«Технология «Говорящих стен»
проект (младшая группа)

Тихонова Любовь Петровна

 МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»

 

 

 

 

Описание педагогического проекта

Тема:

«Технология  «Говорящих стен» как система                                               визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста».

(Из опыта работы)

 

image

 

 

Выполнила:

Воспитатель МКДОУ IКК – Тихонова Л.П.

Р.п. Елань-Коленовский, 2021 год

Тема проекта:  «Технология  «Говорящих стен» как система                                               визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста».                                                                          Руководитель проекта: воспитатель МКДОУ IКК – Тихонова Л.П. Базисный компонент проекта: разработка и использование  технологии «Говорящих стен» как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста».    Возраст участников проекта: воспитанники МКДОУ от 1,5 до 7 лет.               Состав проектной группы: старший воспитатель – Батищева Т.В.; воспитатели – Тихонова Л.П., Шевелёва Н.Ю.; родители воспитанников.                                                     Форма реализации проекта: очная.                                                                               Тип проекта: оформительский, информационный долгосрочный (с января 2021 года – январь2023 год).                                                                                        По направлению деятельности участников: информационно - практико -ориентированный.                                                                                                                 По образовательной области: в проектной деятельности задействованы все пять областей ФГОС ДО.                                                                                              Способ разработки проекта: системная паутинка по проекту.                        Проблема проекта: в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования есть требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно -  развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно - развивающей среды. Правильно организованная предметно -развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно - развивающей среды является технология «говорящей стены». Её суть заключается в том, что ребёнок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.                               

 Цель проекта: внедрить новую форму РППС  через технологию «Говорящие стены», создать условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада,  создать условия для эффективного способа передачи информационного контента для детей и родителей.                                                                                                                  Задачи проекта:                                                                                                                  -  создание мотивирующей развивающей предметно - пространственной среды в МКДОУ;
- создать атмосферу эмоционального комфорта;                                                                                                 - создать условия для творческого самовыражения;                                                                                             - создать условия для проявления познавательной активности детей;                          - повысить информационную, педагогическую компетентность родителей.

                Задачи проекта для младших дошкольников:                                                               - пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;                                                       - приобщать детей к процессу познания;                                                                            - формировать различные представления;                                                                              - формирование эмоциональной заинтересованности;                                                                       -  знакомство с предметами и действиями с ними;                                                                               - развитие мышления и воображения;                                                                                                 - речевое развитие.                                                                                                Задачи проекта для старших дошкольников:                                                               - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;                                                                                                                                                             - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;                                                                                                                                           - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;                                                                                                   - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;                                                                                                                       -  развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;                                                      - развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;                                                                                                                     - формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;                                                                                                          - развивать способность к прогнозированию будущих изменений.                                                    Формирование предпосылок учебной деятельности:                                                                      - произвольности в поведении и продуктивной деятельности;                                                              - потребности в создании собственной картины мира;                                                                         - навыков коммуникативного общения.                                                                          Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:                                                       - выявить проблему;                                                                                                                     - самостоятельно искать нужное решение;                                                                                             - выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;                                                                                                                          - самостоятельно анализировать полученные результаты.                                                               Социальное развитие:                                                                                                                   - развитие самопознания и положительной самооценки;                                                                        - овладение способами внеситуативно - личностного общения;                                                                       - высокий уровень коммуникативной компетентности;                                                                          - осознание функций речи.                                                                                                Физическое развитие:                                                                                                                    - развитие осознанного отношения к своему здоровью;                                                                        - формирование потребности в здоровом образе жизни;                                                                        - совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.                                                                                                     Познавательное развитие:                                                                                                            - систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;                                                                                                       - развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.                                                      Эстетическое развитие:                                                                                                                    - углублѐнное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;                                                                                                                                              - развитие способностей к эстетической оценке.                                                          Ресурсное обеспечение проекта:

№ п/п

ресурсы

 

1. Кадровые

- Старший воспитатель МКДОУ;                 - воспитатели МКДОУ.

2. Материально-технические

Игровое оборудование, компьютеры, фотоаппарат, видеокамера, ноутбуки, проектор для презентаций.

