Проект
методическая разработка (подготовительная группа)

Симак Татьяна Тимофеевна

Материал очень полезен для педагогов ДОУ, для родителей,  в воспитании детей, для их грамотоного подхода к материальным ресурсам, рационального использования, бережному, уважительному отношению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_simak_t.t.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №31 г. Михайловск

ПРОЕКТ

по финансовой грамотности дошкольников

в подготовительной к школе

Подготовила

Воспитатель Симак Т.Т.

Михайловск, 2021

Актуальность

В современном, быстро меняющемся мире очень сложно жить без экономических знаний. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевают  первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в дошкольных учреждениях. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию, когда дети вырастут.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:

  • именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
  • стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, интернет и т.д.);
  • это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.
  • Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
  •      Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой  грамотности, но не делать все за него.
  •     Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, ответственность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь.  
    Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей подготовительной группы, особенно на пороге обучения в школе.

Новизна проекта

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности детей.

В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.

Цели и задачи проекта

Образовательная область, интеграция ОО: Познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта – разработка в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад № 31 «Капитошка» г. Михайловска.

Задачи проекта:

  • Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
  • Образовательная задача: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий.
  • Развивающая задача: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
  • Воспитательная задача: - воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.

Предмет проекта – финансовая грамотность у дошкольников.

  Вид проекта

           Информационно-познавательный

       Срок реализации проекта

           Март (краткосрочный)

       Участники проекта

           Дети подготовительной группы возраст 6-7 лет, воспитатели группы, родители (законные представители)

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы,  подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

• разработка конспектов НОД;

• подготовка мультимедийной информации для детей в рамках проведения познавательных бесед по финансовой грамотности;

2 этап – основной

          Реализация проектных мероприятий:

  1. НОД «Что мы знаем о деньгах», «Доходы и расходы»,  «Семейный бюджет», «Где хранят деньги?».
  2. Показ мультимедийной презентации «История денег для дошкольников»;
  3. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад», (обсуждение увиденного  в формате беседы);
  4. Консультация для   родителей  «Как  сформировать у детей финансовую грамотность»;
  5. Выставка  детских рисунков, «Как выглядят деньги», поделок из подручных материалов «Копилка»;
  6. Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», чтение пословиц о труде;
  7. Дидактическая игра «Соотнеси набор монет с числом»;
  8. Рассматривание  иллюстрации «Все деньги мира»;
  9. Создание картотеки дидактических игр по формированию финансовой грамотности у детей;
  10. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Банк».
  1. этап - заключительный

подведение итогов проекта, разработка буклетов для родителей по финансовой грамотности дошкольников, размещение в сети-Интернет на образовательных порталах материалов по проектной деятельности.

Предполагаемые результаты

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;
  • Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Список литературы.

  1. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»  (для дошкольников), - Калининград, 2015.
  2. О.А. Блохина  Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.» - Калининград – 2017.
  3. Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста» - Калининград, 2018.
  4. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников – Москва, 2019.

Приложение 1

Интегрированная образовательная деятельность (НОД)

Тема: «Что мы знаем о деньгах»

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. расширить  знания детей о возникновении  денег, о том,  что служило деньгами для древних людей;
  2. развивать  память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Материалы и пособия: интерактивная доска, презентация, предметы для игры «Продавцы» (обмен), деньги бумажные и металлические.

Ход деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, я хочу предложить Вам, отправится в прошлое. На чем можно отправиться в мир древних людей?

Дети: на машине времени.

Воспитатель:

Как  Вы считаете, были ли у древних людей деньги?

Дети: варианты ответов детей.

Воспитатель: Как Вы думаете, почему у древних людей не было денег?

Дети: варианты ответов детей.

Воспитатель: У первобытных людей был металл или бумага, чтобы изготавливать деньги?

Дети: нет.

 Воспитатель: А чем они могли расплачиваться?

Дети: варианты ответов детей.

Воспитатель: Сначала они меняли товар на товар. Бартер – обмен.

 Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура — сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги. У одних народов деньгами сначала были животные — у кого больше овец, коров, коз, тот и богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, куниц). Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками.

Существовали «съедобные» деньги – зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов.

(дети смотрят слайды, иллюстрирующие слова воспитателя)

Сейчас я предлагаю Вам превратиться в древних людей и попробовать обменять один товар на другой.

