Развлечение для дошкольников 4-5 лет "Жаворонки"
план-конспект занятия (средняя группа)

Гожуловская Татьяна Александровна

Задачи:

-познакомить детей с русским народным праздником «Жаворонки», обычаями и традициями его празднования;

-продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора:  песенками «веснянками – закличками», пословицами, поговорками;

-пробудить в детях интерес к русскому фольклору,  связанному со старым традиционным бытом;

-развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности;

-воспитывать    уважительное отношение к русскому народному творчеству,  традициям и обычаям народа;

-воспитывать любовь к родной природе;

-создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором;

-формировать дружеские отношения между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_narodnogo_prazdnika_zhavoronki.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение «Жаворонки»

для дошкольников 4-5 лет

Задачи:

-познакомить детей с русским народным праздником «Жаворонки», обычаями и традициями его празднования;

-продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора:  песенками «веснянками – закличками», пословицами, поговорками;

-пробудить в детях интерес к русскому фольклору,  связанному со старым традиционным бытом;

-развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности;

-воспитывать    уважительное отношение к русскому народному творчеству,  традициям и обычаям народа;

-воспитывать любовь к родной природе;

-создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором;

-формировать дружеские отношения между детьми.

Предварительная работа.

Беседы о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.

Чтение русских народных сказок, загадок  о весенних  погодных явлениях.

Знакомство с малыми формами фольклора:  «закличками – веснянками».

Изготовление атрибутов  к развлечению.

Ход развлечения.

Звучит русская народная музыка.  Дети входят в группу и рассматривают выставку  предметов декоративно-прикладного искусства и народных музыкальных инструментов (свистульки, трещотки, дудочки и др.)

Хозяйка (воспитатель).

- Добрый день, гости дорогие!  Собрались мы сегодня здесь весну закликать да птиц встречать.

На Руси Весну  всегда  ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с  теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Вот и приходилось людям  зазывать, «выкликивать весну»   к себе в гости     песенками-веснянками,  закличками.

Видео-презентация «Жаворонки»

Весну закликали несколько раз. Первый раз закликать  Весну  начинали тогда,  когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и  начинают петь по-весеннему.  

Дети произносят песенки - «заклички»

1. «Весна, весна, проснись со сна!

А ты, Зима, ступай за моря,

Надоела ты нам, наскучила,

Наши рученьки приморозила».

2. «Нам, Зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла».

3. «Весна, весна красная!

Тепло солнышко! Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!»

Воспитатель: 

- Второй раз Весну звали- закликали 22 марта, когда длина светлого времени суток равна длине  темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходит.

22 марта  на Руси празднуют  праздник «Жаворонки».

В народе считали, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок  разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях  настоящую, теплую весну.

 Уж ты пташечка, ты залетная! 
Ты слетай на синё море, 
Ты возьми ключи весенние, 
Замкни зиму, отомкни лето!

Воспитатель:

- Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте, Весну - красну  зазывайте!

 Хоровод «Веснянка»(дети встают в хоровод, танцуют)

Воспитатель:  Чтобы приблизить приход весны, 22 марта хозяйки пекли  из теста фигурки птичек с распахнутыми крыльями. Их называли жаворонками, пташками.  Печеных птичек раздавали родным и близким.

Еще жаворонков давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям.

- «Ой, вы жаворонки, жавороночки

Летите в поле, несите здоровье

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье».

А еще птичек пекли с разными секретами. С помощью подобных птичек на праздник  выбирался семейный  засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка,  и  все мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева. 

 Дети насаживали птичек на палки,  бежали  по селу закликать жаворонков, а с ними и весну.

Ребята, а теперь давайте  и мы с вами сделаем из теста жаворонков. будем жаворонков закликать, чтобы они приход весны ускорили.

Лепка из теста «Жаворонки»
(Дети берут палочки, украшенные лентами и птичкой, встают группами по 3-4 человек, вместе  произносят «заклички».)

« Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!»

«Жаворонки,                                                

Жавороночки,                                            
Прилетите к нам,                                        

Принесите нам                                            
Лето тёплое,                                               
Унесите от нас                                            
Зиму холодную;                                          
Нам холодная зима                                     
Надоскучила,                                               
Руки, ноги отморозила».

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

«Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня». (Ручей)

Весна.  Правильно, ребята  - это ручей. Только ручейки зажурчат, сразу небо пташками загудит — первыми вестниками тепла.

Видео-презентация «Март.Таяние снега, ручьи»

Хозяйка. Ребята,  а  давайте золотые ворота  для Весны-красны открывать. Это поможет Весне силу удвоить и зиму побороть.  «Зима весну пугает, да сама тает».

Народная игра «Золотые ворота»

(Приглашаются поиграть в игру дети и родители, все проходят цепочкой через ворота и говорят слова).

Ходит матушка-весна

Ищет детушек она.

Первый раз прощается

Другой раз запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас.

(Кого поймали в «воротики», тот выходит из игры, потом игра проводится еще раз,  оставшиеся танцуют под музыку.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария развлечения для дошкольников старшего возраста

Представлен сценарий развлечения "Айболит"для детей старшего дошкольного возраста. За основу сценария взят "Айболит" К.И.Чуковского и обогащён современным музыкальным материалом....

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (НА УЛИЦЕ)

Паук спрятал Муху и дорожные знаки. Взрослым героям "Насекомым" предстоит спасти Муху-Цокотуху, но они не могут этого сделать без помощи дорожных знаков, которые нужно будет детям найти выполняя разны...

Музыкальное развлечение для дошкольников: "Дни масляной недели".

Интересное мероприятие для детей. Основная идея - сохранение русских народных традиций....

развлечение для дошкольников "День смеха"

Незабываемые встречи с любимыми сказочными героями. Это развлечение доставит много радостных минут детям старшего дошкольного возраста....

развлечение для дошкольников "День смеха"

Незабываемые встречи с любимыми сказочными героями. Это развлечение доставит много радостных минут детям старшего дошкольного возраста....

Значение развлечений для дошкольников

Разлечение для ребенка - это положительные эмоции. Давайте об этом помнить!...

Физкультурно-музыкальное развлечение для дошкольников и их родителей «Будем в армии служить и отчизной дорожить»

Цель: Формировать у детей чувство патриотизма.Задачи: Обогащать и конкретизировать знания детей о Российской Армии.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, ощутить радость от совместной де...