3. Нормативно -правовые

Наличие приказа.

4.Финансовые

-

5. Научно -методические

Тематическая методическая литература.

6. Информационные

Выход в Интернет, сайт ОО.


   Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно  модернизировать образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами -дошкольниками встала задача пересмотра приоритета  профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес  у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии. При реализации этих требований мы выбрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу всех образовательных  областей.

С этой целью в детском саду была внедрена  технология «Говорящая стена».

   Любое новшество представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приёмов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы в нашем детском саду применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные  модели  по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям. Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова и снова. Каждый день дети должны чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно и узнавать много нового. Можно приобрести новомодные игрушки, гаджеты и пособия, но воспитателю необходимо соблюдать принципы построения развивающей среды (согласно ФГОС ДО), поэтому желательно пересмотреть взгляды не только на привычный интерьер группы, но и на детскую активность. Во ФГОС ДО перечислены девять видов детской активности, и воспитателю нужно создать условия для их обеспечения в полном объёме.

Основная проблема нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения, точнее необходимой площади). Эту проблему педагоги нашего учреждения решили путём частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль. Так и появился проект источником которого является технология «Говорящая стена».

Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в воспитательно - обучающую среду.

Говорящая  стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран.

Говорящая стена (интерактивная)- это:

- центр познавательного развития,

- социально - коммуникативный центр,

- центр художественно - эстетического развития.

Интерактивная стена решает важные воспитательно - образовательные задачи:

- создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;

- позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации;

- развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;

- обеспечивает эмоциональный комфорт для детей. 

Интерактивная стена даёт возможность взрослому и ребёнку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

 Работать с интеллектуальной «говорящей» стеной выбор педагога. В каждой группе работа индивидуальна и исходит от потребностей детей.  «Говорящую стену» можно использовать как элемент любой ООД. Говорящая стена помогает педагогу ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство. Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. На ООД знакомим дошкольников с темой, размещаем наглядный материал, пособия. Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно - поисковые методы  изучаем материал. Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Используем игровые приёмы, когда герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога. При работе со стеной педагог может  делить детей по группам, также работа со стеной может проводиться индивидуально. На уровне глаз детей размещается разнообразная информация об их исследованиях и продуктах творчества, этапах работы над проектом. Информация представлена в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок, схемы и карты, созданные вместе с педагогом или родителями. Вокруг доски на стене можно закрепить прищепки, что увеличит развивающее пространство группы и повысило его вариативность. На прищепки воспитатели подвешивают картинки и схемы к занятиям, работы воспитанников, фотографии игр и экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет педагогу разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий. Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребёнка (например, девочка видит себя на фотографии во время игры в магазин, вспоминает, как ей было интересно, и возвращается к этой игре). Поместив фото удачных детских построек, архитектурных объектов (дворцы, пирамиды, мосты) воспитатель  побуждает маленьких строителей не просто громоздить кубики, а создавать сложные постройки по схемам известных сооружений, возвращаться к своим удачным поделкам (например, воспитатели вывешивают на стену фото известных мостов мира. Дети рассматривают их, просят рассказать, что на них изображено  инициатива исходит от воспитанников). Рассмотрев картинки, обсудив их со взрослыми, дошкольники строят мосты из кубиков. Затем можно поместить на стену различные схемы конструирования на тему «Мосты». Дети замечают изменения, догадываются, что можно использовать эти схемы для самостоятельной деятельности. Удачные постройки они фотографируют и размещают на стене. Это побуждает воспитанников не только работать увлеченно и с интересом, создавая постройку, но и возвращаться к этой действительности снова. Так происходит масштабное изучение любого тематического материала. Можно использовать «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Для воспитанников важно осознание нужности своего труда. Как правило, их рисунки после просушивания убираются в папки, вывешиваются в приёмной для родителей. Но в приёмной ребёнок и родитель проводят не более получаса в день. Основное время дошкольники находятся в группе, поэтому они считают, что выставки детских работ там и нужно размещать (не для родителей, а для детей). Когда они видят свои рисунки на «говорящей стене», у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями - так создаются условия для речевого и социальнокоммуникативного развития. Кроме того, осознание того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться сделать работу аккуратно и красиво. Дополняя и обновляя материалы по теме, создаётся ситуация «погружения» в проект, когда дети окружены информацией и продуктами проектной деятельности. Такой подход позволяет дошкольникам постоянно находиться в проекте, вспоминать все его этапы, возвращаться к ним, углублять и расширять тему. Этому помогают и стены с кармашками .Важная и понятная информация способствует поддержке детской активности, инициативы; сменяемость информации делает развивающую среду вариативной. А использование работ и фотографий позволяет ребёнку почувствовать свою важность и побудить его к дальнейшей исследовательской и продуктивной деятельности. Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе  детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы.