(дети подходят к подготовленным столам, играют в игру «Продавцы»)

Воспитатель: И только в десятом веке появились металлические деньги.

Копейка – копейная монета – русская разменная монета, 1/100 рубля. Копейка введена в обращение в 1534 году.

Рубль – денежная единица равная 100 копейкам. Версия происхождения от слова рубить. В древности рубили серебряный прут и расплачивались этими частями. Первый рубль в виде монеты появился в 1654г.

(дети смотрят слайды, иллюстрирующие слова воспитателя)

Поговорка: Без копейки рубль щербатый. Щербатый – имеющий щербину, недостаток.

(не будет хватать копеечки – не будет полноценного рубля, следует беречь каждую копеечку)

Сегодня мы с Вами побывали в прошлом денег.

Приложение 2

Интегрированная образовательная деятельность (НОД)

Тема: «Доходы и расходы»

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1.  дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно тратить;
  2.  активизировать словарь за счёт таких терминов, как «покупка», «доход», «зарплата», «расходы»;

воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

Материалы и пособия: интерактивная доска, презентация, деньги, чеки, предметы для игры «Покупки»

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждут в гости герои мультфильма «Барбоскины». Вы все их хорошо знаете, вспомните членов семьи Барбоскиных.

Дети: мама, папа, Лиза, Генка, Малыш, Роза, Дружок.

Воспитатель: Как вы думаете, кто в их семье работает?

Дети: папа и мама.

Воспитатель: правильно, два члена семьи работают, получают деньги, заработную плату. Это их доход.

Доход – это деньги или другие ценности, полученные в результате работы.

В их семье пять детей, скажите, большие расходы у Барбоскиных?

Дети: да.

Воспитатель: Что же такое расходы?

Дети: предлагают варианты ответов.

Воспитатель: Хорошо. Расход – это деньги или другие ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Что нужно купить семье Барбоскиных?

Дети: продукты, одежду, обувь, игрушки, книжки.

Воспитатель: отлично. Сейчас мы поиграем в игру «Покупки» и поможем семье Барбоскиных приобрести нужные товары.

(дети выполняют роли продавцов и покупателей, выбирают только необходимые товары, объясняют свой выбор)

Приложение 3

Интегрированная образовательная деятельность (НОД)

Тема: «Семейный бюджет»

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1) дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно тратить;

2) активизировать словарь за счёт таких терминов, как «семейный бюджет», «доход», «зарплата», «расходы», «копилка»;

3) воспитывать нравственные понятия чувство уважения к труду, бережное отношение к покупкам, игрушкам, вещам.

Материалы и пособия: интерактивная доска, презентация, ноутбук, деньги, раздаточный материал для изготовления копилок.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, как Вы думаете, почему, когда Вы что-то просите у мамы, она Вам это не покупает?

Дети: Варианты ответов детей.

Воспитатель: Да, верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег. В каждой семье родители подсчитывают свой семейный бюджет.

Бюджет  - это подсчет доходов и расходов.

Ребята, назовите членов своей семьи.

Дети: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Воспитатель: хорошо. У кого из членов семьи может быть доход?

Дети: У родителей зарплата.

Воспитатель: Правильно. Дедушка с бабушкой, если они уже не работают, получают пенсию. Это деньги, которые им платит государство, за то, что они раньше работали.

Если старший брат или сестра учатся в колледже или институте, им платят стипендию. Это такая денежная выплата для учащихся.

Итак, в семье могут быть разные доходы: зарплата, пенсия и стипендия.

Все эти выплаты составляют семейный бюджет. Когда все деньги складываются, взрослые их распределяют, чтобы оплатить текущие расходы. Заплатить квартплату (свет, вода, телефон, интернет);

 купить продукты, лекарства, вещи;

 и другие важные расходы.

Скажите, ребята, какие расходы есть в Вашей семье?

Дети: заплатить за телефон, на стрижку в парикмахерской, на продукты.

Воспитатель: когда в семье оплачены все важные расходы, те деньги, которые остались, можно потратить на развлечения.

Какие развлечения Вы любите?

Дети: сходить в кино, на мультики, в парк развлечений, в кафе.

Воспитатель: Да, верно, и на все эти развлечения необходимы деньги.

Еще можно отложить оставшиеся деньги в копилку, чтобы накопить на какую-то большую и важную покупку, или поездку.

  Я  предлагаю Вам с родителями дома изготовить свою уникальную копилку, куда Вы сможете положить деньги, которые дают Вам родители.

