План по самообразованию
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
План по самообразованию на 2020-2023 годы по теме «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_2020-2023_god.docx | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
ПО ТЕМЕ «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Горлеева Ирина Александровна, воспитатель
с. Яр-Сале
Ф.И.О. Горлеев Ирина Александровна
Специальность: воспитатель
Образование: средне-специальное
Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей»
Работа начата -01.09.2020 г.
Предполагается закончить -30.05.2023 г.
Цель: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.
Задачи: 1. Развитие игровой деятельности детей;
2. Сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей.
3. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.
4. Расширить кругозор ребенка посредством игры.
5. Развивать речевую активность у детей.
6. Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
7.Освоить современные технологии и методы организации игры.
8.Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.
Ожидаемый результат:
- Создание комфортабельной, уютной обстановки, насыщенной разнообразными игровыми материалами.
- Интерес детей к игре, к общему замыслу игрового сюжета. Самостоятельно отбирают и придумывают разнообразные сюжеты игр. Осуществляют перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность. Играют в коллективе сверстников, объединяясь небольшими группами для решения игровой задачи. Проявление собственной инициативы в использовании предметов- заместителей. Моделируют предметно- игровую среду.
- Повышение компетенции родителей о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Участие родителей в обогащении предметно-игровой среды; участие родителей в играх детей дома и в детском саду.
- Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная (коллективная)
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме
- посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;
- посещение педсоветов, семинаров.
- самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
- разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;
- апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив.
- обобщение результатов на заседании методического объединения.
Младший дошкольный возраст 2020-2021год
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | 1.Мониторинг. Анализ проблем. 2. Изучение литературы по теме самообразован 3. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм. 4. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте». 5. Подборка детских художественных произведений. 6.Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», Интернет ресурсы | Сентябрь – октябрь Постоянно Ноябрь- Май (2020-2021гг.) | 1. Анкетирование родителей «Особенности игровой деятельности детей» 2.Памятка для родителей «Советы родителям по организации игр с детьми дома». 3. Создание уютной комфортной обстановки, психологически максимально приближённой к домашней. |
Практический | 1.Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться». Игровое упражнение: «Накрой на стол». Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей». Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек». 2. Разучивание с детьми игр на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Прости меня, друг», «Мы любим друг друга». 3.Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке. 4.Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо». Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде». Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы. 5.Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью». Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые мы играем». | Ноябрь- Май (2020-2021гг.) | 1. Родительское собрание в младшей группе по «Развитию речи» 2. Работа с детьми по перспективному плану. 3. Показ сюжетно-ролевой игры с детьми |
Обобщающий | 1. Контрольный мониторинг детей. | Май (2020 г.) | 1.Отчет по теме самообразования на педагогическом совете. 2. Создание авторской программы «Сюжетно-ролевая игра как средство социально- личностное развитие ребенка» |
Средний дошкольный возраст 2021-2022 год
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Подбор и изучение методической литературы, посещение информационных сайтов. Определение цели, задач. Подбор и разработка картотеки игр для развития коммуникативных качеств. Изучение методической литературы: Н.В. Краснощекова. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Смирнова Е.О. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Галигузова Л.Н., «Развивающая предметно – пространственная среда» В.Ф. Сидоренко.
«Новые сюжетно-ролевые игры для младших школьников» Н.В. Краснощекова. «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры» Е. И. Зворыгина, Н.И. Комарова Интернет ресурсы 2. Мониторинг детей.