«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен  не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться. Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно.

Структурные компоненты «Говорящей стены»

Для современного ребёнка нужен не только индивидуальный подход,  а создание условий для свободного выбора, конструирования, проектирования образа и самовоспитания в соответствии с ним. Реализацией  утверждения, в данной работе, будет считаться правильное и грамотное использование технологии «Говорящей стены» и только тогда  осуществится в полном объёме «Перспектива роста»: воспитатель, ребёнок, родитель». Под перспективой роста мы понимаем тот объем информации, которым может поделиться любой участник образовательных отношений. Информация может быть в любом доступном виде: фото, книга, которую прочитали, альбом с путешествиями, проекты, которые дети защищают в течении тематического периода и т.д

Оформление «Говорящей стены»

Создать развивающую «Говорящую стену» несложно. Важно учесть возраст и интересы воспитанников, подобрать необходимый материал и разместить его . Неотъемлемые части развивающей стены – материалы, игры и пособия – хранятся в специально оборудованных шкафчиках, на полках и доступны детям. Почти весь материал развивающей стены имеет магнитную основу, поэтому её главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой -липучкой.  Педагог может изготовить магнитную доску самостоятельно. Для этого нужно обклеить лист металла самоклеящейся плёнкой. На доску можно повесить панно с накладными элементами. Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах. В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и т. д. Если  проводится  работа по знакомой воспитанникам теме, используется материал из архива. Он есть в каждой группе. Для изготовления игр и пособий можно использовать плёнки для ламинирования и магнитную плёнку. Большинство игр – на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика. Обязательное приложение к играм – образцы, схемы, карты - алгоритмы. Они особенно нужны младшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки. Содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей. Младшим дошкольникам понятны и интересны задания, не предъявляющие конкретных требований к результату: «Укрась варежку», «Собери букет в вазу». Дети способны выложить конкретную фигурку с помощью образца. Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических фигур, опираясь на образец и без него.

Многие пособия многофункциональны. Можно использовать их для творческой деятельности и развития речи воспитанников.                               ФГОС ДО предъявляет требования к развивающей предметно – пространственной среде. Развивающая предметно - пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этим требованиям отвечает и «Говорящая стена», являясь составляющей предметно – пространственной среды. Содержание материала для «Говорящей стены» соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Материалы обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,  возможность самовыражения детей.  Разнообразие материалов, пособий обеспечивают свободный выбор детей. Развивающая «Говорящая стена» обеспечивает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых карточек, схем, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Это обеспечивает вариативность среды. «Говорящая стена» обеспечивает доступность для воспитанников, свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

«Говорящая стена» отвечает требованиям безопасности предметно -пространственной среды, предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Работая с «Говорящей стеной» мы составляем перечень игр, направленных на закрепление умений и навыков. Перечень игровых упражнений постоянно добавляется.

Игры на «Говорящей стене»

№ п/п

образовательная область

возрастная группа

название игры

1

Художественно – эстетическое развитие

младшая группа

Дорисуй лучики солнышку

Нарисуй дорожку

Нарисуй заборчик.

средняя группа

Нарисуй неваляшку

Собери домик из частей

Подбери по цвету

старшая группа

Дорисуй человека

Нарисуй близко и далеко

Выложи из геометрических фигур домики для сказочных героев.

подготовительная  к школе группа

Нарисуй картинку про весну.

 

2

Познавательное развитие.

младшая группа

Подбери по размеру

Выложи столько же, сколько

средняя группа

Расставь от низкого до самого высокого и наоборот.