(из подручных материалов, дети с родителями  мастерят копилку, украшают ее и приносят для выставки).

В конце деятельности дети отвечают на вопросы воспитателя.

Что такое семейный бюджет? Что такое доходы? Что такое расходы?

Почему, мы не можем тратить деньги только на то, что нам хочется?

Ответы детей

Приложение 4

Интегрированная образовательная деятельность (НОД)

Тема: «Где хранят деньги?»

Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. расширить  знания детей о банке, для чего он нужен людям;
  2. развивать  память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

уточнить понятия «сбережения», «накопления».

Материалы и пособия: интерактивная доска, презентация, муляжи денег: бумажных и металлических, «золотые слитки», игрушка Буратино.

Ход деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся с Буратино в путешествие и узнаем, где нужно и можно хранить деньги.

Ребята, ответьте на вопрос, где можно хранить деньги?

Дети: дома, в кошельке, в копилке, в шкатулке.

Воспитатель: Да, конечно можно и так хранить деньги. Но оказывается, деньги или наши «СБЕРЕЖЕНИЯ» можно не только хранить, но и преумножать, то есть увеличивать их количество! И поможет в этом БАНК.

Деньги, принесенные в банк, кладут на специальный счет, называется он депозитный. Деньги кладутся на счет на определенное время, а потом банк начисляет проценты, на Ваши внесенные денежные средства. Ваши доходы увеличиваются, накапливаются – это «НАКОПЛЕНИЯ».

Хранить деньги в банке достаточно безопасно, ведь там их охраняют очень серьезно и надежно. Давайте вспомним, что случилось с деньгами Буратино, в сказочной стране?

Дети: Кот Базилио и лиса Алиса предложили закопать их, а потом украли.

(дети смотрят отрывок из мультфильма, обсуждают)

Воспитатель: Как Вы думаете, как нужно было поступить Буратино?

Дети: положить деньги в банк, их стало бы больше.

Воспитатель: Верно. Скажите, пожалуйста, кто работает в банке?

Дети: операторы, консультанты, охранники.

Воспитатель: Что делают операторы?

Дети: Разговаривают с клиентами, принимают к оплате квитанции, выдают деньги, принимают деньги, выдают банковские карты.

Воспитатель: Что делают консультанты?

Дети: Помогают открыть счет, оформить кредит.

Воспитатель: Что делают охранники? Для чего они нужны в банке?

Дети: они следят за порядком, смотрят, чтобы ничего не украли.

Воспитатель: Как Вы думаете, для чего в банках стоят банкоматы?

Дети: Чтобы можно было быстро снять деньги с карты, положить деньги на счет.

Воспитатель: Сейчас, я предлагаю Вам, стать банковскими работниками и их клиентами, мы окажемся в нашем банке и попробуем обыграть несколько ситуаций в банке.

(дети играют в сюжетно-ролевую игру «Банк», педагог помогает, направляет игру, обсуждает с детьми)

В конце деятельности подводится итог.

Приложение 5

Консультация для родителей

«Финансовая грамотность детей»

Дайте ребенку знания о деньгах.

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от окружающих их людей, именно такими они впоследствии, и станут учениками, работниками,  родителями. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих знаний, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными. 

К сожалению, одна из направлении в познании окружающего мира, которой очень часто пренебрегают, это финансовая грамотность. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.        
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

До школы. 

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.        

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. 

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, то эта прекрасная возможность показать на примере.  Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый оптимальный вариант. 

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Приложение 6

Консультации и рекомендации для родителей

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

 Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;

•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

  • Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
  • Возьмите ребенка в банк.
  • Поговорите с детьми о вложении денег. 
  • Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. 
  • Научите детей зарабатывать деньги.
  • Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. 
  • Покажите ребенку, как  пользоваться кредитной карточкой. 
  • Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. 
  • Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
  • Будьте для ребенка примером.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!

Приложение 7

Поговорки с экономическим содержанием

  • Каков работник, такова ему и плата.
  • Дело мастера боится.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
  • Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Кто сидит на печи, тот не ест калачи.

Приложение 8

Дидактические игры с экономическим содержанием

Игра «Хочу - надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». 
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. 
ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле. 


Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. 
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену. 
ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета. 

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

«Магазин игрушек»

Цель:Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки,  ценники, товарные знаки, игровые  деньги.

«Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.  

Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...