу в детском коллективе. И вот в таких случаях приходят на помощь речевые игры или небольшие стишки-потешки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kulturno.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста .

Стихи в режимных моментах

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста сложный процесс. Дети к 3 - 4 годам умеют одеваться, кушать, умываться самостоятельно, но недостаточно аккуратно. Кроме того, у некоторых детей именно факт наличия или смена режимных моментов вызывает негативную реакцию, в то время как сами режимные моменты призваны напротив сохранять и поддерживать благоприятную атмосферу в детском коллективе. И вот в таких случаях приходят на помощь речевые игры или небольшие стишки-потешки.

Стихотворные формы являются близкими и понятными детям по духу и легко находят отклик в их сердцах. Давно установлено, что поэтический язык намного эффективнее воспринимается детским мозгом.

Существует мнение, что стихотворные формы один из самых главных источников знаний для детей дошкольного возраста.

Основные цели использования стихотворных форм в режимных моментах:

- формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков,

- поддержание интереса к происходящему и создание хорошего настроения.

Кроме того, при чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту русского языка, обогащает их словарный запас.

Используя словесное творчество в воспитательно- образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, а как можно шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью стихотворных форм, важно чтобы они были максимально включены во все режимные процессы ребенка в детском саду, во все виды деятельности, на сколько это возможно.

На сегодняшний день большое количество детских сборников и методической литературы по данной теме можно найти в магазинах и в интернет-ресурсах. Но надо учитывать, что стихи в режимных моментах должны быть коротенькими, чтобы, во-первых, легко запоминались и воспроизводились самими детьми, а во-вторых, чтобы не затягивать и не перегружать сам режимный момент. И тогда режимные моменты проходят на эмоциональном подъеме, дети с удовольствием моют руки, повторяют и заучивают маленькие веселые стишки.

В приложении представлены три группы такого рода словесного материала:

1. народные потешки и авторские стихи, ставшие практически народными.

2. стихи собственного сочинения.

3. Особо стоит выделить группу стихотворного сопровождения режимных моментов, которую составляют цитаты из прочитанных ранее на занятиях стихотворений известных авторов. Так например, по мотивам цикла занятий, посвященных творчеству Бальмонта (проект «В гости к Фее...»), можно в некоторых ситуациях использовать строки уже знакомых стихов. В результате и стихи станут более запоминающимися, и режимный момент наполнится воспоминаниями о том эмоционально поднятом настроении, которое было на занятии по развитию речи.

1. Одевание на прогулку

Раз, два, три, четыре, пять

 Собираемся гулять.

Я умею одеваться

Если только захочу.

Даже маленького братца

Одеваться научу.

До колена натяни

И другой чулок возьми.

Вот и все теперь вставай

И штанишки надевай.

Нарядили ножки

В красные сапожки.

Вы шагайте, ножки,

Прямо по дорожке.

 Если хочешь прогуляться,

 Нужно быстро одеваться,

 Дверцу шкафа открывай,

 И одежду доставай.

 Собери носок в гармошку,

 И надень его на ножку.

 Ты другой носок возьми

 Точно так же натяни.

 А теперь скорей вставай

 И штанишки надевай.

 Посмотри, на улице

 Стало холодать.

 Пришло время кофточку

 Деткам надевать.

 Чтобы ушки не болели

 Быстро шапочку надели.

 А потом и куртку

 Для длительной прогулки.

 Завязала Настеньке

 Шарфик полосатенький.

 Наденем на ножки

 Валенки-сапожки.

 И пойдем скорей гулять,

 Прыгать, бегать и скакать.

 

Наденем на ножки

 Валенки-сапожки.

 Хороши сапожки

 Не замерзнут ножки.

 Чтоб не мерзнуть

 Пять ребят

 В печке вязаной сидят.

Еда

На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем "спасибо".

Ешь, Никита, не спеша -

Каша очень хороша!

Ешь,Поленька пригожая,

Каша, ох, хорошая!


Вот и 
полдник подошел, 
Сели дети все за стол. 
Чтобы не было беды, 
Вспомним правила еды: 
Наши ноги не стучат, 
Наши язычки молчат. 
За обедом не сори, 
Насорил — так убери.

А у нас есть ложки 
Волшебные немножко. 
Вот — тарелка, вот — еда. 
Не осталось и следа.

На моей тарелочке 
Рыженькая белочка, 
Чтоб она была видна, 
Все съедаю я до дна.

Глубоко и мелко, 
Корабли в тарелке, 
Вот кораблик плывет, 
Заплывает прямо в рот.

Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди! 
Не видно на ложке 
Капустки, картошки. 
И нет на тарелке — гляди!

Час обеда подошел, 
Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.


Сначала он в поле большом колосится, 
Потом в амбаре крестьянском хранится. 
Затем он в пекарне печется И мягким, душистым на стол подается.

Если Вас не посетит 
За обедом аппетит
Надо вызвать ложку
Ложку-неотложку
Ложка мигом прилетит
В ароматной дымке
В ней приедет аппетит
В шапке-невидимке
А теперь нельзя зевать!
Постарайся поспевать!
За волшебной ложкой.
Рот пошире открывай,
И смелее управляй!
Ложкой неотложкой 

Дружно ложки мы берем
С аппетитом мы жуем 

Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед,
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам и вам и вам!
Спасибо тетям поварам!
Спасибо тем, кто варит нам 
Ну давай, Алешка!
Поработай ложкой!
Скушай все до крошки
И еще немножко 

Куклу? Кормили!
Зайку? Кормили!
Мишку? Кормили!
А Машу? Забыли! 

Глубоко, не мелко
Корабли в тарелках
Луку головка
Красная морковка
Вот кораблик-лук плывет
Заплывает прямо в рот 

Длинохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой
Ждет лошадка у ворот -
Открывай скорее рот (ложка)
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке.
Варись поскорее, булькай веселее,
Варись кашка сладка из густого молока, да из манной крупки.
У того, кто кашку съест, вырастут все зубки.

Вот девочка Маша.
А вот каша.
Вкусная каша, ешь, Маша.
Ложку - за брата Антошку!
Ложку - за Лушку-подружку!
Ложку - за рыжую кошку,
ложку - за мышку-крошку,
ложку - за пса Тимошку,
ложку - за уточку-хромоножку!
За Машу - последнюю ложку!
Вот и вся каша. Молодец, Маша!

Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится, 
Очень каша хороша, 
Ели кашу неспеша. 
Ложка за ложкой, 
Ели по немножку.

Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму, 
А вторую за кого?
- Да за папу твоего, 
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку, 
Сьешь за бабу, 
Съешь за деду, 
За мальчишку - за соседа, 
За подружек и друзей, 
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий, 
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Тили-час, тили-час
вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
воробей стучит в окошко,
дайте ложечку и мне...
вот и кончился обед.

Вот это – 
хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша!
А это – 
её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша, 
нет, не каша,
и не угадали!
Села Маша,
съела кашу
всю, сколько дали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...

Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста».

Проект  «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»....

Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...

план самообразования воспитателя по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет"

Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста через педагогическую технологию организации режимных моментов....

Перспективный план работы с детьми 2-3 лет по теме: «Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2 – 3 лет»

Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты (гигиенические процедуры, кормление, сборы на пр...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...