старшая группа

Найди соседа

Посчитай и подбери гараж для машины

подготовительная к школе группа

Лабиринт

Выложи в соответствии с цифрой»

Больше или меньше

Что сначала, а что потом

Посчитай и запиши».

Что лишнее

Соотнеси геометрическую фигуру с предметом

3

Речевое развитие.

младшая группа

Кто как кричит

средняя группа

 

Скажи словечко

Расскажи кто где

Выложи правильно и расскажи

Найди и соотнеси картинки и игрушки

старшая группа

Кто чем питается

Разложи в определённой последовательности картинки» к сказкам

Составь рассказ

подготовительная к школе группа

Составь слово

Сложи букву

Найди пропущенный слог

Какой первый звук в слове»

 

Результативность данной технологии очевидна всем и имеет только положительные аспекты. У детей развивается познавательная активность, дети интересуются содержимым «Говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания, у детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств, у детей развиваются коммуникативные навыки. Дети предлагают выполнять задания другим детям, придумывают задания, договариваются об этапах выполнения. Учатся сотрудничать с взрослыми и детьми. Дети учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе. Наглядные средства пополняются, изготавливаются детьми, родителями, воспитателями. И самое главное, что теперь, если ребёнок затруднялся ответить сразу на вопросы о  том, что сегодня было в детском саду – подсказка была на стене. Родители замечают, что дети стали внимательней, играют более осознанно, поделки, рисунки по замыслу стали более красочными.                                                                                     

Применяя данную технологию в  работе МКДОУ  считаем, что, используя детский навык, учится всем доступными способами – через собственные действия в играх, через наблюдения, общение с разным людьми, через книги, походы, поездки с родителями, воспитателю нужно твёрдо знать, что достоинство не в том, чтобы все знать самому и всему научить ребёнка, а в том, чтобы научить ребёнка учиться. Не заглатывать и воспроизводить информацию, а искать, осмысливать и использовать то, что видишь, слышишь, узнаешь сам. Выбранное направление работы по созданию единого образовательного пространства в детском саду позволит реализовать принцип организации образовательного пространства не только в нормативно - правовых документах, регламентирующих деятельность дошкольной организации, но и на модели культуросообразного поведения взрослых всего дошкольного учреждения. Вед если ребёнок выступает в своей среде агентом, а не пассивным участником, улучшая и преобразовывая её, он испытывает чувство гордости, что является её владельцем. Данный подход в работе с дошкольниками  уверены будет реализовываться, оптимизироваться, трансформироваться на протяжении всего времени нахождения ребёнка в дошкольном учреждении.   

 

Список литературы

 

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).

2.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014

 3. Могильникова, С.В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С.В. Могильникова // MAAM. RU – Международный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-temu-..., свободный. – Загл. с экрана.

4. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е. Стафурова // Учительская газета – независимое педагогическое издание. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1104, свободный. – Загл. с экрана.

5. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль / Е. Шакирова // Журнал «Дошкольное воспитание»,№ 09. −2017.

6. «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», − 2002.

7. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9. − 2016.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Говорящая стена"

Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде детского сада....

Презентация "Технология "Говорящие стены"

Правильно организованная предметно-развивающая среда, предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития....

презентация "Новые подходы педагогов к созданию развивающего пространства в условиях ДОУ" технология "Говорящая стена"

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному развитию и воспитанию ребёнка....

Технология «говорящих стен»

В ФГОС дошкольного образования указано, что «РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы».Одной из современных технологий, позволяющей наиболе...

Модульное мобильное образовательное пространство. Технология «говорящая стена».

Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям. Во ФГОС ДО перечислены девять видов детской активности, и воспитателю нужно создать условия для их обеспечения.Основная проблема ...

Технология «говорящая стена», как средство организации работы по формированию основ безопасности младших дошкольников

В статье идет речь о формировании основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии "Говорящая стена", о ее внедрении в предметно - развивающую ср...

Буклет для родителей Современная образовательная технология «Говорящая стена»

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает и обучает все» и люди, и книги, и понятия. В домашних условиях могут   и даже СТЕНЫ....