| Сентябрь – октябрь Постоянно Ноябрь- Май (2021-2022гг.) | 1.Анкеты. 2.Конспекты образовательной деятельности. 3.Папка передвижка. 4. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. |
Практический | 1.Анкетирование родителей. 2. Составление перспективного плана работы по сюжетно-ролевой игре в средней группе. 3. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми «Супермаркет», «Салон красоты», «Моряки» 4. Рекомендации педагогам при организации сюжетно-ролевых игр 5. Составление консультационного материала для родителей: «Значение сюжетно – ролевой игры в жизни дошкольников», «Социализация детей через сюжетно – ролевую игру», «Сюжетно – ролевые игры или зачем играть с ребенком?». «Современные дети, современные игры» | Ноябрь- Май (2021-2022гг.) | 1. Родительское собрание в средней группе «Сюжетно-ролевые игры и их значение». 2. Работа с детьми по перспективному плану. 3.Мастер класс «Игрушки своими руками» 4.Мастер класс по проведению сюжетно—ролевой игры «Праздник в семье» |
Обобщающий | 1. Контрольный мониторинг детей. 2. Оформление книги «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития детей. | Май | 1.Отчет по теме самообразования на педагогическом совете. |
Старший дошкольный возраст 2022-2023 год
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | 1. Ммониторинг детей 2. Анализ создания предметно-игровой среды в группе. Учет гендерной специфики детей в игровой среде» 2.Изучение методической литературы: Изучать и внедрять программу «Истоки» по всем образовательным областям С.А. Соловей, Т.Н. Львова «Предметно-развивающая среда ДОУ» И.А. Булычева «Дневник воспитателя: развитие дошкольников в игре» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.В. Краснощекова «Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста» «Роль творческой игры в знакомстве с окружающей действительностью» журнал «Дошкольное воспитание» №6 2008г. «Сюжетно-ролевые игры на прогулке» журнал «Дошкольное воспитание» №1 2008г. «Современный дошкольник: особенности игровой деятельности» Е.И. Смирнова «Дошкольное воспитание» №4 2002г. Виноградова Т. А. «Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников» Антонова Т. В. «Особенности общения старших дошкольников со сверстниками». Интернет ресурсы | Сентябрь – октябрь Постоянно Ноябрь-Май (2022-2023гг.) | 1. Анкеты для родителей: «Особенности игровой деятельности детей». «Нравственное воспитание в сюжетно-ролевой игре».
2. Обогащение предметно-развивающей среды в группе. |
Практический | 1. Обогащение предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми и атрибутами. 2.Создание маркеров игрового пространства для детей старшего дошкольного возраста. 3. Создание и обогащение макетов для сюжетно-ролевых игр. 4. Разработка перспективного планирования сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста. 5.Оформление папки «Играем вместе» 6. Составление консультационного материала для родителей: «Что такое сюжетно-ролевая игра, и какую роль она играет в жизни дошкольников?» Памятка для воспитателей «Организация сюжетно- ролевой игры в ДОУ» | Ноябрь- Май (2022-2023гг.) | 1. Родительское собрание в старшей группе «Игра не забава». 2.Круглый стол для родителей «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей» 3.Работа с детьми по перспективному плану. 4. Мастер класс с родителями «Космическое путешествие» 5. Открытый показ сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Морская экспедиция» 6. Презентация «Создание условий для сюжетно-ролевых игр» |
Обобщающий | 1. Контрольный мониторинг детей. 2. Оформление альбома «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ» | Май 2023г. | 1.Выступления на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития детей» 2.Размещение материала на сайте «Современная предметно- развивающая среда в группе». 3. Выпуск альбома «Я в профессии играю» 4. Печатание, обмен опытом в социальных сетях. |
Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми.
№ | Задачи | Методы и приемы |
1. | Расширять представления детей об окружающей жизни. Обогащать знания детей о окружающей жизни. | *Рассматривание иллюстраций, фотографий. * Просмотр видеоматериалов. * Рассказ воспитателя. * Чтение художественной литературы. Отгадывание загадок. * Беседа. |
2. | Изучать интересы детей, их любимые игры. | * Наблюдение за игровыми объединениями детей. * Рисование на тему «Как мы играем». * Рисование на тему «Мои любимые игрушки». * Беседа на тему «Любимые игры». * Беседа на тему «Мои друзья». * Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду». |
3. | Создавать «материальную основу» для игры. Обогащать «материальную базу» для игры. | * Рассматривание предметов, игрушек, предметов заместителей. * Рассказ воспитателя о предметах. * Беседа об использовании предметов, игрушек. * Беседа о хранении и размещении игрушек. * Изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок. * Внесение новых игрушек и предметов. |
4. | Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре. Развивать творческие способности детей. | * Предложение темы игры, новых сюжетов. * Обсуждение игрового сюжета. * Создание игровой воображаемой ситуации. * Создание игровой обстановки. * Разработка плана игры. * Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры. * Распределение ролей. Ролевое участие в игре. |
5. | Формировать специфические игровые умения. | * Показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями. * Употребление условной игровой терминологии. * Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей). * Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой. |
Этапы работы педагога с детьми
Этапы | Мероприятия |
1 Этап. | Детальное изучение индивидуально-типологических (темперамент), психологических и социальных особенностей каждого ребенка своей группы |
2 Этап | Разработка плана мероприятий с родителями, который позволил найти точки соприкосновения в воспитании и обучении детей, т.е. определить преемственность в семье и в детском саду |
3 Этап | Формирование у детей умений и навыков игрового взаимодействия посредством целенаправленного и планомерного руководства развитием сюжетных линий в ролевых играх. |
4 Этап | Отслеживание промежуточного результата с целью корректировки тактики проводимой работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...